Этот «поп» ведет к храму?

В ночь на 4 апреля – другими словами на Пасху — в прокат вышел фильм Владимира Хотиненко «Священик». Возможно, нужно быть через чур громадным киногурманом, дабы  пойти в кино  как раз в  это время. Кто-то  будет завершать торжественные изготовление, кто-то наблюдать либо кроме того лично находиться на пасхальном богослужении,  а кто-то и вовсе – дремать. Но эта новая прокатная мода – устраивать премьеры в «значимые» дни  –  начинает.

  Получается,  если ты  не встретишь новогоднюю ночь с «Иронией судьбы-2», а 9 Мая – с «Утомленными солнцем-2», — ты лох?

С датой релиза «Попа», на мой взор, оказалось пафосно и нарочито претенциозно — такая заявка на проповедь «от Владимира». Но, дата релиза –  самое малое, в чем поспешит зритель упрекнуть режиссера.

 «Остров». И мало жадно

Фильм «Священик» был продемонстрирован журналистам  заблаговременно. И привёл к  противоречивым мнениям. Одни по окончании просмотра  хлопали в ладоши Хотиненко стоя, другие ехидно цедили через зубы: «Что вы имеете возможность  нового нам открыть по окончании «Острова» Лунгина?!»

Хотиненко завелся: «Что я вам лично сделал-то?  Из-за чего такое отношение – и в то время, когда! – в Страстную неделю!»

Этот «поп» ведет к храму?

Сергей Маковецкий также почувствовал себя обиженным и продолжительно  защищал режиссера, идею фильма,  собственного храбреца.

Но обязана отметить: и режиссер, и актер, сделав ТАКОЕ кино, не могли не думать о том, что  многие его не воспримут. Сообщу кроме того определеннее — фильм не понравится:

а) Некоторым иудеям – за то, что в картине продемонстрирована девочка-иудейка (актриса Лиза Арзамасова),  перешедшая в православие. Ортодоксальные иудеи таких именуют «выкрестами» и относятся к ним как к предателям.

б) Некоторым представителям православной церкви – по причине того, что в фильме  действуют священники, готовые  без особенных рефлексий сотрудничать с немцами против Советов.

в) Патриотам – по причине того, что  и партизаны, и Красная армия выглядят в ленте наравне с нацистами – ожесточёнными палачами.

Г) Нацистам – по понятным обстоятельствам…

Итак, о чем же кино?

Между Сциллой и Харибдой

В базе – одна из малоизученных страниц истории ВОВ – деятельность Псковской православной миссии.

С августа 1941-го по февраль 1944-го священники из Прибалтики возобновляли церковную судьбу на оккупированных немцами территориях от Пскова до Ленинграда. Положение батюшек было неясным: с одной стороны, они по договоренностям с немцами должны были с ними сотрудничать, с другой – факт сотрудничества делал их изменниками отчизны, с третьей, на отчизне-то отправление религиозного культа считалось чуть ли не правонарушением…

 

— Существует целая переписка между вермахтом и гестапо, — говорит Сергей Маковецкий – об данной миссии, которая показывает, что вермахт был заинтересован в православных священниках, а гестапо — нет. Немцы пологали, что сработает принцип: неприятель моего неприятеля — мой дорогой друг. И не просчитали, что батюшки, каковые столько натерпелись от коммунистического режим, изменниками отчизны не станут.

 Главный герой фильма именно и имеется таковой батюшка  Александр (Ионин) — актер Сергей Маковецкий, что с матушкой Алевтиной (Нина Усатова) отправляется в одно из сел на границе с Латвией — помогать. Село — под немцами, которых местное население встречает хлебом и солью.  В жизни отца Александра не будет  громких библейских чудес и подвигов, но он будет стараться  жить по заповедям.

— Храбрец Маковецкого  был между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней, — говорит Хотиненко. — Он по факту – изменник отчизны, а по сути выполняет долг.

Как он выполняет данный долг? Ведет душеспасительные   беседы и со старостой-полицаем, и  с партизаном (Кирилл Плетнев), и с германским полковником, рожденным в Российской Федерации Иваном Федоровичем Фрайгаузеном  (Анатолий Лобоцкий). Фрайгаузен также своеобразный  персонаж – между Сциллой и Харибдой – наподобие русский, а наподобие немец, интеллигентнейший человек, а должен в белых перчатках вершить зло – и каяться…

Для  отца Александра все равны, все одинаково заблудшие души… И вдобавок он  усыновляет  детей-беспризорников, возит  еду и утепленные вещи в концлагерь, раскинувшийся в соседнем лесу. Батюшка сыт, одет, но не радостен – по причине того, что с каждым днем войны он все явственнее осознаёт, что «благодушие» немцев притворное и временное. И весьма не так долго осталось ждать жизнь это обосновывает:  обстановка на фронтах изменяется, и немцы начинают устраивать показательные казни среди мирных обитателей. А полковник Фрайгаузен, что раньше возил  батюшке мороженое, командует  этими казнями…

А позже приходят красные, они освобождают местные почвы от нацистов и расправляются с теми, кто сотрудничал с немцами. Избранный патриарх присылает из Москвы  бумагу: деятельность Псковской православной миссии признать  преступной, а священников, каковые  ее делали, – предать анафеме. Вот так  творящий добро, не совершивший ничего нехорошего Александр (Ионин) делается преступником и отправляется в продолжительную ссылку в Сибирь …

 Молоко мертвой коровы

Сергей Маковецкий сыграл собственную роль, как, но, и многие до того, гениально.

— Я не старался примерить на себя судьбу моего храбреца, не пробовал отвечать на вопросы, а как бы я повел себя на месте отца Александра, — говорит актер. — Я  осознать, что он испытывает. Каково это:  жить с обязанностью выслушивать всех — кроме того неприятных тебе людей? Каково это – хоронить жену, волноваться это как человек и осознавать, что как священник ты не имеешь права скорбеть по такому предлогу?!

К слову, и остальные актеры – Нина Усатова и юная Лиза Арзамасова — совладали со собственными ролями блестяще.

Потому, что в  настоящей церкви никто не разрешил бы Хотиненко снимать так продолжительно, да  еще и такие кощунственные кадры, как расстрел иконы, – церковь была выстроена в павильонах «Мосфильма».

— В то время, когда мы ее покидали в последний съемочный сутки, – говорит режиссер,  было чувство, что прощаемся с  намоленными стенками.

К слову, икона, которую в кадре расстрелял храбрец Кирилла Плетнева, такой не была —  ее заменил современный рисунок, сделанный по древним примерам.

Имеется в картине и еще один ужасный момент. Немцы расстреливают корову, а местный блаженный доит ее и выпивает молоко от уже мертвого животного.

— Мне показалось, что это весьма броская метафора войны, — говорит Хотиненко, — но  обязан сказать: ни одно животное на съемках не пострадало! Корове сделали укольчик, она проспала 10 часов…

Многие из эпизодов фильма воссозданы по фотографиям тех лет, хранящихся в архивах. Потрясает: война войной, но прибалтийская «франтоватость» в храбрецах присутствует — шляпы, элегантные пальто …И вдобавок в фильме «снимался» настоящий наперсный крест 1883 года. За «церковную правду» отвечал консультант фильма игумен Кирилл, что  подсказывал, как говорят священники, какими интонациями, жестами пользуются.

— Ни одного лишнего перемещения в этом фильме не должно было быть, — говорит Владимир Хотиненко. — Ход влево – и впадешь в чрезвычайную благостность, ход вправо – в неправду.

— И вдобавок было мелкое чудо, — додаёт Сергей Маковецкий, — снимали сцену Пасхи. Необходимо было солнце, а на дворе – облачно. Решили начать снимать крестный движение, И лишь мы приступили к сцене – выглянуло солнышко.

Оно сопровождало нас всю сцену – и когда мы закончили – скрылось за тучами и больше в данный сутки не оказалось. Такое вот благословение мы взяли…

И Путин фильм благословил

Владимир Хотиненко – воцерковленный человек. Начиная снимать данный фильм, он взял Алексия и благословение II, что не дожил до премьеры фильма, и нынешнего патриарха Кирилла. Помимо этого, мысль фильма одобрена Медведевым и премьером Путиным.

Получается, что «Священик» — это чуть ли не нацпроект? Да и выходит он огромным числом копий — 600 в Российской Федерации, еще 100 в бывших советских республиках и Прибалтики.

Кстати, фильм чуть было не попал  в номинацию на «Оскар» в текущем году – но, как мы знаем, проиграл «Палате №6» Карена Шахназарова, которая, но, также ничего не забрала.

— Думаю, шанс взять «Оскар» у нас был, — говорит Хотиненко. — Американские киноакадемики обожают простые человеческие истории. Но и в том месте очень многое зависит от «антропогенного» фактора. Вот, к примеру, победитель «Вручения Оскара» —  «Повелитель бури» — на мой взор, весьма незамысловатая картина – и как внезапно она привела к такому единодушию в оценках?

Понятное дело: сработал антропогенный фактор!

Любопытно, что у фильма «Священик» были и другие варианты заглавия.

— Для меня эта картина окончательно останется называющиеся «На реках Вавилона», — согласится Хотиненко. — Как раз с данной музыки Верди начинается фильм. Данной мелодией в современной обработке «Бони М» и заканчивается. Была мысль назвать фильм «Преображение».

Но прокатчики настояли на емком слове «Священик», и я дал согласие, тем более что это наименование романа Александра Сегеня, легшего в базу картину.

Выводы

Фильм «Священик»  наблюдать нужно – хотя бы чтобы знать о том, что в истории отечественного Отечества  имеется и такие страницы. А вот как относится к таким страницам – любой обязан определяться самостоятельно.

На пресс-конференции одна юная журналистка неуверено задала вопрос:

— Для чего вы так продемонстрировали Красную армию – палачами, наравне с нацистами? Моему дедушке-ветерану войны будет больно это видеть…

 Ответ дал Маковецкий:

— У отечественных ветеранов маленькая память. Их мало осталось, но они не забывают лишь то, что желают не забывать. Вот и с портретами Сталина собрались на парад 9 Мая выходить…

Разрешу себе поспорить с хорошим актером. Мне думается, отечественные ветераны прожили такую жизнь, что в далеком прошлом заслужили  себе право не забывать, что хочется, ходить  с любыми портретами и наблюдать кино  на собственный вкус. Великая Отечественная война – единственное, что осталось у нас из «святого», нетронутого. Единственное, чем мы можем гордиться.

Каждая вторая  страна, пережив  подобное, сделала бы из собственной истории нацидею, выпустила бы последовательность блокбастеров по типу  «Выручая рядового…», растиражировала бы портреты храбрецов на майках-кружках-побрякушках. А мы  то и дело «вскрываем нарывы», обливаемся гноем  и еще пробуем взять наряду с этим наслаждение.

Илона Егиазарова

Фотографии с пресс-конференции: Роман Щербенков

Фотографии с пасхальной премьеры в Храме Христа Спасителя: Юрий Самалыга

Покаяние (1984). К чему дорога, если она не приводит к храму?


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: