Юнайтед
Пятна крови на снегу, куски ремней, какие-то бумажки. Камера медлительно идёт дальше и натыкается на ноги. Поднимается выше.
Мы видим сдвоенное кресло и пристёгнутых к нему окровавленных парней. Через некое время пошевелится, а после этого откроет глаза тот, что слева. Он и станет главным киногероем “Юнайтед”, поставленного по настоящим событиям.
Кличут этого молодца – Бобби Чарльтон. Да, тот обладатель и самый чемпион мира “Золотого мяча” 1966-го года, легенда британского и мирового футбола. Но это ещё будет нескоро.
А до тех пор пока начинался 1958-ой и 20-летний Бобби был составной частью команды “малышей” Мэтта Басби. Весьма юная (средний возраст игроков – 22 года), задорная и перспективная молодёжь “Манчестер Юнайтед” к тому времени два раза сенсационно побеждала чемпионат, заставляя сказать о себе только в восторженных тонах.
Казалось, у них всё впереди: медали, кубки, звания. Неумолимо и триумфально на Европу надвигалась эра “МЮ”. Англия в первый раз участвовала в Кубке Европейских Чемпионов, и “Юнайтед” дошёл в том месте до полуфинала.
Что его и сгубило.
Лига ревностно восприняла европейские похождения команды и не захотела идти на уступки в переносе игр. Мэтт Басби был должен нанять личный самолёт на еврокубковый вояж в Югославию. И по возвращении назад, в аэропорту Мюнхена произошла катастрофа, лишившая “МЮ” игроков, а болельщиков – великой команды.
Этой трагедии и её последствиям посвящена картина Джеймса Стронга “Юнайтед”. Фильм-история, фильм-плач, фильм-память.
Случай, поведанный тут, не единственный. История знавала с дюжина катастроф, аналогичных данной. Гибли команды и сборные, в большинстве случаев – в полном составе. Пожалуй, Мюнхенская катастрофа – единственное из известных для того чтобы рода событий, в то время, когда погибли не все.
И всё вследствие того что самолёт так толком и не взлетел.
Само собой разумеется, о таких вещах нужно знать. Знать, не забывать и чтить. Кроме того с одной лишь данной позиции “Юнайтед” нужен. Он говорит о том, что практически всем из нас неизвестно.
Возможно, и без этого знания легко возможно прожить. Особенно с учётом того, что и сам фильм достаточно тяжёлый для восприятия.
Режиссёр “увлекается” (в случае если так возможно выразиться, никого не обидев) демонстрацией скорби и пара пережимает жизненные артерии. Ты втягиваешься в представленные на отечественное обозрение мероприятия по уши и погружаешься в скорбь. Кроме того больше, чем желаешь и чем требуется.
Жаль игроков, жаль команду, каких-то третьих лиц. Но кто они мне, дабы так мучиться? Простые юные парни, футболисты, чью игру я не видел (по причине того, что в фильме её не показывают), люди, к каким я просто не мог и не должен был успеть прикипеть.
Чуть ближе к зрителю Бобби Чарльтон. Его ведут по фильму, показывая годы дубля, дебютный матч, становление. Вот к нему привыкаешь.
Но он то именно и остаётся жив.
Кстати, по части актёрской игры претензий нет ни к кому. Парни стараются. Не заявить, что чем-то выделяются из массы себе аналогичных, но и ничего не портят. Единственный, кто создаёт чувство, это Дагрей Скотт.
Его Мэтт Басби вправду и по-настоящему оптимален. Мы видим его взор перед последней попыткой взлёта, и он искупает всё.
“Юнайтед” – телевизионный проект, из этого и ограниченность в средствах. Аскетичная, пара заторможенная картина, в кадре – ничего лишнего. Думается, словно бы траур уже наступил, причём задолго до трагедии.
Самого футбола, как я уже упомянул, в фильме нет. Но околофутбольного действа хватает. Смотрины, тренировки, хозяйская раздевалка, ритуалы и предыгровая установка, мандраж перед выходом на поле… Мы видим всё это и проникаемся воздухом игры, командным духом, аурой стадиона. Мы понимаем, что означает “МЮ” и чувствуем его масштаб, величие. Мы восхищаемся этими людьми, их мужеством и внутренней силой, и знаем, к чему это ведёт.
Знаем, события и какие люди сделали “Юнайтед” клубом, что мы любим и ценим. И эта сопричастность толкает нас в лагерь поклонников “МЮ”. Тем более что он того хорош.