Как это было: встреча авторов антологии пазл с читателями (много фото!)
Итак, свершилось! День назад, в то время, когда, казалось бы, всю землю, а уж тем более вся Российская Федерация должны были замечать с экранов зомбоящика церемонию открытия двадцать вторых зимних Олимпийских игр в Сочи, в Москве произошло мероприятие совсем иного рода, которое кроме этого привело к интересу у публики. В первую очередь у публики просматривающей, и в первую очередь — просматривающей русскую литературу кошмаров и мистики.
По инициативе главного редактора Территории Кошмаров, с благословения и при активной помощи работников издательства Эксмо и магазина Новый Книжный (что в торговом комплексе Садовая галерея, станция метро Сухаревская) случилась встреча читателей с авторами отечественной антологии хоррора ПАЗЛ. Мы подготовили для вас подробный отчет об этом во многом знаменательном событии.
В чем уникальность самого мероприятия? ПАЗЛ — первая антология НАСТОЯЩЕГО русского хоррора. И в первый раз в истории была устроена настоящая презентация книги подобного рода.
ПАЗЛ вышел в знаменитой серии MYST Тёмная книга 18+, ведущих авторов которой (они выступают под коллективным псевдонимом Александр Варго) Алексея Шолохова и Сергея Демина просматривающая публика знает уже давно (как-никак, серия издается с 2008 года). Но только сейчас, благодаря ПАЗЛУ и отечественному участию, читатели смогли вживую, в непринужденной и очень комфортной обстановке заметить собственных кумиров, поболтать с ними, сфотографироваться, забрать автографы.
Очевидно, находились на презентации не только два Александра Варго, но и другие писатели, чьи рассказы были включены в сборник. Не все тринадцать человек (многие так как живут довольно далеко от Москвы), но, вычисляй, добрая половина. Кроме Сергея Демина (Давиденко, Демин — это также собственного рода псевдоним 🙂 и Алексея Шолохова, в мероприятии поучаствовали главный редактор вебзина DARKER, создатель двух рассказов из ПАЗЛА (включая тот, что дал наименование всей книге) Александр Подольский, писатели Дмитрий Тихонов (прибыл из Нижнего Новгорода), Александр Матюхин (Петербург) и Михаил Киоса (Москва).
Коллективное фото авторов. Слева направо, стоят — А. Подольский, А. Матюхин, С. Демин, М. Киоса, сидят — А. Шолохов и Д. Тихонов.
А вот так авторы были рассажены на протяжении официальной части, в то время, когда отвечали на вопросы ведущей мероприятия и, конечно же, читателей:
Взор из-за афиши 🙂 В действительности, народу собралось прилично, так что кому-то в задних последовательностях и правда было нужно следить за всем приблизительно с для того чтобы ракурса:
Согласиться, перед презентацией кое-какие авторы легко мандражировали — что если придут лишь приятели и привычные? Оно, само собой разумеется, приятно в домашнем кругу появляться, но все-таки хочется видеть собственного читателя… Как выяснилось, читателям также хочется видеть писателей 🙂 Без оглядки на Олимпиаду, без оглядки на то, что не все желающие смогли физически вырваться в данный вечер с работы (я это знаю, поскольку мне на это сетовали по Сети сами читатели), собралось, по различным оценкам, от 30 до 50 человек. И это большое количество, поскольку сидячих мест хватило далеко не всем, что замечательно видно по следующей фотографии:
Со слов самих авторов, лишь за автографами подошло человек двадцать. Вот как это смотрелось (кликните, дабы расширить фото):
Как вы заметите по остальным фотографиям, презентация ПАЗЛА прошла в радостной, непринужденной атмосфере. Довольны остались, думается, все — и писатели, и читатели. Но, дадим слово им самим. Вот первые комментарии из группы фанатов серии MYST Вконтакте (https://vk.com/a_vargo):
было весьма сильно!) (Денис)Все было весьма сильно!!! Благодарю авторам)) Почаще бы так)) (Елена)Весьма хорошие…. я бы сообщила что если бы не масса людей то пригласили бы к себе)) да,да…я брала автографы и со всеми фоткалась))) ну позже)) (Екатерина)
А вот первые впечатления от встречи, которыми поделились с нами участники со стороны авторов:
Мне весьма понравилось. Прекрасно посидели, поболтали. Не сходу вопросы с мест пошли, но позже народ ожил. Приятный вечер! (Михаил Киоса)Человек тридцать было, большое количество народу с книгами, большое количество брали в том месте же. Воздух хорошая, ведущая сбивалась и пугалась ) (Александр Матюхин)Было хорошо… Да что в том месте?
Было превосходно, потому как сравнивать-то и не с чем)) Как мы с Сашей Подольским и предполагали, неспециализированные вопросы для всех мало затрудняли беседу)) А так все молодцы. Подольский и Киоса были более разговорчивы, чем мы с Тихоновым, к примеру)) Но все здорово. Я малоразговорчив, но да и то что-то в том месте сообщил и это превосходно)) (Алексей Шолохов)Презентация прошла хорошо, как по мне.
Пиарщик позже доходил, задавал вопросы, ну как??? Прекрасно? С авторского кресла смотрелось нормально, вот по поводу зрителей не знаю. (Александр Подольский)благодарю всем! Прежде всего — ГРУППЕ ПОМОЩИ)) и тем, кто организовал встречу! тем. кто помогал (работники магазина) и, само собой разумеется, авторам! молодцы, держались с уверенностью, на вопросы отвечали четко и детально, респект! (Сергей Демин)
Нужно добавить, что Михаил Киоса сходу с презентации отправился на работу, а вот остальные ПАЗЛовцы затем еще неспециализированной компанией посидели. Кто-то данный авторский междусобойчик послепрезентационный покинул довольно рано, кто-то подзадержался, но по всему видно, что посидели прекрасно 🙂 Михаил Киоса, как единственный полностью трезвый, написал позже следующий…
громадный и подробный отчет о самой презентации
Вот и прошла презентация сборника Пазл в столичном Новом книжном. Всё когда-то случается в первый раз — для меня это общение с читателями стало дебютом. Могу заявить, что ушёл из книжного с теплом в душе и ухмылкой на лице.
Понравилось всё: и общение с сотрудниками по сборнику, и диалог с читателями (пускай сначала и не весьма деятельный, но мало-помалу зал включился в беседу).
Но, обо всём по порядку.
Для меня презентация Пазла началась с столичных пробок. Закон подлости подстерёг меня как раз тогда, в то время, когда я был самый уязвим. Всю неделю он, затаившись, не напоминал о себе: дороги были свободны, транспорт приходил без особенных задержек, а также на ноги мне никто в оном не наступал.
Но вот пришла пятница. Перед тем, как выдвигаться в сторону Сухаревской, мне нужно было: а) закончить работу не позднее трёх; б) сделать несколько необходимых дел; в) закинуть всё лишнее к себе и затем ехать на презентацию.
Сообщу сходу, без накладок по времени удалось выполнить пункт а) и пункт б). Путь к себе занял мин. на сорок-пятьдесят больше, чем должен был. В итоге — из подземки на станции Сухаревская я встал наружу в 18:31, в случае если мне не изменяет память.
И, само собой разумеется, перед входом в торговый комплекс меня обрызгала машина — той самой жижей, которую любой снегопад у нас создают на дорогах коммунальщики.
Но хорошо, хватит об этом.
Войдя в Новый книжный и добравшись до места, которое терпеливо ожидало меня, я понял, что в случае если что и пропустил, то самую капельку.
Рядом сидел Александр Подольский (создатель двух рассказов сборника — Пазл и Метео, и главный редактор издания Darker), слева от него — Александр Матюхин (Таймер). Возглавлял почтенное собрание Сергей Дёмин (основной Варго, Зефир в шоколаде), на втором крыле расположились Алексей Шолохов (второй Варго, Кошкин дом) и Дмитрий Тихонов (Трапеза).
Общение началось с вопросов о том, что такое сплаттерпанк и кто такие апостолы Тьмы. По части жанра выступил Сергей Дёмин. С ухмылкой он поведал: выяснил, что пишет в жанре сплаттерпанка, из интервью с ним же. По части апостолов исторический экскурс выдал Александр Подольский — Апостолов Тьмы придумал издатель, но авторы, часть которых в своё время основала общество Тьма, а позднее создала и издание Darker, определив об этом, были лишь рады.
Так что — к обоюдному наслаждению.
Дальше пошли слухи о том, какие конкретно кошмары нам, авторам писать больше всего по душе. Тут отечественные мнения разделились. В случае если я очевидно дал предпочтение нагнетанию и психологизму воздуха (не отказываясь, конечно же, от всех остальных и крови атрибутов жанра), в то время, когда ужас, так скажем, медлено показывается из-за кулис (кстати, Александр Подольский, в случае если мне не изменяет память, частично поделил мою точку зрения), то от сотрудников раздались и другие мнения.
В частности, такое: нужно садиться и писать, а в ходе станет светло, чего книге необходимо больше: крови либо закадрового кошмара. Что ж, это также справедливо.
Был вопрос о русском пути для жанра. Стоит ли активнее применять фольклор и другие национальные нотки. Тут по результатам дискуссии выделилось два мнения.
Первое: как раз что домовых да леших применять не обязательно, но отечественная русский реальность отечественным авторам весьма нужна и произведениям отправится лишь на пользу. Как метко увидел Александр Подольский, мэри да джоны в штате Мэн, рождённые русскими писателями, в 90 процентах случаев будут говорить с рязанским выговором. Фактически, такой же точки зрения придерживаюсь и я. В случае если сказать об обстановке, месте действия, то нужно писать о том, что знаешь достаточно с уверенностью.
Лишь тогда ты сможешь поведать об этом точно — так, дабы текст жил.
Второе вывод: фольклор может очень многое дать русскому хоррору. Фактически, броским доказательством этого помогает рассказ Дмитрия Тихонова Трапеза. Вправду, вкусное произведение.
Отмечу, что Дмитрию и карты в руки были по части этого рассказа. Он — любитель исторической прозы, и потому прекрасно воображает себе обращение обитателей тех времён, их быт и нравы, обстановку. Как он поведал на презентации, довольно много времени на протяжении написания рассказа ушло именно на то, дабы сделать обращение храбрецов соответствующей духу времени и одновременно с этим не зайти слишком далеко, не устроить на страницах вакханалию архаизмов.
Что же, ему превосходно удалось соблюсти баланс.
А ещё, говоря о фольклоре в хорроре, возможно отыскать в памяти Вия Николая Гоголя. Не фильм, само собой разумеется, а источник.
Ещё один вопрос касался воодушевления: где его ищем мы, как быть, в случае если воодушевление не приходит, а писать нужно, откуда по большому счету берутся идеи.
Что касается пункта как быть, в случае если воодушевление не приходит, а писать нужно, то и тут отечественные мнения разделились. Я, основываясь на личном опыте, высказался на тему, что писать всё равняется нужно, а воодушевление может прийти уже в ходе. Если не ошибаюсь, то мою точку зрения поддержал Александр Подольский. У Варго, напротив, позиция такова, что без воодушевления садиться за стол не следует — путного не выйдет.
Сергей Дёмин вследствие этого посетовал, что, должно быть, как раз потому, не так довольно часто пишет книги, как хотелось бы. Что ж, при таких условиях, тем полезнее любая книга, которая написана на волне.
Задавали вопросы нас и о том, будем ли мы дальше трудиться в жанре хоррора либо отправимся в плавание по вторым направлениям. В целом все авторы связали собственные творческие замыслы как раз с хоррором. Единственное отступление сделал Дмитрий Тихонов. Он, по долгу главной работы, должен всегда писать фэнтези, как сценарист игр в этом жанре.
Но потому, что хоррор для него, как он сам выразился, отдушина, то и от Дмитрия стоит ожидать новинок в отечественном жанре: ничто так не влечёт, как возможность глотнуть свежего воздуха.
От бесед о преданности и вдохновении жанру беседа, неспешно приближаясь к концу, перешла к рекомендациям начинающим авторам (это был, если не ошибаюсь, вопрос из зала). Нужно согласиться (и я так и поступил, отвечая на данный вопрос на презентации), я сам в случае если и ушёл от статуса начинающего, то не так уж на большом растоянии. Мне ещё расти и расти над собой — до самого финиша.
В противном случае и браться не следует. Но, как бы то ни было, я разрешил себе, опираясь на где-то одиннадцать лет постоянного сочинительства, дать пара советов. Так, я считаю, что основное — это писать. В случае если появляются идеи, не нужно держать их в себе.
Нужно изливать их на бумагу и не опасаться, что окажется не хорошо. Раз от разу будет получаться лучше. А ещё принципиально важно показывать собственные рассказы вторым людям, не держать написанное в столе. И показывать не только лучшим приятелям, но и более умелым в литературном деле людям (благо, в сети литературных конкурсов с жюри и самосудом от авторов-участников — выше крыши). Ну и, само собой разумеется, крайне важно наблюдать по сторонам.
Впитывать характеры людей, подмечать всякие вкусные изюминки в общении, по большому счету — пропускать жизнь через себя.
Тут эстафетную палочку перехватил Александр Подольский, сделав серьёзное замечание о пользе адекватного отношения к критике. Не редкость, что начинающие авторы, взяв твёрдый отзыв на опус, что, по словам Александра лучшие приятели только что назвали шедевром, плюются, обижаются, заявляют, что критик ничего не осознаёт, и гордо уходят. Так делать не следует — если вы, само собой разумеется, желаете развиваться, как создатель. Критика, взор со стороны на твоё произведение — нужна.
Без этого создатель (особенно начинающий) ещё не сможет оценить собственный рассказ, осознать его минусы и плюсы, яснее представить предстоящий путь.
Фактически, для того чтобы же мнения придерживались и отечественные коллеги по сборнику. Тут, кстати, обязан дать должное Александру Подольскому. Так уж вышло, что ведущая презентации размешалась рядом с нами, а потому, в большинстве случаев, по окончании вопросов отдавала микрофон сперва нам с ним.
Противоположному крылу, по окончании того, как отечественное высказывалось, довольно часто было тяжело что-то добавить, и Александр, подметив это, внес предложение менять очерёдность ответов, что, без сомнений, ещё больше оживило дискуссию.
Серьёзное дополнение к рекомендациям начинающим авторам внёс Сергей Дёмин: нужно как возможно больше просматривать. Просматривать, просматривать и ещё раз просматривать. И, само собой разумеется, наблюдать по сторонам, не давать взору замылиться.
Ну и на десерт нас задали вопрос о творческих замыслах: над чем трудимся, о чём грезим. Стало известно, что у Сергея Дёмина и Алексея Шолохова на подходе новые книги. Бодро продвигается работа над громадным форматом у Александра Матюхина.
Имеется творческие замыслы и у Дмитрия Тихонова с Александром Подольским (ему, действительно, реализовывать их сложнее, так как много времени отнимает работа главным редактором издания).
Александр, кстати, сказал, что в случае если Пазл окажется успешным у читателей, то в осеннюю пору стоит ожидать ещё одного сборника Варго и Апостолы, но уже в другом ключе — как раз что мистическом, в честь Хэллоуина. Коли разговор о сборнике перейдёт из теоретической плоскости в практическую, то я буду лишь рад попытаться и учавствовать в его наполнении.
А до тех пор пока я тружусь над иным произведением, но также в жанре хоррора. Уже в основном готов сюжет, оживают храбрецы, в голове рождается воздух. Заодно идёт подбор нужного фактического материала, без этого никак.
Я жёстко рассчитываю написать произведение. Фактически, об этом я и поведал на презентации, отвечая на последний вопрос презентации.
А позже началась автограф-сессия, на протяжении которой мы общалисьс читателями. Что сообщить, ощущения непривычные, но, само собой разумеется, весьма приятные. Забрал автографы и я — у сотрудников по сборнику.
Эта книжка займёт почётное место на полке — но частенько будет оттуда доставаться, дабы перечитать тот либо другой рассказ. Они того стоят.
Говоря об воздухе на протяжении презентации Пазла, не могу не подчернуть, что кроме того в начале, в то время, когда читатели ещё не раскачались, напряжённости Я не чувствовал. Да и коллеги, как имел возможность подметить, также. Мы общались между собой и без микрофона, обсуждали ответы сотрудников, шутили. Было легко и тепло. Думаю, в этом была и громадная заслуга аудитории.
Пускай она и была сначала немногословной, но — благожелательно настроенной. Не ощущалось границы мы — они, и это весьма здорово.
В конце расходиться не хотелось. Я весьма сожалел, что уже ночью мне нужно на работу и оттого не окажется обменяться впечатлениями с сотрудниками вот прямо на данный момент, за чашкой чая либо кружкой пива. Но что сделать, такова жизнь.
Но, я уверен, что эта встреча — лишь первая, за которой последует множество вторых. И, надеюсь, в более широком составе — в итоге, из-за чего бы в один раз не собраться всем апостолам? Цитируя классиков, совсем не вижу, из-за чего бы добропорядочным донам (и красивой сеньорите) не зайти в какое-нибудь комфортное заведение.
Ну а вот как все это было в картинах.
Сергей Демин в центре внимания:
Алексей Дмитрий и Шолохов Тихонов:
В ходе общения:
Автографы были, а что ответственнее — было где их поставить:
Фото предоставлены читателями и авторами, как-то: Тимофеем Самохиным, Денисом Молчановым, Ольгой Пелагеиной и другими, за что им низкий поклон)