Калягин: театру денег всегда не хватает
фото: Зураб Мцхветаридзе, www.kalyagin.ru/
Александр Калягин все горести и радости русского театра принимает как собственные. А они и имеется собственные, весьма индивидуальные для заслуженый артиста СССР, начальника собственного театра Et cetera и председателя Альянса театральных деятелей, жизнь которого уже больше 40 лет связана со сценой. Времена не выбирают… Театр для Калягина — как человек. Он рождается, растет, взрослеет, мужает, сталкивается с проблемами и решает их. Подобно человеку театр не выбирает, в то время, когда ему должно показаться на свет.
В противном случае вряд ли бы сам Калягин выбрал для рождения собственного театра не самые легкие 90?е годы.По признанию артиста, театр Et cetera начался не с идеи, а с гениального курса Школы-студии МХАТ, что Калягин выпустил в первой половине 90-ых годов XX века. Выпускники не разбежались, а стали совместно трудиться над задуманным ими спектаклем. О создании собственного театра занимаюший ранее пост руководителя курса и не грезил тогда.
Юные актеры репетировали, а он им помогал решать появляющиеся «по ходу действия» проблемы организационного характера. А позже… Совершил одну репетицию, вторую и без того потом. И появился театр с таким «перспективным» заглавием.
А во второй половине 90-ых годов XX века театр Et cetera получил первый дом и сцену.Но не только неприятности собственной труппы заботят Калягина, он так как так или иначе несёт ответственность за все театры и всех театральных людей страны.— Александр Александрович, театр, как и любой живой организм, в различные времена чувствует себя по-различному. Какие конкретно «болезни» сейчас одолевают российский театр?— Не желаю брюзжать, но в театре самую малость забыли, что такое актер.
Какой бы режиссер ни был очень способный, все равно, все собственные мысли он транспонирует в зал через актера, через его перемещения, через мизансцены. И нет ничего более занимательного, чем актер в руках весьма хорошего режиссера. Это единое целое, это ядро. Все лучшие актерские успехи неизменно связаны с весьма хорошими режиссерскими именами.
И напротив. Что такое режиссура? Это не просто перемещение слева-направо, справа-налево и вверх-вниз. Режиссура, как сказал Товстоногов, это в то время, когда ты оплодотворяешь кубометры сценического воздуха философской мыслью.
В то время, когда все это пропущено через актеров. Красивейший пример — режиссерские новации Льва Додина. В то время, когда мы произносим «Додин», сходу видим его театр и его актеров. на данный момент имеется такая тенденция, что режиссер занят поиском, изучениями, и к этим изучениям он время от времени завлекает актера.
Вот как бы сделать, дабы этого «время от времени» не было, дабы было «неизменно».— А конкурс в театральные институты, однако, остается стабильно высоким, не обращая внимания на все сложности профессии. Из-за чего?— Да-да, количество абитуриентов, поступающих в театральные институты, с каждым годом не значительно уменьшается. Из-за чего? Так как это очень рискованная профессия с позиций понимания великого слова «случай».
Да, имеется работоспособность. Да, имеется талант. Но какое количество всего должно случиться, сколько должно пройти времени, дабы тебе, дабы тебя заметили, увидели, дабы пригласили на ту самую роль?!
Оканчивает студент собственный театральный вуз, попадает в театр. И начинается быт. Это неприятность. Я знаю это по собственному театру: как пригласить молодого актера и сделать так, дабы он жил комфортно?
В Москве арендовать комнату нереально, снять кроме того помещение нереально. Общаг нет театральных, приемлемых цен на жилье нет. И молодого актера начинает внутренне дергать эта обстановка, он начинает нервничать, он начинает пробовать выжить в данной жизни различными соблазнами, простите за такое дурное слово.
Ему хочется показаться в каком-нибудь сериале…— Разве это не хорошо? Денег получит и в профессии останется.— Сериал — это что-то. 99% сериалов — это кошмар с позиций профессии. Я кроме того не говорю — с позиций мысли. Это пускай киноведы и театроведы исследуют. Но с позиций актерской профессии — это высасывание соков из молодого лица. Вот молодое наивное лицо, ничего не могущее. Режиссер говорит: «отлично, что ничего не может, мы его научим».
И актеру думается, что он схватил в каком-то телевизионном сериале за бороду данный самый случай, ему думается, что он что-то может, и штампуется, штампуется что-то среднестатистическое похабное. Это такая похабная игра, которая содержится лишь в одном — в произнесении слова. Не в мысли, не в подтекстах, не в ассоциациях, в то время, когда говоришь об одном, а в глазах видно, какая наполненность в тебе! Сериалы в этом смысле ужасающе действуют на актеров.
Само собой разумеется, многие актеры неистово верят в собственную профессию. Им хочется играться, им хочется выходить на сцену. И для этого они готовы чуть-чуть себя поджать в чем-то, не обращать внимания на какие-то бытовые вопросы.
Но проблемы-то имеется… …в них живут и умирают — Актеров делается больше, а театров?— Тут не все благополучно. Во многих регионах провалились сквозь землю музыкальные театры, детские. А кое-какие ТЮЗы ставят взрослый репертуар. Воспитание детского зрителя — это неприятность. С моей точки зрения, обустроить на данный момент детский театр — это, возможно, самое основное.— Как обустраивать театр? На какие конкретно деньги? Особенно на данный момент, в то время, когда все лишь и говорят о денежном кризисе.— Денег неизменно не достаточно.
Не смотря на то, что имеется весьма хорошие люди, спонсоры, каковые оказывают помощь театру. Но денег все равно не достаточно. Опять-таки, живописцы — они же люди непонятные. Не обращая внимания на эту нищету, мы у себя в театре внезапно затеяли постановку, которая требует наибольших финансовых затрат — «Продюсеры». Мы взяли право на постановку этого легендарногобродвейского мюзикла.
Мы так продолжительно подготовились… Кто знал, что случится экономический кризис. Кто знал, что это так клюнет нас?! И отказаться уже запрещено, и поезд уже отправился, и мы набираем движение, и деньги необходимы.
Рвать стоп-кран, дабы все лбами ударились, никто не будет.Театр обязан быть дотируемым. Американский и французский театры живут за счет постоянных государства и спонсоров, которое чуть-чуть оказывает помощь. У нас, к сожалению, не отрегулированы законы о меценатстве и спонсорстве.
У нас все время считаюм, что в обязательном порядке своруют. Поиски денег — это необходимость. Но живописец не должен и неимеетвозможности все время находиться на коленях. Нужно разрешить ему вольно парить. Он обязан переживать лишь по одному предлогу — по поводу мастерства.— Вы в собственном театре ощущаете пресловутый кризис?— Мы, скорее, предчувствуем, что может случиться что-то нехорошее.
И это не доставляет оптимизма и не придает сил. По причине того, что не хочется возвращаться в 90?е годы. И в 98?й год, в то время, когда был дефолт.
Не знаю, что будет, но я надеюсь, что мы переживем данный момент, не смотря на то, что он может оказаться затяжным и продолжительным. Как пережили дефолт.— А как пережили дефолт?— Десять лет назад мы были нищие. Я и руководимый мною театр. на данный момент другие времена.
Вы понимаете, чем больше приобретаешь, тем больше затрат. У нас имеется помещение, изумительно прекрасный театр, наибольший штат, его нужно содержать. Но я на данный момент вспоминаю о дефолте — как ни необычно, паники не было. Я по большому счету ни при каких обстоятельствах не паниковал.
В студенческие годы все мы были нищие. Разве мы паниковали? Кроме того имея рубль в кармане либо 20—30 копеек — ни при каких обстоятельствах. Не по причине того, что я имел возможность у мамы забрать. А по причине того, что мне было 20 лет.
Вот и события десятилетней давности не вспоминаются на данный момент как ужасные. Но желаю ли я это еще раз испытать? Нет.
Чем старше ты становишься, чем больше у тебя людей, тем больше ты важен перед ними, тем важнее ты начинаешь думать о будущем и тревожиться. Et cetera — В зрительном зале ничего не изменилось в связи с кризисом?— До тех пор пока нет. И если судить по тому, что я знаю, люди до тех пор пока еще преисполнены жажды ходить в театры и красиво смотреться наряду с этим. Учитывать настроение зрительское мы обязаны.
Всегда у нас задача одна: дабы было весьма интересно. Ты для этого ищешь пьесы, хорошего режиссера, хороших актеров. Мы желаем того же, чего и день назад желали. Того же будем желать и на следующий день. Мы желаем, дабы зритель нас обожал. Мы желаем быть зрителю весьма занимательными.
Мы желаем, дабы зритель ходил в отечественные театры не только ожидая развлечения, но и выходил чуть-чуть вторым из зрительного зала. Театр — не лекарство, но перевернуть душу может. Мы все преисполнены одним жаждой: дабы зрители нуждались в нас.
текст: Мария Голова, Анна Санникова/Infox.ru