Канны-2012: трентиньян, юппер и миккельсен довели публику до слез
Каннский фестиваль прошел половину пути и уже подарил публике пара громадных потрясений.
Мировые критики, каковые каждый день по окончании просмотров конкурсных картин выставляют собственные оценки, пока на лидирующие позиции выяснили фильм румына Кристиана Мунджиу «За буграми». Фильм, поднимающий вопросы истинной веры и фарисейства, в самом деле стал одним из самых обсуждаемых в Каннах событий.
Одна из актрис, сыгравшая в картине матушку — настоятельницу монастыря, согласилась, что, являясь весьма верующим человеком, опасается: по окончании роли в столь смелой работе у нее смогут показаться неприятности с официальной церковью. Режиссер же фильма на пресс-конференции согласился: «Я прочёл перечень грехов, составленных церковью. Их выяснилось около 55. Но я не отыскал греха называющиеся «равнодушие».
Об этом я и снял собственный кино».
«женщина и Мужчина» полвека спустя
Еще одним огромным потрясением Канн стал фильм Михаэля Ханеке «Любовь». Прорвавшиеся в эти дни ливневым дождем небеса стали лучшим фоном для душераздирающей, выжимающей слезы драмы. Съемочная несколько фильма показалась на красной дорожке фестиваля под тёмными зонтами, чуть не уносимыми порывами ветра.
Ханеке уже есть лауреатом Канн (за фильм «Пианистка»), а его радостной звездой возможно смело назвать актрису Изабель Юппер, сыгравшую в «Пианистке» ключевую роль и вручавшую в Каннах позже, пара лет спустя, Ханеке орден за вклад во всемирной кинематограф. В новой работе мастера — фильме «Любовь» — для Юппер опять нашлась роль, действительно, уже не основная.
В центре сюжета — пожилая пара Анна (Эммануэль Рива) и Жорж (Жан-Луи Трентиньян). Музыканты, интеллектуалы, озорные, юморные старички, вечно влюбленные приятель в приятеля, в музыку и жизнь. Их будни наполнены спорами о книгах, концертах, они живут уединенно, но весьма интересно. В одно красивое утро Анна, шутя с мужем за завтраком, внезапно застывает с остекленевшим взором. Инсульт. Серьёзная заболевание рушит всю землю данной пары.
Сейчас сутки подчинен жёсткому расписанию: кормление Анны, физические упражнения, овладение навыком езды на инвалидной коляске… Анна сохраняет рассудок и весьма не желает в поликлинику. Жорж преданно заботится о жене.
Но будущее не щадит стариков: Анна и — второй инсульт из энергичной, смешливой дамы преобразовывается в растение, в существо, чуть произносящее по слогам слово «мама»… Жорж продолжает отчаянно заботиться о жене, отвергая предложение дочери (Изабель Юппер) выяснить мать в дом старых. Он вести войну с нерадивой санитаркой, не способной на людскую тепло. Он все еще борется за ту, которую обожает и не забывает, — сильную, энергичную, гениальную… Но в один раз Жорж сильно утомится…
Они погибнут за одни сутки — как храбрецы сказок. Полиция, которая придет опечатывать квартиру, отыщет мертвую Анну, любовно украшенную цветами, как будто бы Спящая красавица…
Жан-Луи Трентиньян, когда-то сыгравший страсти и зарождение любви в фильме «женщина и Мужчина», в этом случае поразительно изобразил финал эмоции. Для 81-летнего актера, не снимавшегося в кино с момента ужасной смерти дочери Мари (в 2003 году на съемках в Вильнюсе ее избил до смерти любовник. — Прим. ред.), возвращение на экран стало, по всей видимости, личным преодолением.
— Я сделал исключение для величайшего режиссера, — согласился на пресс-конференции Трентиньян, — больше, возможно, сниматься не буду. Я значительно более с уверенностью ощущаю себя на театральных подмостках.
Партнерша Трентиньяна 85-летняя Эммануэль Рива также поразила игрой: скрупулезно, поэтапно передала процесс угасания людской судьбе. Фильм изобилует многими броскими подробностями: вот жены еще в полном здравии ужинают — и оба лихо орудуют вилкой и ножом. Вот Анна и первая — стадия инсульта уже может имеется лишь одной вилкой, вторая рука повисает плетью.
Жорж в солидарность с ней также отказывается от ножа. Анна и — Второй инсульт чуть может проглотить с ложечки кашу. Утомленный кормлением, Жорж отвешивает супруге пощечину, а позже дико раскаивается… Все это узнаваемые подробности, пережитые многими из тех, кто когда-нибудь терял родных.
А вот появление в квартире голубя показалось через чур уж неотёсанной и прямолинейной метафорой приближающейся смерти…
Фильм «Любовь» позвал бурные споры в Каннах. Кто-то обливался горючими слезами и провозглашал картину лучшей работой Ханеке. Я, отдавая должное пронзительности интонации и актёрской игре, не могу не согласиться: фильм выжимал из меня чувство насильно и нахраписто, я видела целый режиссерский инструментарий по вышибанию из зрителя слез, и это мне весьма мешало.
На пресс-конференции Ханеке, как будто бы в подтверждение моих ощущений, так ответил на вопрос, страдали ли актеры на протяжении съемок этого фильма:
— Нет, мучиться будет зритель.
Как пятилетние девочки охотятся на мужиков
Сегодняшний Каннский фестиваль, без сомнений, расширит карьерные горизонты Мэдса Миккельсена. Те, кто принимал его только как красавчика с чувственным ртом, откроет по окончании фильма «Охота» Томаса Винтерберга в нем правильного и умного актера.
Воздействие фильма разворачивается в мелком датском городе, где все знают друг друга. Лукас — общий любимец, неизменно готовый прийти на помощь местным обитателям: кого-то извлечёт из воды, кому-то приведет к себе «забытого» в детском саду ребенка… В этом детсаду он трудится воспитателем. Дети его обожают, коллеги честно восхищаются.
А одна умная пятилетняя девчонка по имени Клара влюблена в Лукаса до таковой степени, что подстерегает его у дороги, дарит подарки и в один раз страстно целует в губы. Лукас мягко пробует перенаправить энергию малышки в «мирное» русло. Отвергнутая Клара поступает как подлинная дама: она мстит жестоко, придумав небылицу о том, что Лукас грязно приставал к ней, показывая собственную пипиську.
Кларе безоговорочно верят. В одночасье Лукас из общего любимца преобразовывается в изгоя, которому отказываются реализовывать продукты в магазине. С работы его увольняют, лучшие приятели отворачиваются.
Казалось бы, что возможно сделать в данной безвыходной ситуации? Лукас осознаёт, что уехать из города — значит косвенно признать свою вину. Он остается и начинает яростно бороться за собственный честное имя. То, как храбреца гнобят, травят, приводит к. То, как он преодолевает себя, — приводит к восхищению.
Сцена, в которой избитый Лукас причиняет сильный удар очередному ханже, привела к аплодисментам в зале.
— Мы ни на 60 секунд не позволяем поверить зрителю, что обвинения Лукаса правдивы, — говорит режиссер. — Клара оболгала взрослого мужика. Дети по большому счету довольно часто лгут. Либо говорят то, что желают от них услышать взрослые.
Дети по большому счету достаточно злые существа.
Томас Винтерберг уже приобретал признание Канн за собственный «Торжество». Являясь соратником Ларса фон Триера, он кроме этого обожает провоцировать и ставить твёрдые вопросы.
— Мир весьма изменился сейчас, он погряз в политкорректности, — как будто бы вспоминая скандал на прошлом Кинофестивале в Каннах с Ларсом фон Триером, говорит Винтерберг. — Мы снимали кино о утрата невинности. Сейчас весьма легко обвинить человека в чем угодно, кроме того в педофилии. А вот на то, дабы отмыться от этого обвинения, может не хватить целой жизни.
…Сегодняшний Каннский фестиваль демонстрирует поразительную тенденцию: цивилизация сейчас дошла до таковой стадии, что человек непременно выясняется в безвыходной обстановке. Возможно поднять лапки кверху и признать собственный поражение. А возможно, как храбрецы конкурсных фильмов, искать пути сопротивления и хоть время от времени побеждать.
Илона Егиазарова
Канны