Константин бронзит: «тема войны для мультипликации очень сложна»

Константин Бронзит — один из самых известных российских аниматоров, номинант на «Оскар», а с 2009 года еще и член Американской киноакадемии. Его мультфильмы, среди которых «На краю света» и «Уборная история — амурная история», постоянно удивляли зрителей свежим подходом к несложным сюжетам. Вот и по сей день режиссер повышаетпланку и трудится над новой анимационной короткометражкой, драмой о астронавтах, не обращая внимания на то что драма — это не самый подходящий для анимации жанр.

Сравнительно не так давно Бронзит был включен в состав совета экспертов конкурса фильмов и сценариев «Кинопризыв», где имеется отдельная категория для анимационных лент. Тема соревнования — Вооруженные Силы РФ. Но военная тематика редко находит отражение в мультипликации.

КиноПоиск попросил Константина Бронзита отыскать в памяти лучшие примеры армейских мультипликационных фильмов, поведать о том, что желают снимать юные аниматоры, и поделиться своим опытом членства в Американской киноакадемии.

— Константин Эдуардович, вы входите в состав совета экспертов конкурса «Кинопризыв». В том месте имеется анимационная секция, но заявок в ней меньше всего, не больше пяти, в то время как сценариев игрового кино значительно больше. Как вам думается, с чем это связано?

— Ничего необычного. Сейчас творцы-режиссеры привыкли быть хозяевами собственной творческой мысли. По большей части все творят сами для себя.

Мы самовыражаемся, ни за что особенно не отвечая. Скажем честно, это комфортнее, это несложнее. Нам, режиссерам, неизменно думается, что заданная кем-то тема — назовем это на данный момент — ограничивает нас рамками самой тематики, ущемляет отечественные личные амбиции, додавая наряду с этим ненужную нам определенную степень ответственности. Дабы трудиться на заказ, необходимо иметь высокую степень профессионализма, а с этим у нас сейчас не хорошо: творцов полно, а вот хороших ремесленников днем с огнем не сыщешь.

Исходя из этого ничего необычного, что заявок мало, но сохраняем надежду, что их прибавится.

— Как вам думается, подобные конкурсы нужны для индустрии?

— Если вы об индустрии анимации, то ей все равно, потому что таковой индустрии у нас до тех пор пока нет, равно как и индустрии кино в целом. Обе они будут в зачаточном состоянии. Тут также необходимо быть честным. Но так как это культурная инициатива, и каждые подобные инициативы неизменно созидательны, хороши.

Как этот конкурс окажется нужным, продемонстрирует время. В исходной собственной установке в нем все весьма верно: это патриотический проект. Как отзовутся творцы, возможно пока только предполагать.

Как это окажется увлекательным для потребителей мастерства, зависит от качества продукта. Но в случае если ничего аналогичного не делать, то развитие мастерства в частности и культуры у нас в целом может обернуться хаосом. А это уже может привести к саморазрушению нации.

Константин бронзит: «тема войны для мультипликации очень сложна»

— Вы продолжительно преподавали в Петербурге. Какие конкретно темы интересовали ваших студентов, о чем желают снимать мультфильмы люди нового поколения?

— Вопрос верный. И ответ, увы, простой: молодежь, в большинстве случаев, желает снимать то, что сама привыкла потреблять в кинозалах либо у телеэкранов. Кошмары, фэнтези, фантастика — их любимые жанры. А чуть-чуть в сторону, дабы о душе поразмыслить, посмотреть вовнутрь человека, — это уже сложно, необходимо быть душевно взрослее, другие книжки необходимо просматривать, наблюдать второе кино.

Кто-то по большому счету к этому ни при каких обстоятельствах не придет. Кстати, одна из обстоятельств, из-за чего в таком конкурсе, как «Кинопризыв», анимационных работ в принципе не может быть большое количество, пребывает в том, что военная тематика как таковая для мультипликации достаточно сложна. И вины режиссеров тут нет.

Это в полной мере объективная обстоятельство. В истории не только отечественной, но и всемирный мультипликации фильмов на эту тему наберется не больше двух десятков.

— Имеете возможность отыскать в памяти какой-то пример?

— Вспоминается превосходная работа «Полигон» киностудии «Союзмультфильм», снятая режиссером Анатолием Петровым. Это, само собой разумеется, антивоенный фильм, но его художественные преимущества возвышают его над уровнем несложной агитки. Это полуфантастическая история про танк, кинутый на острове по окончании опробований. В фильме был отыскан образ танка, что по-различному реагировал на людей.

Он стрелял лишь в тех, кто его опасался. У военных была задача стереть с лица земли эту бомбу . Но, осознавая, что танк — это для них угроза, армейские приближались к нему испуганно и приобретали предупредительный пламя. А пришли местные туземцы, дети (они играются на нем, совсем не зная, для чего он рекомендован), и он стоит у них безобидный, как кукла.

Это превосходная мысль, прекрасно реализованная. Но, повторюсь, аналогичных фильмов очень мало.

«

У меня весьма завышенные требования — к себе, к каждому кадру, к сцене»

— А какой из фильмов на военную тематику поразил лично вас? Как в отечественном кино, так и в зарубежном.

— Из современных российских фильмов, уж забудут обиду меня отечественные режиссеры, меня не поразил ни один. А вот за границей могут снимать по-настоящему замечательные картины на эти темы. Первое, что всплывает в памяти, — это, само собой разумеется, фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Уж как мое поколение воспитано на фильмах о войне, сколько мы их видели, и многие из советских фильмов превосходны, но таковой войны, как у Спилберга, я на экране раньше не видел. Она вторая.

Да, она снята по-американски, по-голливудски, но это по-человечески сильно. Мне так же страшно, как страшно киногероям, я опасаюсь за жизни этих солдат. Я осознаю, что это мясорубка. Это не та прекрасная смерть (как говорится, на камеру), которую мы видим в иных отечественных современных фильмах.

В одной передаче Александр Сокуров сообщил: «Как возможно снимать войну красиво? Война — это некрасиво». И у Спилберга война снята как угодно — правдоподобно, страшно, кроваво, — но никак не красиво.

Чего стоит один лишь эпизод с рукопашным боем, в то время, когда двое катаются по умирающему раненому воину. Это правильная режиссерская разработка мизансцены, как словно бы режиссер в один раз видел такое. Вот они, уродство и ужас войны: двое воинов катаются по умирающему третьему, но им не до него, поскольку они выручают собственные жизни.

— Я знаю, что вы работаетенад новым короткометражным мультипликационным фильмом. В то время, когда мы сможем его заметить?

— Я занимаюсь производством фильма уже третий год. Быть может, к концу этого года я его закончу. Осознаёте, это мультипликация, рутинный ручной труд, требуется большое количество времени. Не смотря на то, что, само собой разумеется, не все режиссеры делают собственные 15 мин. по три года, но у меня стремительнее не получается. У меня весьма завышенные требования — к себе, к каждому кадру, к сцене.

Это не означает, что фильм окажется совершенным, но хочется все утраты, каковые в производстве неизбежны, свести к минимуму. Я два года израсходовал на аниматик (это такая ожившая раскадровка), продолжительно его монтировал, собирал, оттачивал развитие истории, выверял ритм, перемещение камеры. Понимаете, как говорит Юрий Норштейн, задача обязана любой раз лишь усложняться.

Я живу с данной установкой и постоянно ощущал это, что именуется, кишками. Ты же изменяешься, ты не можешь делать тот же фильм, что и два года назад. Ты обязан стать на ступень выше.

Я бьюсь над тем, дабы любой новый фильм был чуть-чуть лучше прошлого.

— До тех пор пока про него как мы знаем, что это драма про двух астронавтов.

— До тех пор пока это все, что возможно сообщить. Дальше нужно будет наблюдать, как мне удастся сжать драматургическую пружину. Материал поразительно сложный, структурно сложный. Жанр драмы для мультипликации фактически неподъемен. Я вступил на ужасное минное поле. Я этого не планировал, меня привела ко мне моя творческая будущее, но как раз вследствие того что мне всегда было весьма интересно ступать в неизвестное.

Это рискованно, я опасаюсь и не знаю, что окажется. Заметим.

— Государство оказывает помощь в создании нового фильма?

— Да, на данный момент я делаю его при помощи страны, но, 99 % всех фильмов в Российской Федерации делаются при помощи национальных средств. Но эти средства также непросто взять. Желающих делать кино большое количество. Мы три либо четыре года на неспециализированных основаниях подавали заявку от студии.

И любой раз на отечественную заявку отвечали отказом. Но все эти долгие годы я не сидел сложа руки в ожидании гранта. Я трудился над фильмом.

Помогала студия «Мельница», продюсеры. И внезапно на третий либо четвертый раз деньги дали. Бронзит, как и все, дождался собственной очереди. (Смеется.)

— Вы являетесь членом Американской киноакадемии. Поведайте, как вы успеваете голосовать, учитывая занятость собственным проектом? Как это легко технически?

— Это приятная и почетная обязанность. Финиш сезона, раздача «Оскаров» на носу, академики выбирают лучших. Это забавно, не смотря на то, что не следует это событие переоценивать. Упрощает обстановку то, что часть фильмов наблюдаешь в течение года, поскольку сейчас частенько фильмы выходят у нас и в Соединенных Штатах фактически в один момент. Но все равно любая компания высылает раздельно DVD с фильмом по вашему домашнему адресу прося взглянуть и дать голос.

Для них это так же, как и прежде принципиально важно. Кстати, XXI век на дворе, а Американская киноакадемия лишь на данный момент неспешно переходит на электронную совокупность голосования. В сезон 2012—2013 годов первенствоваларобкая попытка. Раньше все было по старинке: бумажные бюллетени пересылались по почте академикам, заполнялись и высылались обратно в академию. В данный же раз они предварительно опросили всех академиков: как вы желаете проголосовать — по старинке либо электронно? Я выбрал электронный метод.

С отечественной почтой уже было большое количество накладок. Но наряду с этим новая совокупность отработала небезошибочно, какие-то страницы для голосования не раскрывались, где-то были глюки. Но все движется к тому, что от бумажных бюллетеней откажутся совсем.

«

Жанр драмы для мультипликации фактически неподъемен. Я вступил на ужасное минное поле»

Было и еще одно новшество. Академии уже 80 лет, а она лишь в прошедшем сезоне в первый раз решила выслать всем академикам, каковые живут за пределами США, DVD с фильмами-номинантами в категории короткометражного анимационного, документального и игрового кино.

Раньше в данной категории — а лично для меня это самая увлекательная номинация, как вы осознаёте — я не имел возможности голосовать, по причине того, что у них было условие: в праве голоса лишь тот академик, что пришел в кинозал и взглянул фильмы конкретно. В зале академик приобретал бюллетень, отдавал собственный голос какому-то фильму и, выходя из зала, оставлял собственный бюллетень в особой урне. В принципе это верно.

Голосовать необходимо не по заглавиям, каковые просматриваешь в бюллетене, и не по именам режиссеров, которых знаешь либо с которыми пиво как-то выпивал, а оценивая фильмы, сидя в зале. Голосовать, ориентируясь на привычное имя в перечне либо задавая вопросы чье-то, пускай кроме того компетентное вывод, — это порочная совокупность. Сейчас я наконец-то смог с наслаждением взглянуть всех номинантов и честно дать собственный голос.

В ближайщее время они планируют сделать совсем превосходную вещь — отказаться от пересылки DVD и показывать фильмы участникам академии онлайн. Лезешь в любую секунду на сайт кинокомпании, вводишь отправленный тебе пароль и наблюдаешь. Снова же не требуется связываться с почтой. Так как всякое бывало.

Как-то я взял пара дисков, в то время, когда уже все «Оскары» вручили! Это до какой же степени не хорошо почта в Российской Федерации трудится?! Где они валялись все это время?

— Новшества всех устроили, либо консерваторы протестовали?

— Да, были по этому поводу дебаты в академии. Кто-то возмущался, дескать, как же так, наблюдать в окошечке на компьютере мое либо чье-то произведение искусства, рассчитанное на громадный экран? Что это за неуважение к создателям? Я не был согласен с таким мнением. По-моему, это собственного рода ханжество. С одной стороны, это думается верным, кино вправду предназначено для громадного экрана. Но тогда будьте честными до конца.

Производите собственный кино в прокат на киноэкранах, но не реализовывайте позже его на DVD, blu-ray и на телевидение. Так как в этом случае люди буду наблюдать ваши фильмы на собственных мелких телевизорах, на ноутбуках, планшетах и т. п. Но вы же их реализовываете! И ясно из-за чего: денежки вы любите. Но из-за чего тогда академики за пределами США не смогут их взглянуть в своей квартире на экране монитора? (Смеется.)

— Совсем сравнительно не так давно мы заметили, как режиссеры анимационного кино занялись игровыми фильмами. Обращение об Эндрю Стэнтоне и Брэде Бёрде. У вас имеется амбиции снять игровое полнометражное кино?

— Имеется, причем уже давно. Так в далеком прошлом, что, быть может, вернее заявить, что они были. Еще был жив Саша Татарский, основатель студии «Пилот» и мой преподаватель, и я поделился с ним подобными мыслями.

Он тогда улыбнулся, снисходительно похлопал меня по плечу и сообщил: «Костя, нет для того чтобы режиссера-аниматора, что не грезил бы об игровом кино». (Смеется.) Он тогда разрешил мне понять, как очевидны и стандартны мои жажды. Но это все равно их не отменяет. Неприятность, вероятнее, в том, что эти мысли весьма абстрактные, их наличие не свидетельствует, что когда-то они во что-то реализуются.

Необходимы не только мысли, нужна работа в этом направлении, а я этим не занимаюсь. на данный момент я по горло занят мультипликацией. Быть может, обстоятельство несложная: я не так очень сильно этого желаю, дабы начать сверлить эту стенке.

Но поживем — заметим.

Создатель Дарико Цулая

Мифы советской анимации, или Секрет «Ежика в тумане» (Константин Бронзит)


Читайте также: