Константин образцов: феномен ведьмовства предмет куда более мрачный и жуткий, нежели алхимия или вампиризм
Первая книга питерского автора Константина Образцова была издана скромным тиражом в 2000 экземпляров и, хоть и взяла хорошую критику, особенного коммерческого успеха не принесла ни самому писателю, ни издательству. В 2016 году Образцов поменял литературную прописку: следующий его роман, Молот колдуний, в новой серии Интеллектуальный триллер издало Эксмо, а тираж составил солидные 20,000. Более того, в той же серии переиздан роман Красные цепи (тираж 10,000) и готовится к изданию третья книга, Культ.
Об этих книгах, о колдуньях и большое количество о чем еще создатель поведал Территории Кошмаров в интервью.
Поведайте, о чем эта книга (Молот колдуний)?
В одном из интервью я ответил на данный вопрос так: о драме человека, взявшего на себя роль палача – и судии – несовершенств окружающего мира. Лично для меня эта тема есть основной в книге.
В начальном плане ничего аналогичного не предполагалось. Роман должен был быть более фантазийным, чем оказался в итоге: предполагались волшебные поединки и чуть ли не полеты на метлах – в общем, что-то художественно близкое «Красным Цепям» с их бегающим по городу вервольфом с арбалетом, шестисотлетними упырями в коммунальных квартирах и парадом зомби в финале. Но постепенное погружение в знакомство и тему с главным храбрецом выяснили другой темперамент произведения.
Культурно-исторический феномен ведьмовства предмет куда более мрачный, твёрдый, реалистичный и ужасный, нежели алхимия либо вампиризм, что и сказалось на стилистике «Молота Колдуний». Что же до образа Инквизитора, то мне было очень важно изобразить не рыцаря без упрёка и страха, гарцующего в сияющих доспехах на белом скакуне и врубающимся в ряды легионов тьмы, а живого человека: одержимого страстями, полубезумного, одинокого, не сильный, для которого его крестовый поход против колдуний есть формой выражения протеста против парадигмы сокровищ современного мира.
Не помню, кто как раз заявил, что «инквизиция была реакцией на Ренессанс»; вот так же и Инквизитор имеется, в случае если возможно так выразиться, продукт эры в собственной реакции на окружающее – реакции больном, неправильной и ужасной. И вдобавок он глубоко несчастен, как, но, и все другие герои романа.
Андрей Сенников, создатель весьма увлекательной, глубокой и вдумчивой рецензии на «Молот Колдуний», размещённой в интернет-издании «Даркер» справедливо подчернул, что в книге отсутствует четко выраженная дихотомия добра и зла. Это так: тут нет хороших персонажей – в случае если, само собой разумеется, не считать таковыми бравых гвардейцев из исторического эпизода; тут никто не прав, все виноваты, все одиноки, утрачены, искалечены нравственно. В таком контексте финал, что стал причиной некоторые споры, есть попыткой примирения антагонистов хотя бы в видимости некоей гармонии, подарить им надежду на судьбу вне ненависти и страха.
Как сложно было трудиться над этим романом? Приходилось ли проводить какие-то особые изучения по теме?
Сложности были не в полной мере творческого характера. Пологаю, что все авторы «принимают близко к сердцу» то, о чем пишут – в противном случае запрещено. Пропускать через себя жестокость, отчаяние, вызывающую непристойность, составляющие большую часть текста романа, были вправду непросто – и вдобавок и вредно для здоровья.
Что же до изучений, то я постоянно стараюсь пристально доходить к фактическому материалу, применяемому в моих книгах – так что, да, времени на изучение источников было израсходовано не мало.
В теме колдуний вас уже можно считать экспертом. Ваше вывод: настоящие колдуньи существуют, существовали либо же это все суеверия и массовый психоз?
Благодарю, но «эксперт» — это через чур высокая оценка. Скорее, продвинутый любитель: я не считаю, что изучение и чтение исторических и богословских источников в течении полугода смогут давать основания претендовать на звание специалиста в таком непростом вопросе, как ведьмовство. Да и в любом втором вопросе также.
Что же до самого феномена, на его природу и сущность имеется разные взоры. Я придерживаюсь классической точки зрения, выраженной как в хороших трудах, таких как «Молот Колдуний» Шпренгера и Инститориса, «Муравейник» Нидера, «История колдовства» Саммерса.
Последний достаточно полно сформулировал эту точку зрения следующим образом: «На последующих страницах я стремился продемонстрировать колдунью таковой, какой она была в конечном итоге: злобным созданием, паразитом и социальной чумой на теле общества, последователем ужасных обрядов, отравительницей, виновницей и шантажисткой многих вторых правонарушений, участником властной тайной организации, враждебной церкви и стране, богохульницей, властвующей над крестьянами посредством суеверий и террора, шарлатаном в медицине, сводней и знахаркой, делающей аборты, теневым советником распутных придворных дам и кавалеров. По сути дела, колдуньи существовали за счет наиболее эмоций и грязных чувств собственной эры».
Но имеется и другие точки зрения на природу ведьмовства, выраженные, к примеру, Маргарет Мюррей в монографии «Культ колдуний в Западной Европе», где создатель отрицает возможность нравственной индексации ведьмовства, подвергая сомнению его антихристианскую сущность и утверждает источником происхождения колдовских ритуалов языческие религиозные традиции. Либо вывод Канторовича, автора книги «Средневековые процессы над колдуньями», где отрицается вовсе какая-либо оккультная природа явления, а упомянутые процессы разъясняются только изюминками публично-политической и исторической ситуации.
Кое-какие читатели «Молота Колдуний» утверждают, что никакого потустороннего зла в романе нет вовсе: все возможно растолковать с позиций психологии либо психиатрии – одержимость страстями, комплекс социальной неполноценности, индуцированный психоз, галлюцинации, обморок, самовнушение… И такая точка зрения на книгу мне в чем-то близка.
Не так долго осталось ждать выйдет переиздание вашего первого романа, Красные цепи. Чем оно отличается о первой версии, дополняли ли вы каким-то образом книгу?
Текст не отличается ничем. Я не правил ни одной буквы.
Роман «Красные Цепи» написан четыре года назад. Это большой срок: за это время очень многое изменилось для меня в жизни, в отношении к себе, к творчеству. Исходя из этого, возьмись я на данный момент за редактирование «Красных Цепей», то дело бы не обошлось правками: полетели бы в различные стороны огромные бессердечно удаленные клочья текста, перестроились бы сюжетные линии, многие персонажи провалились сквозь землю бы вовсе, а другие – изменились до неузнаваемости, и в итоге оказался бы совсем второй роман.
Так что пускай остается, как имеется. Всему собственный время: то, что я написал в 2012, на данный момент, вероятнее, не было бы написано вовсе.
Не планируется ли каких-либо экранизаций этих книг?
Как я знаю, пока нет.
На Молоте колдуний история не заканчивается. Поделитесь творческими замыслами на ближайшее будущее.
Из ближайших издательских замыслов – роман «Культ», выход которого запланирован на август этого года. Сюжет раскрывать не стану, но сообщу, чего в том месте совершенно верно нет: Гронского, Алины, Петербурга и исторических экскурсов – вот такая неожиданность.
На данный момент я тружусь над четвертой книгой, которая пока не обзавелась кроме того рабочим заглавием, а по большому счету вижу собственные производственные творческие замыслы на два – три романа вперед – очевидно, в самых неспециализированных чертах. Надеюсь, что эти замыслы удастся воплотить в результат и жизнь не разочарует читателей.
Приобрести Молот колдуний возможно, к примеру, тут:
Эксмо
Лабиринт
Озон
Рид.ру
Мы видимся со Злом ежедневно, но не видим его масштабов. Ежедневник маньяка-убийцы, изобилующий постыдными откровениями и кровавыми подробностями, поменяет представление о том, как все без шуток. Кто данный человек, талантливый внушить кошмар одним лишь описанием собственных деяний? Безумец, лишившийся рассудка в столкновении с современной действительностью? Либо пророк, видящий Зло в том месте, где остальные остаются слепы?
Как выявить истину среди крови, смертей, сумасшествия, одиночества, тотальной лжи, вечной ночи, дождей и туманов – и имеется ли эта истина по большому счету?..