Королевство длинных ушей
Питер Джексон обещает, что «Хоббит: Пустошь Смауга» будет важнее первой картины. Кроме гномов и орков нас ожидают дракон, оборотень, некромант, и самые жёсткие эльфы в истории цикла
Этим утром Леголас высоко подпрыгнет, приземлится на балюстрады древесного мостика, переброшенного через канал, выпустит стрелу (цифровую) в удирающего орка (за кадром), а после этого спрыгнет на мостик, что всего на пара дюймов возвышается над загрязненной водой. Все это одним непринужденным перемещением – не эльф, а белокурая газель с луком. В исполнении трюка Орландо Блуму окажут помощь только его страховочные тросы и локоны.
«Я не верил всебе, – смеется он, говоря о возвращении к эльфийской акробатике. – Я опасался, что утратил эльфийскую прыть».
Согласитесь, вы так как по нему скучали? Мы – скучали. Нам не хватало прекрасного как топ-модель Робин Гуда Средиземья, что во «Властелине Колец» эффектно расправлялся с полчищами гнусных орков. Блум именует собственные лучшие боевые сцены «мгновениями Легги». Не забывайте их?
Расстрел орков в Амон Хене, серфинг на щите в Хельмовом ущелье, штурм олифанта на Пеленнорских полях. И все это с таким невозмутимым лицом, с каким Райан Гослинг сдает на права.
В то время, когда 36-летний английский актер надевает доспехи, думается, что прошедшие со съемок «Властелина Колец» 12 лет его не коснулись. Ничего необычного – для бессмертных эльфов дюжина людских лет меньше мгновения ока. Действительно, на данный момент Блум играется Леголаса, что на 60 лет младше себя во «Властелине». Он меньше болтает и хуже относится к гномам.
Среди других дополнений к сюжету «Хоббита» в «Пустоши Смауга» будет рассказ о том, как Леголас покинул родное Лихолесье, дабы в конечном счете отправиться в Мордор.
Тем временем Блум готовится к прыжку. Он сосредоточенно наблюдает на мост, глубоко дышит и примеривается. На счет «три» он взмывает в атмосферу под шипение сматывающихся тросов.
Но прыжок оказался не хватает высоким, и актер приземляется не на ноги, а на колени.
Что ж, кто заявил, что эльфом быть легко? В случае если желаешь делать такие трюки, нельзя сдаваться. Необходимо раз за разом подниматься, отряхивать доспехи и пробовать опять.
Эльфийское изящество добывается тяжёлым трудом.
День назад на съемках героиня Эванджелин Лилли, юная лесная эльфийка Тауриэль, оживляла умирающую девушку эльфийским заклинанием. Мы в EMPIRE не специалисты по толкиеновским языкам, и нам произношение актрисы показалось безукоризненным. Канадская звезда, но, говорит на синдарине практически так же бегло, как на французском, и она была собой обижена. «Линия, – поморщилась Лилли. – Я снова сообщила “он” вместо “она”».
Еще раньше Ли Пейс, играющий Трандуила (старого и неоднозначного правителя лесных эльфов), с трудом удержался на коне и сохранил гордую королевскую осанку. Его жеребец по кличке Мус, загримированный под оленя, чуть не скинул наездника, испугавшись массовки с накладными ушами.
«Нам приходится думать о миллионе вещей», – согласится Блум. Он и его коллеги должны не только прыгать, стрелять, учить зарубежные языки и держаться в седле, но и делать все это в образе. «В то время, когда я надеваю парик, сапоги и доспехи, я преобразовываюсь в Леголаса. Но легче от этого не делается. Я все равно думаю: “Линия, я удачно приземлюсь либо вывихну лодыжку?”»
С каждой новой попыткой Блум все лучше делает трюк. Из скрытого динамика доносится заботливый голос: «Практически оказалось, Орли Еще мало, Орли Еще чуть-чуть, Орли». Это Питер Джексон, подбадривающий звезду, как тренер по боксу подбадривает собственных учеников.
Наконец Блум делает все как нужно – прыгает, приземляется, натягивает лук, стреляет, поворачивается, спрыгивает и исчезает из кадра. «Молодец, Орли, – хвалит актера глас божий. – А сейчас еще раз на успех». И Блум возвращается на исходную позицию, готовясь продолжить собственный танец: раз, два, три
Не смотря на то, что в трилогии «Хоббит» будет множество компьютерных эффектов, Джексон подвешиваетактеров на тросах и строить столь грандиозные декорации, что в их различных углах различная погода. «Это его корни», – растолковывает Блум.
Озерный город, втиснутый в павильон К, наибольший на студии Stone Street Studios в Веллингтоне, – необычное зрелище. В отличие от известной иллюстрации к «Хоббиту», где он изображен выстроенным на высоких сваях, Озерный город Джексона сооружен на уровне воды. Предположительно, так смотрелась бы смесь диккенсовского Лондона с Венецией.
Тесные улочки, шаткие здания и хлипкие мостики, сгибающиеся под тяжестью крыш. Мрачное место, где в тумане шныряют вызывающие большие сомнения личности. В Средиземье мы для того чтобы еще не видели.
Те, кто прекрасно знает «Хоббита», точно на данный момент не смогут забрать в толк, что делают в Озерном городе Леголас и вонючий орк. Но это фильм Джексона, а не книга Толкиена. В обновленном «Хоббите» орки идут по следу гномов, в то время, когда те приплывают в бочках в людское поселение рядом от Одинокой горы.
Со своей стороны, отечественный прыгучий эльф, в первый раз показавшись на экране в эльфийских чертогах Лихолесья, идет по следу орков и также попадает в Озерный город.
«На фанском сайте The One Ring меня за это проклянут, но я с наслаждением отклоняюсь от текста, – говорит Джексон, пока его подчиненные готовят павильон для съемок охоты на орков в Озерном городе. – Во второй картине куда больше сцен из “Приложений”, чем в первой ленте. Исходя из этого у нас тут Леголас и Тауриэль, которых не было в “Хоббите”. Фактически, Тауриэль – это по большому счету не толкиеновский персонаж.
Но в этом вся прелесть создания экранизации. Ты можешь поразить кроме того тех, кто знает оригинал наизусть».
Пуристы, не обижайтесь. Смиритесь с тем, что это не экранизация «Хоббита», а трехсерийная сага, в которой история Бильбо – только одна из множества сюжетных линий. В то время, когда Джексон завершит собственный грандиозный проект, мы возьмём шестисерийную эпопею, которая имела возможность бы именоваться «Война Кольца». Либо «Гэндальф – каждой бочке затычка», если вы не любите эпические заглавия.
В любом случае «Пустошь Смауга», вторая серия трилогии приквелов, будет еще меньше быть похожим оригинал, чем первая серия «Хоббита». Легковесным сказочным задором повести тут и не пахнет.
«Мы добавили большое количество новых сюжетных поворотов и линий, – говорит Джексон о работе над “Пустошью”. – Злодеи стали посильнее и ужаснее, показались совсем новые персонажи». В случае если воздействие «Нежданного путешествия» развивалось в тех же краях, что и воздействие «Братства», то в «Пустоши» мы заметим те тех жителей и места Средиземья, каковые прежде оставались за кадром. Мы встретим оборотня Беорна, последнего из собственного народа.
Мы забредем в Лихолесье, «глючное» от грибных спор. Нас протащит в бочках по водопадам (для съемок данной сцены декораторы соорудили громадный кольцевой желоб). Мы пройдем по сырому и ужасному Озерному городу.
И мы прибудем на Эребор, Одинокую гору, в глубине которой притаился жестокий ящер.
На протяжении обеда Джексон приглашает EMPIRE посетить его ежедневное заседание с Фрэн Уолш (соавтором сценария, давней подругой и продюсером судьбы режиссера) и Филиппой Бойенс (продюсером и соавтором). на данный момент начало июня 2013 года, и Джексон только что приступил к дополнительным съемкам, либо, как он их именует, «досъемкам». В отличие от бурлящего павильона, мелкий режиссерский кабинет – оазис самообладания.
На стенах развешаны картины, изображающие траншеи Первой мировой и самолеты Второй мировой. Книжные полки забиты произведениями Толкиена. Бойенс штудирует зачитанный том «Возвращения Короля».
Обращения к Доктору наук тут простое дело. «В случае если продолжительно просматриваешь книги, “Приложения”, письма и интервью Толкиена, начинаешь додумывать то, на что он лишь намекал», – подмечает Джексон. Как бы на большом растоянии он с напарницами ни отходил от текста, он идет по дороге, проторенной автором.
Из всех серий первой трилогии Джексон больше всего обожает «Две крепости». Из-за чего? Он неимеетвозможности этого растолковать, и многие зрители вычисляют вторую картину нехорошей. У вторых серий по большому счету тяжёлая будущее.
Они бывают путаными и мрачными, их создатели намеренно отдаляют развязку, дабы покинуть кульминацию для последнего фильма. Вспомните вторую серию «Назад в будущее». Иначе, неповторимые изюминки вторых серий иногда делают их шедеврами.
Например, второго «Крестного отца» и «Империя причиняет ответный удар». Еще мы в EMPIRE (как и многие поклонники Спилберга) обожаем «Храм судьбы». У вторых серий довольно часто нехорошая пресса.
Вторые серии бывают изобретательными и увлекательными. Во вторых сериях зло время от времени одерживает верх.
«По-моему, из трех серий первая была самой сложной, – рассуждает Бойенс о первом фильме, где будущее мира не висела на волоске и где необходимо было представить зрителям 15 новых персонажей. – Вторую серию писать несложнее. Чем дальше, тем занимательнее». В «Пустоши» две главные сюжетные линии – приключения Бильбо с гномами и позаимствованный из «Приложений» поход Гэндальфа в Дол Гулдур.
События этих линий перемежаются на всем протяжении картины. Кроме этого в канву повествования вплетены истории Леголаса, бургомистра Озерного города (Стивен Фрай в «гротескном гриме») и лучника Барда (Люк Эванс). Это уже не сказка.
Это эпос.
Подход Джексона к «Хоббиту» некоторым не пришолся по нраву уже тогда, в то время, когда на экраны вышло «Нежданное путешествие». Взрослые критики плакали навзрыд по причине того, что узкая повесть их детства раздулась до неузнаваемости и превратилась в величественное приключение, снятое на сверхдетальные цифровые камеры со скоростью 48 кадров в секунду.
Многие плакальщики предвещали картине провал, но они подавились собственными статьями, в то время, когда фильм перемахнул планку в миллиард долларов. Непредубежденные зрители оценили и мастерскую игру Мартина Фримена, и добавленную в повествование предысторию будущего апокалипсиса.
«Во второй картине куда меньше юмора, – признает Джексон, говоря о “Пустоши”. – Тут попросту не над чем смеяться. В первом фильме мы пробовали хотя бы частично передать дух детской сказки. Во втором фильме это уже неуместно. Через чур уж важные события происходят в “Пустоши”, дабы перемежать их детскими шутками.
Так что “Пустошь” ближе к “Властелину Колец”, чем “Путешествие”».
Кроме новых уголков Средиземья, нас ожидают новые злодеи. В первую очередь, это пауки, исчадья Шелоб. Кроме этого мы встретим Некроманта (Бенедикт Камбербэтч сыграл его в костюме для захвата перемещений), которого Гэндальф скоро раскусит. «Он уже к концу первого действия осознает, кто таковой Некромант», – утверждает Бойенс.
Как и в первой серии, в сиквеле за гномами будет охотиться могучий однорукий орк-альбинос Азог (Ману Беннетт), у которого с Торином давешние счеты. В «Пустоши» к нему присоединится столь же жёсткий орк Болг. «Это самые крутые орки отечественного цикла, – хвастается Джексон. – Болг – ужасный тип». И, само собой разумеется, дракон. Куда же без Смауга? «Вы в обязательном порядке с ним встретитесь», – смеется режиссер.
Он весьма желает, дабы «Пустошь» оказалась не только увлекательной, но и ужасной.
В случае если в «Путешествии» город эльфийского старейшины Элронда был для храбрецов надёжной гаванью, то лесные эльфы «Пустоши» окажутся странными и смертельно страшными хозяевами. Особенно для гномов и орков, пробравшихся на их почвы. «У Толкиена имеется хорошая фраза, обрисовывающая лесных эльфов, – смакует Уолш. – Менее умные, более страшные».
По окончании обеда каскадер (Тим), мастерски обладающий паркуром (парк-орком?), подменяет Блума, дабы выполнить особенно сложный каскад трюков «Легги». Он перемахивает через парапет, разворачивается в воздухе перед приземлением в лодку и мгновенно убивает плывущего в ней орка. После этого, прыгая по льдинам, он добирается до берега канала и, перемахнув через еще одного орка, прячется в аллее. Его лицо живописцы-компьютерщики позже заменят лицом Блума.
Но, каскадер движется так скоро, что его и без эффектов тяжело отличить от актера.
Трюкач творит настоящие чудеса, не пользуясь наряду с этим тросами. В то время, когда он заканчивает, сбоку раздаются громкие возгласы одобрения. Это Блум.
Время от времени эльфом быть несложнее несложного.
«Я сомневался, что мы сможем оправдать возвращение Леголаса, – согласится актер. – Но Питер, Фрэн и Филиппа все превосходно придумали. Их объяснение правдоподобно. Настоящий эльфийский реализм».
Джексон вычислил, что не упомянутый в «Хоббите» Леголас должен был жить в Лихолесье тогда, в то время, когда в том направлении попал Бильбо. Тим повторяет собственный трюк, и Блум поворачивается к нему, дабы оценить упрочнения каскадера. «Эльфы всегда привлекают внимание, – ухмыляется актер. – По причине того, что мы – лучшие».
Днем ранее, завершив со словесным лечением – сцена снималась в развалинах Озерного города, но она, возможно, войдет в третью серию, – Эванджелин Лилли поведала нам историю собственных эльфийских ушей. В то время, когда ее взяли на роль, ей внесли предложение три варианта. «Мелкие, средние и громадные, – с восхищением растолковала актриса. – Я забрала самые громадные. Я желала внушительные уши.
Сейчас мои уши вдвое больше, чем у Леголаса. По-моему, чем больше, тем прекраснее».
Для Лилли роль эльфийки – сбывшаяся мечта. Актриса еще ребенком влюбилась в «лесных» эльфов и Хоббита. «Я воображала себя эльфийкой», – смеется она. В ней имеется что-то неземное.
Она кроме того без накладных ушей похожа на эльфа. Не сумев подобрать лучшее слово, основной гример Питер Кинг именует ее «поблескивающей». Сама она обрисовывает себя как «любительницу деревьев».
«Это, предположительно, самая заманчивая роль из всех, что мне предлагали», – говорит Лилли. В то время, когда Джексон к ней обратился, она только что родила сына и была «не совсем в эльфийской форме». Костюмерам сначала мешал ее временно увеличившийся бюст. «Я смотрелась как барменша, а не как эльфийка».
Тауриэль, возможно, – самое рискованное сюжетное дополнение. Данной героини нет ни в «Хоббите», ни в «Приложениях». Ее придумали Джексон, Уолш и Бойенс, дабы скомпенсировать явный недостаток эстрогена. «Мы включили Тауриэль в сюжет по художественным соображениям, – подчеркивает Бойенс. – Нам необходимо было добавить в воздействие женское начало. Отечественные фильмы так как наблюдают юные дамы.
Ответ было на поверхности, и мы легко его приняли». Сначала они планировали вписать в сюжет эльфийку-ребёнка и дать эту роль Сирше Ронан, но в итоге они наняли Лилли и поручили ей пылкую молодую воительницу.
В случае если Галадриэль – ледяная блондинка, а Арвен – сдержанная брюнетка, то у Тауриэль ярко-рыжие волосы. И соответствующий темперамент. «Она не через чур умная и только страшная, – говорит Лилли, цитируя Доктора наук. – Ей всего 300 лет! Она ребячливая и яркая». Лилли сохраняет надежду, что ее героиня станет собственного рода представителем зрителей на экране.
Действительно, для этого Тауриэль через чур ожесточённа.
«Я лазаю по деревьям и по стенкам. В одной из сцен я взбираюсь на орка – Тауриэль практически что ниндзя», – восхищается Лилли. Джексон продемонстрировал ей пара уже смонтированных боевых фрагментов. «Она косит неприятелей как траву, – делится впечатлениями актриса. – Она убивает без сожалений. Это ее работа.
Она – машина смерти».
Однако Тауриэль претит «политика изоляционизма», которую проводит эльфийский король Трандуил. Это еще одно дополнение к толкиеновскому сюжету (в повести эльфы – беззаботные сказочные создания).
В случае если Элронд и Гэндальф увлеченно играются в глобальные политические шахматы, то Трандуил, как растолковал нам Джексон, «ненавидит все, что творится за пределами его королевства». Исходя из этого он наглухо закрыл границы. В отличие от собственного жёсткого храбреца, Ли Пейс обаятелен и гостеприимен.
Обширно радуясь, он пригласил EMPIRE в собственный трейлер, похвалил нас за подробное освещение съемок «Хоббита» и внес предложение травяной чай. «Для меня он тигр, что защищает собственные джунгли», – говорит Пейс о собственном подходе к Трандуилу. Дабы войти в образ, актер вдохновлялся Обероном и Королем-рыбаком. Кроме этого он сходил в пара ночных походов в новозеландские чащи, дабы проникнуться духом владыки лесов. «В его краях вы в его полной власти, – говорит Пейс. – Его правила несложны и ожесточённы.
Лес Трандуила именуется Лихолесье, и его наименование отражает темперамент правителя».
Трандуилу три тысячи лет, и Пейс еле представляетстоль продолжительную судьбу. «Он весьма стар и весьма раздражителен, – говорит актер. – Предположительно, он через чур много спит». Однако у него репутация лучшего солдата Средиземья (похожий на катану бутафорский клинок Пейса выкован из цельного куска металла, его рукоять и гарда – изгибы металлической полосы, а не накладные подробности). Мощь Трандуила формирует большое сюжетное напряжение, думает Пейс. «Он только в крайних случаях бросает армию в бой».
Исходя из этого основной вопрос картины – что вынудит короля выйти из его эльфийской спячки.
Сейчас вечером Леголас пронесется по Озерному городу, преследуя четырех оставшихся в живых орков (громадных каскадеров, лица которых в гриме похожи на корнеплоды, сотрудники встречают возгласами «дай пять!»). Двоих из них он прикончит метко кинутыми ножами.
Питер Джексон ведет EMPIRE по покрытым корой древесным мосткам Озерного города, дабы продемонстрировать нам репетицию. Он говорит нам, что раскрыл в «Пустоши» тему отцов и детей. Мы внимательно изучим отношения Торина и его отца Трейна, таинственно провалившегося сквозь землю с поля боя у ворот Мории. Флэшбек об этом на данный момент снимается отдельной группой в павильоне J, где Трейн в исполнении Энтони Шера уклоняется от ударов орков.
Мы кроме этого определим, как запутан конфликт Леголаса и Трандуила. И, кстати, Болг – сын Азога. «Нужно было сообщить “порождение”, – поправляется Джексон, в то время, когда EMPIRE интересуется, бывают ли орки-дамы. – По размножению орков у нас специалист Филиппа».
Джексон весьма доволен тем, что отыскал хорошие финал и начало для срединной ленты. «Пустошь» начнется в привычном, но неожиданном месте. И она завершится битвой, которую Бойенс вычисляет одним из самых масштабных экшен-творений режиссера. Джексон всегда думал, что книге не достаточно решающего боя гномов со Смаугом.
Он это исправил. На экране будут бомбы, разъярённый дракон и адские пушки. «Безумная схватка», – радуется Джексон.
Услышав об этом, EMPIRE пугается. Приберег ли Джексон что-нибудь для третьей картины? Джексон зловеще ухмыляется. «Да, у нас еще большое количество всего. К примеру, битва пяти армий, – говорит он. – Либо, может, семи.
Либо девяти. Кто знает, что мы придумаем, в то время, когда доберемся до финала!»