Кошмар на улице вязов. рецензия
Фильм — образец и предмет восхищения для подражания в течении уже многих лет. Кино, прекрасно известное кроме того тем людям, каковые в принципе кошмары не наблюдают. Видеосалонная классика отечественного с вами детства, молодости либо (это уж у кого как) отрочества, подарившая миру один из самых запоминающихся образов кинозлодеев всех времен и народов.
Возможно кроме того самый запоминающийся. По-любому, а Кошмар на улице Вязов это Величина не только в жанре хоррор, но и просто в кино. Потому и рассказ о нем у нас будет долгий, и разбор обстоятельный и подробный. Даю предупреждение заблаговременно — в первых рядах вас ожидает большое количество абзацев.
Начнем мы с продолжительного экскурса в историю, коснемся бессчётных занимательных фактов о фильме, продолжим рассуждениями о самом кино, а закончим той ролью, которую Кошмар… сыграл в жанре кошмаров и поджанре слэшеров. Вы готовы к этому? Тогда вперед, в страну отечественных с вами ночных кошмаров.
Творцы кошмара
Возможно, все знают, что самый первый фильм про Фредди снял (по собственному сценарию) Уэс Крейвен. Продолжительное время Кошмар на улице вязов оставался его самым известным фильмом, до тех пор, пока не показался Крик. Из фильмографии режиссера, продюсера и сценариста интересующиеся смогут кроме этого почерпнуть данные о причастности мистера Крейвена к целому последовательности вторых культовых ужастиков.
Так, как раз Уэс снял уникальный фильм Последний дом слева, в 2009 году ремейкизированный Дэннисом Илиадисом, и И у холмов имеется глаза, подвергшийся ремейкизации в 2006 году Александром Ажа. И вдобавок на счету Уэса культовые Змей и радуга, Электрошок, Люди под лестницей, не через чур успешная, но легендарнаякомедия кошмаров с Эдди Мэрфи Вампир в Бруклине. Из последних фильмов Уэса кроме Крика и его сиквелов отметим Ночной рейс и Оборотни.
Крейвен кроме этого был одним из сценаристов хоррора Пульс (американский ремейк одноименного японского фильма). В качестве продюсера приложил руку к созданию таких картин как Исполнитель жажд, Дракула 2000, Пир, Свора. Помимо этого, как актер засветился в альманахе кошмаров Джона Карпентера и Тоуба Хупера Мешки для трупов и озвучил телевизионного диктора в зомби-муви Джорджа Ромеро Ежедневники мертвецов.
Непременно, Уэс Крейвен — человек в отечественном любимом жанре заслуженный, икона и большой мастер для фанатов. Не смотря на то, что в череде режиссерских и продюсерских проектов у него много видится и провалов, и откровенных (а также творческих) неудач. Мы не будем тут касаться детально его биографии, но напомним, что перед тем как попасть в мир кино, Уэс изучал британскую литературу, психологию, преподавал в колледже. Жизнь его сильно поменялась по окончании развода с первой супругой.
Крейвен перехал в город Нью-Йорк, где некое время трудился — вы не поверите — таксистом, а после этого подвязался в один из местных недорогих кинотеатров. Тут он трудился в качестве звукооператора, монтажера… при создании малобюджетных полулюбительских картин. Ему кроме того было нужно сняться в фильме для взрослых в один раз, хе-хе.
Наименование фильма, в случае если кому весьма интересно — Анджела, дама-фейерверк.
Дебютом а жанре кошмаров и первым успехом в кино стал Последний дом слева 1972 года. Помог молодому таланту снять эту картину Шон Каннингем — такой же юный и начинающий в ту пору продюсер и режиссёр, а в будущем — создатель известного слэшера Пятница, 13-е. Юноши наскребли катастрофический кроме того по тем временам бюджет — 90 тысяч долларов и сняли предельно реалистичный и ожесточённый фильм.
Снимали, в принципе, чтобы крутить его в кинотеатрах для грайндхауса, наподобие того, в котором сами трудились. Собственный творение Крейвен, как водится, направил в рейтинговую ассоциацию Америки MPAA — и взял максимально жёсткий рейтинг X. Сейчас это обозначение заменено на NC-17, то бишь фильм по сути запрещался к просмотру несовершеннолетними, как порнография. Крейвен сел за монтаж и вырезал в общем итоге десять мин. пленки, но это не помогло.
Крейвен вырезал еще последовательность сцен, но и это рабочую группу не смягчило. Тогда Уэс подделал штамп рейтинга R. Так что собственную успешную жанровую карьеру создатель Кошмара… начал с преступления и обмана 🙂
В это же время, Последний дом слева забрал да собрал в прокате США больше трех миллионов долларов — это при бюджете-то в 90 тысяч! Тяжело сообщить, какая часть от этих трех миллионов досталась лично Крейвену, но, по всей видимости, не громадная, потому как следующий собственный фильм он выпустил только в 1977-м, спустя пять лет по окончании Последнего дома слева.
Бюджет И у холмов имеется глаза составил 230 тысяч американских долларов, картину кроме этого было нужно резать для получения рейтинга R и обычного проката, но успех этого фильма уже дал ощутимый толчок его предстоящей карьере — Уэс снял несколько фильмов для телевидения, документалку The Evolution of Snuff и комикс Болотная тварь. Где-то в те же годы (начало 80-х) он пишет сценарий Кошмара на улице Вязов. И пара лет бродит со своим проектом по различным студиям… где все ему отказывают.
История этих мытарств режиссера со сценарием будущего хита достаточно широко известна, повторять ее мы не станем — вы и без того точно в курсе, что добро Уэсу в итоге дал продюсер Роберт Шей из New line Cinema. Слышали точно многие из вас и о том, что в те годы эта студия была не через чур известна. На ее счету в те годы были такие блокбастеры как Невидимый Атор 2 и Возвращение уличного бойца — и те она лишь прокатывала, а не создавала.
И да, благодаря успеху Кошмара на улице Вязов и последовавших продолжений New Line Cinema сумели выдвинуться в ряд больших киностудий. Помогли им добиться этого, но, еще и Зубастики и Черепашки-ниндзя, но Кошмары… много лет являлись самым успешным киноциклом от New line. По большому счету же New Line мы с вами можем благодарить еще и за такие картины как Скрытый неприятель, Техасская резня бензопилой 3, Ядовитый плющ, Твин Пикс: Пламя иди со мной, Год кометы, Нужные вещи, Маска …и это не вспоминая о проектах последних лет этак десяти-пятнадцати.
Образ же главного злодея в Кошмаре на улице Вязов воплотил Роберт Инглунд, в то время — не шибко знаменитый актер, засветившийся в большом количестве второстепенных ролей (а также всяких мошенников и зладней) в телевизионных сериалах различной степени говнистости и парочке фильмов кошмаров. В 1975-м, в то время, когда Крейвен ухитрился попасть в порнушку, Инглунд мелькнул в триллере Убийственные сны (наименование легко пророческое!), а в 1977-м сыграл в культовом сейчас фильме кошмаров Тоуба Хупера Съеденные заживо — про очередную семейку реднеков-крокодила и маньяков-людоеда.
Но, самый запоминающаяся из сыгранных им до Кошмара… ролей — не из этого фильма, а также не из Галактики кошмара 1981 года. Инглунд снялся в телевизионном фильме (позднее сериале) V (Победа, он же Виктория, он же Визитеры). Кстати, пробовался на роль ни кого-нибудь,а Люка Скайуокера в Звездных войнах Лукаса — не подошел.
Как и для New Line Cinema, КНУВ стал для Роберта фильмом знаковым, выведшим его на новый уровень. С того момента, как он сыграл Фредди Крюгера, его предстоящий актерский статус был выяснен навеки… благодаря чему мы с вами имеем возможность наслаждаться игрой актера в десятках фильмов кошмаров, а на старость лет можем кроме того взглянуть простенькие хоррор-комедии, снятые самим Робертом.
Стоит отыскать в памяти и про вторых участников самой первой ленты о серийном маньяке из снов. Благо, многие из них люди в кино узнаваемые. Громадной звездой стал, действительно, лишь Джонни Депп.
В Кошмаре… он, по сути, начинал на громадном экране и был в том месте убит в одной из самых броских сцен фильма (это классика — персонаж Деппа по имени Глен проваливается в дыру в кровати, а через секунду оттуда вырывается настоящий гейзер кровищи, не забывайте?). Тяжело сообщить, как участие в КНУВ оказало влияние на его предстоящую успешную карьеру, но уже через несколько лет Депп снялся в военной драме Взвод, в 1990-м показался в культовом образе в ключевой роли в фильме собственного будущего большого друга и любимого режиссёра Тима Бартона Эдуард руки-ножницы. Кстати, Депп в 1991-м возвратится в шестой части КНУВа в роли-камео.
Роль выжившей девушки Крейвен доверил Хезер Лангенкамп. Оптыа у Хезер в то время в кино было побольше, чем у Деппа — она успела сняться в шести картинах, включая Бойцовую рыбку Копполлы, но, очевидно, нигде не игралась очень заметных ролей. По большому счету ее карьера в кино не то дабы не задалась, легко Хезер, выйдя замуж и став матерью, прекратила уделять особенное внимание кино в принципе.
Она еще два раза возвращалась на улицу Вязов — в третьей и седьмой части, каковые многими считаются лучшими из всех сиквелов. А помимо этого, снялась в Электрошоке того же Крейвена во второй половине 80-ых годов двадцатого века, в Разрушительнице 1995 года, засветилась в нескольких ряде и сериалах документальных лент, посвященных жанру кошмаров по большому счету и Кошмару на улице вязов в частности. Подружку героини Хезер — Нэнси Томпсон — в фильме сыграла Аманда Уайсс.
Участие в столь культовом фильме в будущем разрешило ей покажется в большом количестве различных низкобюджетных и не весьма, хороших и не весьма фильмов. Фигуристая блондинка и до КНУВа, но, была в полной мере востребованной актрисой, ну а по окончании мы ее можем заметить в таких лентах как Сын Тьмы 2, Кровавый кулак 4, Могилы и куче сериалов, включая Декстер, Скорая помощь, Зачарованные, Горец.
Достаточно знаменитым актером стал Хсу Гарсия, сыгравший в КНУВе друга Тины, Рода. На вторых ролях юноша засветился в таких картинах как Хищник 2, Вампир в Бруклине, Траффик, Мы были воинами, Возмещение ущерба, в третьей части Кэндимена, в сериалах Дневники 5 и Вавилон Красной туффельки.
самая полноценная карьера среди всех актеров, поучаствовавших в первом КНУВе (за исключением помянутого Деппа) сложилась в кино у Джона Сэксона, сыгравшего в фильме отца основной героини. На его счету — более 180 фильмов и сериалов! Оно, но, неудивительно, поскольку сниматься он начал аж в 50-х и к моменту создания Кошмара… был уже в полной мере состоявшимся специалистом в данной области, со своим сложившимся образом, которому в полной мере соответствовала и его роль у Крейвена.
К примеру, в канадском слэшере Тёмное Рождество его персонаж — также милицейский. И вдобавок в 1980-м Сэксон снялся в ключевой роли в итальянском Апокалипсисе каннибалов, сейчас мегакультовом (не смотря на то, что, по правде сообщить, и достаточно хреновом :)) фильме. А в 82-м показался у Дарио Ардженто в еще более культовм джалло Дрожь. Другими словами, ко времени собственного участия в КНУВе Сэксон уже был человеком известным поклонникам жанрового кино.
В будущем Джон гнул в неспециализированном-то ту же линию, и потому может похвастать участием во многих картинах категории B (одну из них, с характерным заглавием Зомби в камерах смертников он кроме того сам и снял) и сериалах.
За сим мы, пожалуй, с создателями ленты закончим. Прежде, но, стоит упомянуть, что оператор, композитор и специалист по декорациям и спецэффектам сделали более либо менее успешные карьеры как раз в жанре кошмаров.
Интересные факты
Как и у всякого успешного, культового фильма с ордой поклонников, история создания Кошмара на улице Вязов в последствии успела обрасти мифами, была изучена фанатами на протяжении и поперек, места съемок в далеком прошлом стали объектами паломничеств фэнов, ляпы и всякие занимательные нюансы вошли в анналы. Мы приведем только кое-какие из домыслов и фактов, касающихся фильма — потому как настоящим фанатам они все уже и без того превосходно известны, ну а людям случайным вряд ли так увлекательны, как нам с вами.
Мысль смерти, происходящей во сне и из-за сна, Уэсу Крейвену пришла в голову по окончании того, как он прочел в газете заметку о серии аналогичных смертей, случившейся с рабочими-эмигрантами из государств третьего мира. Злодея он назвал фамилией и именем хулигана, с которым получал образование школе и что юного Уэса в те годы изрядно доставал. Изначально планировался пара другой образ фредди — с костьми черепа, торчащими из под обгоревшей кожи (от этого отказались из-за сложностей с гримом), в тёмном плаще.
Известный красно-зеленый свитер показался в фильме благодаря одному из статистов, пришедшему в нем на съемки. Свитер статисту связала его женщина, а Крейвен, увидем ЭТО, сходу осознал, что ничего страшнее в жизни не встречал, хе-хе.
Джонни Депп попал на съемки случайно. Но весьма интересно не это, в противном случае, что явился он в том направлении в компании со своим другом. Кем бы вы думали?
Джеки Ирлом Хейли, тем самым, что спустя десятилетия сыграет Фредди Крюшера в ремейке!
Кое-какие сцены в фильме снял Шон Каннингем. А Крейвен помог Шону снять кое-какие сцены в Пятнице, 13-е. В декорациях фильма возможно подметить плакат Ужасных мертвецов, кроме этого в одной из сцен Нэнси наблюдает фильм Сэма Рэйми по телевизору.
Алаверды, во второй части Ужасных мертвецов возможно подметить известную перчатку Фредди Крюгера.
Бюджет фильма составил один миллион восемь сотен тысяч долларов. В прокате картина собрала двадцать пять с половиной миллионов. По большому счету цикл считается одной из самых успешных в коммерческом замысле хоррор-франчайз, а с выходом ремейка в полной мере может занять жёсткое первое место (главную борьбу КНУВу в этом необычном топе составляют Пятница, 13-е и Выпивала).
КНУВ спародирован как минимум в пятнадцати фильмах, а упоминается в хорошей сотне кинолент!
Фактически, обзор фильма
Думается, что о создателях и о создании картины мы сообщили уже даже больше чем нужно — попытайтесь еще разыскать среди отечественных обзоров таковой, где этим моментам уделено столько внимания — у нас в Зоне это в принцип не возведено. Но тут, понятное дело, случай особенный. Икона, эталон и культ, как-никак. Но же, пора бы в обзоре заняться и самим обзором.
О сюжете кратко — все его замечательно знают и без нас, поскольку правда же?
Итак, мы знакомимся с четырьмя детьми с улицы Вязов — Нэнси, ее подружкой их парнями и Тиной. Всем им в одну ночь приснился одинаковый страшного вида человек. В будущем данный человек начинает их убивать во сне посредством ужасного орудия — перчатки с лезвиями на ней. Никто, очевидно, детям не верит, да и они сами не смогут осознать, что творится. Но Нэнси удается выяснить, что обгоревший товарищ из кошмаров — это некогда линчеванный ее родителями убийца-педофил Фредди Крюгер.
В финале Нэнси ухитряется вытащить Фреда (в фильме Крюгера чаще именуют Фред а не Фредди, к слову сообщить) в настоящий мир из мира мечт и, по окончании продолжительной схватки, она забирает у него ту силу, которую они ему дали — все ее приятели опять живы-здоровы, но только на несколько мин. экранного времени…
Точно, 99% читателей в первый раз это кино взглянули еще в юные годы. Перед тем, как сесть за написание этого обзора, ваш покорный слуга пересмотрел Кошмар… уже с максимальной серьезностью зрителя взрослого, поднаторевшего в мистике и ужасах, с достаточно богатым опытом в области рецензирования кинофильмов различных лет. И могу утверждать, что мы в действительности имеем дело с шедевром.
Ну либо практически с шедевром.
Конечно же, фильм не лишен недочётов. В случае если посмотреть на кинокарьеру Крейвена, то возможно подметить, что начинал режиссер с откровенного жесткача, фактически чистого эксплуатейшена, а позже ушел в сторону значительно менее кровавых фильмов — кроме того Крик, грубо говоря, неимеетвозможности сравниться с первыми картинами Уэса, являясь в равной степени молодежным хоррором и пародией на слэшры. А вот Кошмар… — может.
Он явился некоей не совсем золотой серединой между Крейвеном-любителем насилия и жестокости и Крейвеном, снимающим чуть ли не домашнее кино. Нехорошее, что имеется в этом фильме — это его концовка. Она хороша сама по себе, но без шуток уступает тому, что было перед ней.
Как раз окончание ленты — продолжительная сцена, в которой Нэнси устраивает Крюгеру погоню с ловушками в духе известной комедии Один дома — именно это в фильме наименее реалистично, а вовсе не сцены кошмарных убийств и видений. Более того, если бы не эти кошки-мышки, фильм возможно было бы вовсе не относить к этому самому пресловутому teen-horror.
В случае если забыть об этом эпизоде (а, положа руку на сердце, сообщите — так как правда же вы не довольно часто его вспоминаете, по сравнению с другим сценами данной хорошей ленты?), то мы имеем дело с мрачным и по-настоящему ужасным фильмом кошмаров для зрителей любого возраста, а отнюдь не только для тех, кто младше 16 лет. Это не означает, что в фильме нет свойственного по большому счету этому циклу юмора. Он имеется, и он вправду успешен — в диалогах храбрецов, к примеру.
— А я проснулся и у меня член торчал колом, а на нем огненными буквами было написано твое имя!
— В моем имени всего четыре буквы — как они смогли поместиться на твоем участнике?
Да, довольно глупо, но быстро, радостно и в полной мере подходит для молодежи как 80-х, так и 2010-х.
Фредди также иногда отпускает какие-то саркастические реплики и большое количество и зловеще смеётся, куда ж без этого. Но Крюгер остается ужасным злодеем прежде всего, а не тем балаганным шутом, в которого он превратился в последовавших сиквелах. В действительности, общий любимец и в кадре-то появляется не частенько, но это отнюдь не мешает зрителям пугаться.
По причине того, что в ужасных моментах БЕЗ Фредди в этом фильме неизменно имеется что-то не меньше пугающее. Одна из лучших сцен — в то время, когда Нэнси засыпается в классе и видит обернутый в полиэтиленовый мешок труп Тины. Вторая — убийство Тины, которое мы видим как бы глазами ее парня Рода: Фредди в кадре нет, но тело девушки летает по спальне и на нем появляются ужасные резаные раны. Жуть!
В действительности, ничего аналогичного по мощи мы, пожалуй, не видели в молодежных кошмарах ни того времени, ни более позднего (хотя тут возможно поспорить, в особенности в случае если отыскать в памяти Техасскую резню бензопилой и ее ударный ремейк).
Возвращаясь к сцене в классе, нельзя не подчернуть, что ей предшествует занятная, практически что постмодернистская игра: до тех пор пока Нэнси спит за партой, учительница ведет урок… обсуждаются катастрофе Шекспира, и один из учеников, вызванный к доске, начинает просматривать стихи, в которых говорится о смерти и снах. Как раз сейчас Нэнси и слышит голос собственной мертвой подружки. В Крике и его сиквелах, да и во многих вторых ему аналогичных ужастиках 90-х (Муниципальные легенды, допустим, либо Волк-одиночка), данный прием употребляется много раз: практически в каждом таком фильме имеется эпизодик, в то время, когда храбрецы-школьники сидят в классе, а преподаватель им говорит что-нибудь этакое, имеющее некое смысловое значение для сюжета.
А эпизод с убийством юноши Тины, Рода, что спит в тюремной камере, полностью цитируется ни где-нибудь, а в Терминаторе 2. Действительно, жидкометаллический Роберт Патрик проходит через решетку более эффектно, чем старина Крюгер, но мы же понимаем, что в 1984-м компьютерная графика в кино еще не была так распространена и развита, как в 1991-92-м годах.
Крейвен, получается, много открыл для кино в свое время. Но, что серьёзнее, эти приемы из ветхого фильма действуют на нас до сих пор! Не мешает отыскать в памяти и тот, факт, что Клайв Баркер признавал, что если бы не Фредди с его перчаткой, то он бы ни при каких обстоятельствах не придумал собственного Кэндимена с его крюком.
А раз уж мы отыскали в памяти про Кэндимена, то увидим, что именно история про чернокожего призрака, являющегося тем, кто пять раз скажет его имя перед зеркалом, — самый близка КНУВу среди всех фильмов, каковые в большей либо меньшей мере возможно отнести к поджанру слэшер. И Кэндимен, и Кошмар… не являются слэшерами в самом хорошем смысле этого термина.
Классические слэшеры (Хэллоуин, Пятница, 13-е, то же Тёмное Рождество) подразумевали убийцу в маске, что сам по себе в полной мере настоящ (не из потустороннего мира) — и он мочит подростков без звучно. В середине 80-х, в то время, когда Крейвен снимал собственный кино, данный жанровый канон был уже достаточно заезжен. И Уэс выступил новатором: во-первых, он снял с убийцы маску; во-вторых, дал ему голос; а в-третьих (быть может, это самое серьёзное), он сделал убийцу призраком, монстром мистического толка.
Так, сохранив классическую для жанра схему серия поочередных убийств подростков, по большей части посредством холодного оружия, он более чем удачно обновил канон и дал слэшеру сильного пинка под зад, направив по новому пути развития.
Но возвратимся конкретно к анализу фильма как такового. Музыка Чарльза Бёрстина, ставшая такой же классикой, как и сам фильм, так же, как и прежде формирует хорошую воздух, работа оператора не безукоризнена, но проделана на хорошем уровне. Кое-какие находки мастеров по эффектам впечатляют сейчас, но многие на данный момент выглядят аляповато и топорно — удлиняющиеся руки Фредди ничего, не считая хохота, у искушенного современного зрителя уже не могут позвать в плане эмоциональной реакции.
По счастью, таких, сейчас нелепо смотрящихся моментов в фильме не столь уж и большое количество и неспециализированное чувство они все-таки не портят.
Из молодых актеров выделяется Депп — и не вследствие того что он Депп, а вследствие того что он сделал ставку на превосходно, с учетом того, что это был его дебют в громадном кино — так и просто великолепно. Честно говоря, имеется вывод, что в некоторых собственных поздних фильмах (Джонни Д., к примеру) он сыграл похуже, чем в КНУВе 🙂 Хезер Лангекамп не злит — а это уже громадное достижение для основной героини любого аналогичного ужастика.
Как мы знаем, на роль единственной выжившей в слэшерах и им аналогичных картинах значительно чаще выбирают, в соответствии с какому-то неписанному закону подлости, наименее красивых участниц кастинга. Не будем на большом растоянии ходить за примерами: ремейки Пятницы, 13-е и Техасской резни, Поворот не в том направлении, Я знаю, что вы сделали прошлым летом — главгероини в них подчас приводили к тошноте одним своим видом, фактически ни при каких обстоятельствах и ничем не запоминались.
Хезер, которой на момент съемок у Крейвена было, она утвержает, что 18-19 лет, также не королева красоты (что весьма интересно, с годами она кроме того похорошела), но выглядит мило, чуточку наивно, а развитие ее персонажа по ходу картины заставляет нас уважать и сопереживать Нэнси, причем в полной мере честно. Хорош Хсу Гарсия в роли хамоватого, но красивого друга Тины Рода. Не портит обедни Аманда Уайсс, не смотря на то, что честно жаль, что сцена секса между ней и Гарсией в фильме ограничена только звуком — но стонет Аманда на пять с плюсом 🙂
Ну а если вы желаете взять в итоге по окончании всего вышесказанного некие однозначные выводы, то пожалуйста: независимо от того, по нраву либо нет вам нужно ремейк этого красивого фильма, уникальный Кошмар на улице Вязов все равно стоит наблюдать и производить перерасмотрение: за прошлые с дня его выхода годы это кино устарело разве что в области эффектов, а по части фактически кошмаров, диалогов, актерской игры способно дать сто очков форы многим и многим современным жанровым представителям.