Линкольн
Фильм, над которым Спилберг трудился десять лет.
Линкольн (2012) / Lincoln
биографический / война / драма / исторический
Режиссер: Стивен СпилбергВ ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Салли Филд, Дэвид Стрэтэйрн, Джозеф Гордон-Левитт, Джеймс Спэйдер
броский рассказ о том, как Линкольн (Дэй-Льюис) всеми средствами склоняет на собственную сторону палату представителей Конгресса, дабы совершить Тринадцатую поправку к Конституции, практически запрещающую рабство.
Кадр из фильма Линкольн
Разрешите режиссёру снять фильм о президенте – и в итоге президент в обязательном порядке будет нести в себе какие-то черты личности режиссера. Оливер Стоун сделал из Никсона и Джона Ф. Кеннеди темпераментных параноиков и высмеял Джорджа Буша-младшего в «Буше». В неоднозначном фильме Стивена Спилберга 16-й и самый почитаемый американский президент предстает рассудочным мыслителем и прирождённым шоуменом.
У этого Авраама Линкольна много неспециализированного со Спилбергом.
Забрав за базу одобренную Обамой биографическую книгу Дорис Кернс Гудвин называющиеся Команда соперников, драматург Тони Кушнер создал сценарий о политике Линкольна толщиной в 550 страниц. Режиссер, сузив собственную задачу, забрал в работу последние 80 страниц этого опуса. Отбросить освященную давешними традициями формулу байопика, дабы продемонстрировать собственного храбреца в кульминационный момент его жизни – одно из самых блестящих ответов в карьере Спилберга.
Кадр из фильма Линкольн
Хэл Холбрук, выполняющий роль основателя Республиканской партии Фрэнсиса Престона Блэра, трижды игрался самого Линкольна: в мини-сериале 1974 года Линкольн, мини-сериале 1985 года юг и Север и в скетче на Шоу Эда Салливана.
Итак, в фильме нет босоногого детства в штате Кентукки, нет подъема к вершинам величия и власти, нет Геттисбергского обращения. О ходе Гражданской войны мы определим лишь из отрывочных донесений. Дела домашние продемонстрированы только во второстепенных сюжетных линиях: старший сын Роберт (Джозеф Гордон-Левитт) готов пойти на ссору с отцом, дабы записаться добровольцем в армию, а тот пытается предохранить его, наряду с этим принося в жертву очень много чужих сыновей; психически нестабильная супруга Мэри (Салли Филд) выматывает ему душу жалобами на разбитое сердце и головные боли, наряду с этим одаривая политических соперников мужа грозными взорами исподлобья.
Фильм целиком и полностью посвящен последним горячим месяцам второго президентства Линкольна, а правильнее – его попыткам совершить через палату представителей Конгресса Тринадцатую поправку, запрещающую рабство. Подобная тематика, быть может, покажется вам сухой и многословной, но на деле все весьма захватывающе… и многословно. Зная, что на кон поставлена сама душа нации, Линкольн, как бы поразительно это ни звучало, решается оттянуть окончание войны для того, дабы поправка была принята.
Кадр из фильма Линкольн
В сложном сценарии Кушнера присутствует холодное познание того факта, что, если бы принятие поправки было задержано до возвращения Юга в Альянс, она ни при каких обстоятельствах не прошла быи рабство не было бы стёрто с лица земли. Что ж, тогда мы имеем дело с гимном народовластия в его самый значимом виде – с биографией политического момента. Спилберг требует от нас полной концентрации, но наблюдать его фильм легко: он убедителен, весьма красив и изобилует броскими личностями.
В каждой фразе, каждом кадре Линкольна присутствует идея. звук и Изображение безупречно дополняют друг друга: думается, что сама камера говорит, а слова оживают у нас на глазах. Большое количество говорилось о чрезмерной рассудочности Спилберга-режиссера, но искусное кадрирование и шикарные темно-кофейные цвета опровергают эти утверждения: свет, проходя через клубы тучи пыли и табачного дыма, как будто бы делается чем-то осязаемым.
А огромная массовка играется, не жалея энергии и сил.
Кадр из фильма Линкольн
Дэй-Льюис решил, каким как раз голосом будет озвучивать Линкольна, на основании рассказов современников, каковые утверждали, что у президента был тенор и это очень содействовало его репутации великого оратора, потому, что в эру до появления усилителей высокие голоса звучали более внятно и четко.
С целью достижения собственной цели Линкольн применяет каждые имеющие в его арсенале средства: доводы, убеждения, угрозы, подкуп, заблаговременно подготовленный комплект соленых прибауток, а в сенсационной сцене досаждающего ему правительства за окутанным клубами дыма столом совещаний – и титаническую силу воли. Я наделен большой властью! – ударив по столу, гневно выкрикивает Дэниэл Дэй-Льюис, в то время, когда страсти накаляются. Всеми способами он склоняет на собственную сторону колеблющихся участников Палаты представителей, в которой в 1865 году политические убеждения республиканцев и демократов были прямой противоположностью нынешним.
Вместо того дабы еще раз отполировать легенду, высеченную на горе Рашмор, Спилберг сдирает с поверхности лак и обнажает скрытый под ней неотёсанный прагматизм. Дабы добиться собственного, идеалисту приходится выкручивать руки и пресмыкаться перед нужными людьми. Оказывается, при необходимости Честный Эйб мог быть и лживым ублюдком.
Кадр из фильма Линкольн
Спилберг был так внимателен к подробностям, что тиканье наручных часов Линкольна записывалось с настоящих часов президента, хранящихся в Президентской библиотеке и Музее Линкольна в городе Спрингфилд, штат Иллинойс.
Линкольн обычно весьма забавен. Сцена, в то время, когда трех скользких агентов во главе с усачом-сквернословом Джеймсом Спейдером отправляют обхаживать (либо запугивать) колеблющихся – это практически фарс. А больше всех радуется Томми Ли Джонс, с каменным лицом играющий Таддеуса Стивенса, великого аболициониста, которого убеждают на время отказаться от собственного принципа все либо ничего.
Говорят, что войдя в раж, Стивенс был способен разнести собственных дрожащих оппонентов в клочья; подобным умением, по свидетельствам трясущихся от страха интервьюеров, обладает и господин Джонс.
Кадр из фильма Линкольн
Уже многие десятилетия ходят упорные слухи о том, что в первой половине 60-ых годов XIX века в Белом доме посредством устройства для графического отображения звуков, именуемого фонавтограф, была сделана запись голоса Линкольна. Найти ее так и не удалось, и для экспертов в области Гражданской войны эта запись остается чем-то наподобие Святого Грааля.
В случае если сказать об ассоциациях, каковые приводит к фильму, то на ум сходу приходят братья Коэн. Вот американская полностью сцена, в которой упрямцы с нелепой растительностью на лицах обмениваются оскорблениями: барочный компендиум твеновских чудачеств, шекспировского ораторского мастерства, цветистого пиара и библейских заповедей того времени, венчаемый примером самого хлесткого потребления фразы ничтожное существо в истории кинематографа.
Кушнер подталкивает режиссера к сатире, потому что кто такие политики, если не актеры, и что имеется Палата представителей, если не театр? Но в серьезности подхода Спилберга не появляется ни мельчайших сомнений. В рвении хотя бы мельком посмотреть на мир за пределами залитого светом фонарей Вашингтона, Линкольн верхом на коне объезжает развалины Питерсберга, заваленного мертвыми телами… творя добро, время от времени приходится прибегать к страшным злодеяниям.
Кадр из фильма Линкольн
Возможно, весьма символично, что шизоидное сердце американской истории сыграл наполовину британец, наполовину ирландец Дэй-Льюис. Побывав следопытом Соколиным глазом в «Последнем из могикан», ожесточённым, завернутым во флаг громилой Биллом Мясником в «Бандах Нью-Йорка» и бездушным магнатом Дэниелом Плэйнвью в «Нефти», сейчас он стал великим освободителем Линкольном.
Кадр из фильма Линкольн
Непредсказуемый и, благодаря мастерской работе Кушнера и Спилберга, интеллектуальный Линкольн – подлинная веха в истории киноиндустрии. А Дэй-Льюис так убедителен, что хочется снять перед ним цилиндр.
Актер, не имеющий себе равных в части подготовки к ролям и изучения собственных персонажей, вытягивает вперед шею и напрягает все мускулы, дабы передать походку Линкольна, которую современники именовали древесной. Дэй-Льюис неуклюж, как будто бы Робокоп, его гнусавый голос неизменно думается обиженным, и привыкнуть к этому непросто. Его храбрец задумчив и дипломатичен, его робкие ухмылки мимолетны, он наряжается, как гробовщик, и имеет привычку, уронив цилиндр, цитировать Эвклида и Гамлета.
Спилберг окутывает его тенями и венчает серебристым нимбом: к сожалению, последние пять мин. фильма – совсем лишние. Создается чувство, что единственное их назначение – второпях вернуть Линкольну образ святого перед мелодраматической концовкой, по причине того, что эти кадры и имеется маленький этюд на тему той самой режиссерской рассудочности: с отточенной концентрацией покачнувшегося канатоходца Дэй-Льюис удерживает дразнящее равновесие между мраморной статуей и живым человеком.
В то время, когда мы в первый раз видим его Линкольна, президент сидит в позе, столь привычной по будущему мемориалу, спиной к зрителю и лицом к оркестру, слушая, как чернокожие воины, умышленно обращаясь к нему, выкрикивают слова из его же Геттисбергского обращения. Суть происходящего кристально ясен: обещания необходимо делать.