Лучшие советские и российские сериалы о войне. часть iii
Продолжая серию статей, приуроченных к празднованию 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, предлагаем отыскать в памяти советские и российские многосерийные сериалы и телевизионные фильмы. Среди перечисленных проектов имеется настоящие шедевры, прошедшие опробование народной любовью и временем. По большей части это относится к советским телефильмам, передающим воздух и дух армейского времени.
Современные сериалы открыто уступают в сравнении, но, и среди них попадаются работы, хорошие внимания.
1. Приводим к огню на себя (1964, режиссер Сергей Колосов). Четырехсерийный телевизионный фильм, основанный на фактах и реальных событиях. Подпольная несколько, организованная Анной Морозовой (Людмила Касаткина), несложной жительницей мелкого города на оккупированной территории Брянской области, выходит на сообщение с партизанами.
Перед ними ставится задача – стереть с лица земли вражеский аэропорт, имеющий серьёзное стратегическое значение. Для исполнения задания Морозова устанавливает контакт с польскими и чешскими техниками, трудящимися на немецком аэропорте.
2. Семнадцать мгновений весны (1973, режиссер Татьяна Лиознова). Экранизация одноименного романа Юлиана Семенова о советском разведчике Максиме Исаеве – он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, — делавшем задание в центральном аппарате Работы безопасности рейхсфюрера СС, любима не одним поколением телезрителей. Вячеслав Тихонов, сыгравший блестящего интеллектуала со металлическими нервами, сделал из собственного персонажа Штирлица культового национального героя.
В захватывающем психотерапевтическом армейском триллере финиша Второй мировой звучит потрясающая песни Микаэла и музыка Таривердиева на стихи Роберта Рождественского в исполнении Иосифа Кобзона — Мгновения и Песня о далекой Отчизне. Незабываемые образы созданы лучшими актерами советского кино: Леонидом Броневым, Олегом Табаковым, Ростиславом Пляттом, Леонидом Куравлевым, Евгением Евстигнеевым и многими вторыми.
3. Вариант Омега (1975, режиссер Антонис Воязос). Пятисерийная экранизация юрия Николая и романа Леонова Кострова Операция Викинг — представитель хорошей шпионской драмы. В центре истории, происходящей в Таллинне в первой половине 40-ых годов XX века, интеллектуальное и психотерапевтическое противостояние между советским разведчиком Сергеем Скориным (Олег Даль) и майором абвера бароном Георгом фон Шлоссером (Игорь Васильев).
4. Батальоны просят огня (1985, режиссеры Александр Боголюбов, Владимир Чеботарев). В базу многосерийного телевизионного сериала, снятого к сороковой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, легла одноименная повесть Юрия Бондарева. Осень 1943-го года, форсирование Днепра войсками СССР. Два батальона должны отвлечь внимание соперника на себя и удержать оборону на берегу Днепра, ожидая в назначенный срок помощи со авиации и стороны артиллерии.
На протяжении операции Руководство Красной Армии меняет замыслы, и батальоны выясняются во вражеском окружении без огневой помощи. В основных ролях звезды советского кино: Александр Збруев, Николай Караченцов, Олег Ефремов, Александр Галибин, Александр Панкратов-Тёмный, Александр Феклистов, Владимир Кашпур.
5. Тайный фарватер (1986, режиссер Вадим Костроменко). В базу четырехсерийного телефильма, обрисовывающего события 1944 года, лег одноименный роман Леонида Платова. Главный герой, капитан торпедного катера Балтфлота Борис Шубин, пребывав с экипажем на боевом задании, обнаруживает тайный фарватер подлодки без опознавательных знаков. Шубин решает проследить за лодкой и узнать цель ее нахождения в водах Балтики.
Главные роли выполнили Анатолий Котенев и Лариса Гузеева.
6. Диверсант (2004, режиссер Андрей Малюков). Воздействие приключенческой военной драмы, снятой по мотивам одноименного романа Анатолия Азольского, разворачивается в первой половине 40-ых годов XX века. Выпускники разведшколы — Филатов (Алексей Бардуков), Бобриков (Кирилл Плетнев) и Калтыгин (Владислав Галкин) — делают многоходовые операции в тылу неприятеля. Не обращая внимания на критику, Диверсант есть одним из популярных современных мини-сериалов на военную тематику, среди них и благодаря гениальному актерскому составу.
Продолжение истории — Диверсант 2: Финиш войны (2007, режиссер Игорь Зайцев) — повествует об операциях, делаемых разведчиками-диверсантами в конце войны и в послевоенные годы.
7. Штрафбат (2004, режиссер Николай Досталь). При написании сценария, употреблялись записи бесед и архивные документы с бывшими воинами-штрафниками. В одиннадцатисерийном телефильме продемонстрирована история одного из штрафных подразделений Красной Армии.
Сериал привёл к неоднозначной реакции критиков, участников и зрителей ВОв.
8. Красная капелла (2004, режиссер Александр Аравин). Сериал, воздействие которого происходит в западной Европе времен Второй мировой, говорит о работе разведывательной сети Красная капелла под управлением советского разведчика Леопольда Треппера (Андрей Ильин). Сериал частично основан на настоящих событиях.
9. Апостол (2008, режиссеры Юрий Холод, Николай Лебедев, Геннадий Сидоров). Бывший уголовник, а сейчас вражеский диверсант Петр Истомин попадает в руки НКВД, но погибает при попытке побега. Для ликвидации и разоблачения остальных шпионов, принято решение подготовить брата-близнеца Петра Истомина, Павла, и послать его в тыл неприятеля. Павлу придется в буквальном смысле стать вторым человеком – пройти обучение и превратиться из деревенского преподавателя в умелого разведчика с металлической выдержкой.
В случае если к сценарию и самой достаточно фантастической истории имеются претензии, то в отношении исполнителей основных ролей их нет. Все, наблюдавшие сериал отмечают красивую игру Евгения Николая и Миронова Фоменко.
10. судьба и Жизнь (2012, Сергей Урсуляк). Экранизация одноименного романа Василия Гроссмана, адаптированного для сериала Эдуардом Володарским. В центре сюжета, происходящего в 1942-1943 годах, – физик-ядерщик Виктор Штурм (Сергей Маковецкий), трудящийся над созданием ядерной бомбы. Его разработки заинтересовали Сталина, и это единственное, что может спасти ученого от смерти в застенках НКВД.
Режиссер заострял внимание на судьбе простых людей, тогда как в романе Гроссмана прослеживается схожесть между тоталитаризмом власти — советской и фашистской. Сериал есть номинантом и лауреатом респектабельных отечественных премий, а Сергей Маковецкий и Полина Агуреева взяли высшие призы премии Золотой Орел в актерской категории.
11. Переводчик (2013, режиссер Андрей Прошкин). История о превращении несложного преподавателя, которого окружающие, да и он сам, не принимают действительно, в храбреца. В то время, когда город занимают немцы, Андрей Петрович Стариков идет трудиться к ним в штаб переводчиком, дабы обезопасисть собственную семью и соседей различных национальностей от верной смерти.
В ключевой роли – Виталий Хаев.
Вечная память павшим на полях сражений. Вечная признательность работникам тыла. Пропавшим без вести пускай почва будет пухом.
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают —
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный пламя зажигают.
Тут раньше поднималась почва на дыбы,
А в наше время — гранитные плиты.
Тут нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце воина.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Ко мне ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
Авторы: brune, Hasanov