Майкл бэй: великий и ужасный
Майкл Бэй начинал с рекламных и музыкальных видеоклипов, но с юных лет терпеливо и без звучно вынашивал грандиозный замысел — снимать полнометражные фильмы и в один раз взорвать всемирный кинорынок. Кроме того те, кто знал Майкла близко, вряд ли догадывались тогда, к чему в действительности он подготавливается, тренируясь на рок-звёздах и поп-идолах, и чему послужат разминкой все эти сочные видео про джинсы, пиво и машины.
16фотографий Сразу после окончания киношколы во второй половине 80-ых годов XX века Майкл Бэй начал снимать рекламные и музыкальные видеоклипы для компании Propaganda Films. Aerosmith, Тина Тёрнер, Лайонел Ричи – вот только неполный перечень звёзд, с которыми он сотрудничал. За этим последовали рекламные ролики для Nike, Budweiser, Coca Cola, Reebok, Levis, Miller, Mercedes Benz, Victoria’s Secret и многие другие.
Уже в 1995 году Бэй стал лауреатом премии от Американской гильдии режиссёров в номинации «Лучший рекламный режиссёр года».
Бэй демонстрировал замечательную одарённость — будучи еще совсем юным, он завоёвывал самые респектабельные призы на мировых фестивалях рекламы. Так, его ролик Got milk? Aaron Burr победил на фестивале Clio и взял Гран-при в номинации «Лучшая реклама года». А серебряный Львы и «золотой» в Каннах достались ему за ролики Budweiser, Bugle Boys and Miller.
Ролик Got Milk? был официально включён в коллекцию Музея современного мастерства в Нью-Йорке.
«Снимать рекламу не так легко, как думается — нужно обрабатывать тонны материала и превращать его в маленькое ёмкое видео. Главные составляющие: зрелищность, юмор, уникальная подача, мысль. Это маленькая модель фильма. Мне нравится, в то время, когда у меня ограниченный формат — любой кадр должен быть чётким — полезна любая секунда. Поведать историю за 30 секунд – вот сила!
Для меня реклама – большой опыт, что был мне нужен — я так как постоянно хотел создавать зрелищное кино. Моя цель — позволить человеку пережить то, что в простой судьбе нереально».
Дебютная полнометражная работа Майкла стала настоящим блокбастером: Нехорошие юноши с Уиллом Мартином и Смитом Лоуренсом в основных ролях собрали в мировом прокате в 1995 году более чем $140 млн.
Через год громадной куш в $335 млн. в прокате сорвала «Гор» с Шоном Коннери и Николасом Кейджем. Третья картина – «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом, Беном Аффлеком и Лив Тайлер – обеспечила более $550 млн. мировых сборов.
Снимаяролики в перерывах между полнометражными блокбастерами, Бэй с радостью ставил и жанровые опыты: в 2001 году снял военную драму «Перл Харбор», а за сиквелом «Нехороших парней» — триллер «Остров» с Юэном Макгрегором, Скарлетт Йоханссон, Шоном Двучлен и Стивом Бушеми.
Шайа ЛаБёф и Майкл Бэй на съёмках Трансформеров
Но главным в карьере Бэя стал, само собой разумеется, проект «Трансформеры», вышедший летом 2007 года. Бэй забрал за базу мультфильм 80-х годов и перевоплотил его в захватывающий блокбастер, что собрал более $700 млн. в мире. Майклу стало тесно в режиссёрском кресле: в середине двухтысячных он вместе с продюсерами Брэдом Фуллером и Эндрю Формом создаёт собственную производственную студию Platinum Dunes.
Её конёк — среднебюджетные фильмы не дороже $20 млн., миссия — помогать начинающим талантам. Под крылом Бэя и его партнёров создаются такие хиты, как «Техасская резня бензопилой» (1 и 2 части), «Амитвилльский кошмар», «Попутчик», «Наездники», и ещё не вышедшие триллеры «С приходом Птицы» и «тьмы».
«В любом сценарии я ищу вызов. История обязана захватить меня, дать мне что-то новое – полет фантазии, то, что вынудит трудиться мою режиссёрскую идея. Если ты не желаешь упасть с вершины славы, ты обязан всё время испытывать себя, напрягать мозг, скоро думать. Самое сильное чувство, заставляющее меня функционировать – это ужас поражения»
Злые языки наговаривают, словно бы псов Майкл обожает больше, чем людей. Но трудиться с ним в Голливуде считается особенной привилегией.
Cтиль Майкла Бэя — как в громадном кино, так и в рекламе, которую он снимает , — не спутать ни с чем: энергичный, иногда враждебный монтаж, на долгое время впечатывающиеся в сознание образы, безупречно чётко прописанный никакой экономии — и сюжет на составе и спецэффектах группы. Сам Бэй не устаёт с гордостью повторять, что постоянно нанимает лучшую команду. Майкла Бэя отличает и узкий вкус.
Его реклама — неизменно легкая, интригующая, остроумная: он пытается органично вплести бренд в ткань сюжета, дать ему настоящую роль наравне с другими персонажами истории.
Перфекционист, Бэй весьма требователен не только к себе, но и к окружающим. Не все выдерживают тот ритм работы, что он задаёт на площадке. В Голливуде о нём говорят различное: кто-то его, кто-то крутит пальцем у виска и именует чокнутым фанатиком, но в професионализме — и уж совершенно верно в таланте — Бэю не отказывает никто.
Его съёмки сравнивают с широкомасштабными военными действиями, а его — с генералом, и без тени ухмылки отвечают на его команды: Да, господин.
Invisible from Michael Bay Dot Com on Vimeo.
Ссориться с Бэем не рискуют и продюсеры, и главы студий. Он неизменно жёстко знает, чего, а основное — какое количество — желает, он способен ставить ультиматумы, именовать и выдерживать собственные сроки: творческая свобода ему нужна, как воздушное пространство. Он признаётся, что, скорее, откажется от наилучшего сценария в мире, чем станет заложником чьих-то условий.
Но, времена, в то время, когда продюсеры опасались всецело довериться Майклу — в далеком прошлом миновали.
«Я не сатана и не таковой ужасный, каким меня выставляют. Я ни при каких обстоятельствах не нападаю на людей и не обижаю никого конкретно. Легко я стараюсь получать собственной цели. Моя команда знает, что будет трудиться из последних сил, но наконец-то мы все будем горды результатом»
Режиссёр признаёт, что его фильмы — не через чур глубоки, кроме того наивны, но заставляют зрителя наблюдать на экран не отрываясь и полтора, и два с половиной часа, затаив дыхание. Бэй получает этого, выкладываясь на 110% на всех стадиях проката и производства картины. Он стойко переносит изнуряющие промо-туры с их многочасовыми перелётами с континента на континент, чётко осознавая, что кроме того самый беспроигрышный проект требует постоянной бережной заботы собственного создателя.
Частично потому, возможно, и верят зрители его несложным храбрецам, что рисует их Бэй честно, дерзко, с себя самого: они несовершенны, они способны ошибаться, но они ни при каких обстоятельствах не опускают руки и в каждой новой трудности видят только возможность для подвига.