Mare tenebrarum: фантастические чудовища

Mare tenebrarum: фантастические чудовища

Зачитывались статьей MARE TENEBRARUM: Киномонстры морских глубин? Встречайте ее продолжение!

Всемирный океан полон страшнейших созданий, от маленьких смертельно ядовитых беспозвоночных до огромных кашалотов. Многие из них нашли собственное воплощение в приключенческих, научно-фантастических фильмах и, очевидно, кинохоррорах. Само собой разумеется, не все творения матушки-природы одинаково «киногеничны».

Скажем, ядовитые медузы убивают практически вдвое больше людей, чем акулы, но фильмы с участием акул-людоедов выпускаются каждый год по паре штук, а количество картин, где присутствуют страшные медузы, возможно пересчитать по пальцам одной руки. Либо, к примеру, моллюск ядовитый конус, вооружённый шипом с нейротоксином. Вспомните ли вы хоть один фильм, где присутствует это смертоносное создание? Вряд ли. Либо, к примеру, мелкого голубокольчатого осьминога?

Также нет. А ведь страшнейшая ядовитая тварь! Но его собрат — в неспециализированном-то безобидный, огромный осьминог — фигурирует во многих сюжетах.

Потому что громадный спрут, пробующий удушить ныряльщика собственными щупальцами, куда колоритнее.

Помимо этого, современная съёмочная аппаратура и подводная техника сделали мир океанских глубин родным и понятным рядовому телезрителю, и сейчас фактически любой знает, что «светло синий континент» населён не загадочными чудовищами, а обычными животными. Красивыми, поражающими воображение, иногда – очень страшными, но – животными. Такими же природными творениями, как и мы.

А потому нет ничего необычного в том, что кинодеятели с завидным постоянством населяют воды Мирового океана невиданными созданиями, огромных размеров, свирепого нрава и жуткой внешности. Давайте снова нырнём в вечный мрак морской пучины и встретимся лицом к лицу с монстрами, обитающими в том месте волею их создателей-сценаристов.

Первые фильмы о чудовищах, выходящих из морских глубин, появляются в 50-е годы. К таковым относятся «Зверь с глубины 20 000 фатомов» Эжена Лурье (в Российской Федерации наименование чаще переводят как «Чудовище с глубины 20 000 саженей»). Фильм примечателен тем, что в нём в первый раз в истории мирового кинематографа появление монстра было связано с опробованиями ядерного оружия.

Через два года по окончании «Зверя…», в 1955-м, появляется «Фантом с глубины 10 000 лиг» Дэна Миллера, а в 1959-м с лёгкой руки Лурье из пучин на экраны выныривает Палеозавр в фильме «Бегемот, морской монстр».

Восьмидесятые (а, правильнее, 1989 год) подарили нам пара превосходных фильмов о подводных монстрах. Прежде всего направляться упомянуть «Пропасть» Джеймса Камерона. Несмотря вывод последовательности критиков, что эта картина не дотягивает до вторых камероновских творений того же периода, «Чужих» и «Терминатора», фильм есть настоящим шедевром, жёстким сплавом научной триллера и фантастики. Да, напряжённых и пугающих моментов в том месте предостаточно.

Но, разбирать как раз «Пропасть» в данной статье мы не будем. Хотя бы вследствие того что в ней нет монстров как таковых. Самый ужасный монстр «Пропасти» — сам человек.

Параллельно с фильмом Камерона во второй половине 80-ых годов XX века в прокат вышли ещё два фильма – «Левиафан» Джорджа Пана Косматоса и «Глубинная Звезда 6» Шона Каннингема. Старшее поколение поклонников жанра, без сомнений, знакомо с обеими лентами, а поколение молодое, надеюсь, заинтересуется и взглянет оба. Сюжет хороший: и в том, и в другом фильме подводники сталкиваются с неизвестным чудовищем, в следствии чего гибнут практически все члены команды, а сама подводная станция оказывается уничтоженной.

В «Левиафане» источником появления монстра помогает бутылка водки, обнаруженнаяборту затонувшего советского судна. Все продегустировавшие данный национальный напиток заболевают необычной заболеванием, выражающейся в появлении зудящих пятен на коже, слабости и повышенной температуре. Заболевание ведет к смерти нескольких человек, по окончании чего начинается самое ужасное: их тела начинают жить второй судьбой, сливаются в единое целое и на свет появляется ужасный монстр, несущий в себе черты глубоководной человека и рыбы.

В «Глубинной Звезде» чудовище выплывает из огромной пещеры, свод которой случайно уничтожили строители подводной ракетной базы. Существо отдалённо напоминает помесь крокодила и ракоскорпиона: у него долгое эластичное членистое тело, трёхпалые клешни и трёхстворчатая пасть, как у грабоидов из «Дрожи почвы».

Как видим, оба фильма созданы по лекалам «Чужого» Ридли Скотта и «Что-то» Джона не сильный. Само собой разумеется, назвать их шедеврами язык не повернётся, прежде всего из-за однотипных предсказуемых сюжетов. Но сделаны они добросовестно, особые эффекты и по сей день, практически тридцать лет спустя, выглядят достойно, да и с основной задачей любого хоррора – держать в напряжении и пугать в необходимый момент – справляются превосходно.

На рубеже 80-х и 90-х вышел ещё один фильм на тему столкновения людей с подводными чудовищами – уже упомянутое в прошлой статье «Глубокое погружение» Хуана П. Симона. Тут экипаж подлодки «Сирена II», отправляясь на поиски второй пропавшей субмарины, сталкивается со всевозможными порождениями генной инженерии, одной из которых есть большая хищная водоросль, угрожающая безопасности всего подводного судна.

К сожалению, недорогие простенькие эффекты, нелепость диалогов и некая неспециализированная абсурдность сюжета вряд ли позовут у вас желание взглянуть данный фильм два раза. Но, если судить по комментариям в сети, многие наблюдали данный фильм в юные годы, во времена господства видеосалонов и озвучек Леонида Володарского, и у данной категории «Погружение» приводит к тёплым ностальгическим чувствам.

Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось выходом на широкий экран фантастического боевика/триллера «Подъём с глубины». Фильм взял негативные оценки критиков, как мне думается, совсем зря, по причине того, что в нём имеется все нужные ингредиенты: преступники, желающие ограбить самый большой и самый шикарный круизный лайнер, парочка хороших парней (команда нанятого преступниками катера), сам лайнер «Аргонавтика», таинственно пустынный, красотка-воровка в исполнении Фамке Янссен и, конечно же, монстр.

Монстр в том месте шикарный: что-то роде ужасного осьминога с множеством щупалец и клыкастой пастью, каждое из которых оканчивается ещё одним ртом. Щупальца вездесущи. Они попадают во все закоулки, хватают людей, по окончании чего мягкие ткани людских тел перевариваются в желудке чудовища.

Скелеты монстр отрыгивает подобно сове, отрыгивающей шерсть и кости съеденных мышей. А ещё фильм запоминается своим финалом: лайнер взорван вместе с чудовищем, героиня и герой спасаются на гидроцикле, высаживаются на необитаемом острове и, казалось бы, на этом всё… ан нет! Начинается извержение вулкана, слышится громоподобный рёв, и мы видим, как раскачиваются и ломаются деревья на пути кого-то, ломящегося из джунглей…

«Подъем с глубины» вышел в 1998-ом, в том же году телевидение представило зрителям «Тварь Питера Бенчли». Трёхчасовой фильм Стюарта Гилларда снятпо роману Бенчли «Белая акула» и говорит о ужасном гибриде человека и громадной белой. Монстр выведен сумасшедшим учёным с применением способов генной инженерии (в романе – создан фашистами ещё в годы Второй мировой войны). Выглядит он как двуногое человекоподобное существо с треугольным акульим плавником и акульей же пастью.

Создатели мэйк-ап эффектов потрудились на славу, тварь оказалась по-настоящему ужасной, а вот сам фильм – на «троечку». Разумеется, собственную негативную роль сыграла ограниченность бюджета.

Всех вышеперечисленных киномонстров объединяет одна вещь – они безымянные. Но имеется категория чудовищ, каковые не только носят имена, но и кочуют из фильма в фильм, из сюжета в сюжет.

Одним из таких монстров есть Кракен. Принято вычислять, что прообразом этого существа скандинавской мифологии послужил огромный кальмар (Architeuthis dux), о чём я упоминал в прошлой статье. Имя чудовища, возможно, происходит от старо-шведского «krake», что возможно перевести как «пень дерева с ветвями».

Первым, кто обобщил фольклорные истории о Кракене, был датский натуралист Эрик Понтоппидан, епископ Бергенский (1698 – 1774). В соответствии с ему, это огромное морское создание, размером с целый остров, талантливое обхватить собственными конечностями и утащить в глубину целый корабль. Существование Кракена не подлежало сомнению среди учёных XVIII века, так что кроме того великий Карл Линней включил его в собственную совокупность живой природы (действительно, из второго издания «Systema Naturae» монстр был всё-таки исключён).

С Кракеном мы видимся в «Битве титанов» (1983, реж. Десмонд римейк и Дэвис 2010 года, реж. Луи Летерье), где он представлен немыслимых размеров гигантом с щупальцами вместо рук, выполняющим волю всевышних Олимпа. А во второй части «Пиратов Карибского моря» он – основной ночной кошмар капитана Джека Воробья. В «Пиратах» Кракен имеет более привычный вид. Практически, это огромный кальмар, повышенный до размеров чудовища, талантливого разрешить войти на дно трёхмачтовое судно.

А ещё у него зловонная воронкообразная пасть, усеянная зубами.

Говоря о морских монстрах, было бы непростительно забыть о кайдзю.

Самый узнаваемый из кайдзю конечно же Годзилла. Образ огромного ящера, с завидной регулярностью превращающего в руины Токио, так популярен, что фильмы о нём выходят в Японии, начиная с 1954 года. В 2016-м вышел тридцатый (и, очевидно, не последний) фильм об этом чудовище. Кроме этого прекрасно известны и две американские экранизации.

В фильме Роланда Эммериха (том самом, с Жаном Рено) Годзилле попытались дать естественнонаучное объяснение, сделав его огромной мутировавшей морской игуаной. Это было неудачное ответ, поскольку в уникальной традиции Годзилла – не животное, а воплощение разрушительных сил природы. Он не испытывает недостаток в пище, изрыгает пламя из пасти, жидкая лава не причиняет ему вреда. В фильме 2014 года данный недочёт был исправлен. Интересный факт: от фильма к фильму размер Годзиллы возрастает.

В случае если в 50-е годы ящер достигал высоты 50 метров и весил приблизительно 20 000 тысячь киллограм, то к началу нынешнего столетия «вырос» до 118 метров и «потяжелел» практически в пять раз – до 90 000 тысячь киллограм!

Стоит подметить, что Годзилла – не единственный кайдзю, фильмы о котором снимались и за пределами Японии. В первой половине 60-ых годов XX века, в качестве ответа японскому кинематографу, на экраны вышел фильм «Горго» уже видного нам Эжена Лурье. Горго – что-то среднее между чудовищной черепахой и огромным ящером, но он – всего лишь детёныш, а вот его мать – Огра — монстр в лучших традициях кайдзю-фильмов.

Она огромна, одержима жаждой разрушения и неуязвима кроме того для артиллерии.

Ну и конечно же нельзя не упомянуть «Тихоокеанский предел» Гильермо дель Торо, где кайдзю представлены во всём их разрушительном великолепии. В отличие от японских фильмов, монстры дель Торо действуют не самостоятельно, а, являясь практически искусственно созданными организмами, только делают волю хозяев — инопланетян из другого измерения.

А пятью годами ранее вышел знаковый фильм «Монстро», спродюсированный Джей Джей Абрамсом, в котором вынырнувшее из глубин Атлантики омерзительное создание превращает в груду руин Манхэттен. Уникальность фильма в том, что в нём хороший сюжет о кайдзю снят в псевдодокументальном стиле с позиций случайного свидетеля.

Кстати, вопрос о действительности существования кайдзю с позиций физики много раз поднимался в научно-периодике и популярной литературе. К нему обращались такие выдающиеся популяризаторы науки как Митио Каку и Нил Деграсс Тайсон.

Так вот, вывод однозначный: если бы Годзилла и ему подобные были существами из крови и плоти, их тела мгновенно разрушились бы под действием силы тяжести, превратившись к огромные кучи обломков и внутренностей костей, стоило им сделать хотя бы ход из моря на сушу. Так что, можем облегчённо перевести дух: кроме того в случае если в море внезапно обнаружится стометровая ящерица, выползти на берег и крушить портовые города у неё не окажется. Имеется, действительно, одно «но»: как я уже написал тремя абзацами выше, настоящие кайдзю не животные — монстры. А монстры вовсе не обязаны подчиняться законам этого мира…

И однако кайдзю, какими бы немыслимыми они ни были, существа в полной мере материальные (пускай и природа их не в полной мере ясна), имеющие определённую форму, вес и рост. Но на просторах морей и в чёрных глубинах иногда видятся сущности невидимые и неосязаемые.

С проявлениями сверхъестественного зла сталкиваются охотники за подводными сокровищами в фильме Жан-Клода Дюбуа и Уэна Кроуфорда «Зло из пропасти» (год выпуска снова же 1989—ый. Ох и урожайным на подводные хорроры был год!). А в превосходном фильме Дэвида Туи «Глубина» (2002) экипаж американской подлодки преследует мстительный призрак капитана, убитого собственной командой. «Корабль-призрак» показывает нам некоего демона, заманивающего любителей лёгкой поживы на пропавший в 60-е годы итальянский лайнер для того, дабы завладеть их душами.

Сверхъестественные сущности, выбравшие океан собственными владениями, для одних смогут быть монстрами, но для других – всевышними. Я говорю о созданных воображением Г. Ф. Лавкрафта Великих Древних — Дагоне и Ктулху. С Дагоном мы видимся в фильме Стюарта Гордона 2002 года, что так и именуется – «Дагон». Поклонники творчества ГФЛ знают, что фильм есть не экранизацией рассказа «Дагон», а вольной интерпретацией другого рассказа — «Морок над Иннсмутом».

Само божество демонстрируют на экране в течение только пары секунд, и зритель успевает подметить, что оно тёмного цвета, скользкое, со множеством щупалец. Но зритель в подробностях может разглядеть трансформации тел обитателей деревни, поднявшихся на путь поклонения этому монстру: неспешно они теряют человеческие черты, свойство ходить и членораздельно говорить, но покупают свойство жить под водой, их руки и ноги преобразовываются в клешни и щупальца, формируются жабры.

У фильма необычный хэппи-энд: главный герой также перестаёт быть человеком, но остаётся жив а также получает новый суть собственного существования. Да, фильм неидеален. Его возможно ругать за недорогие эффекты и открыто резиновый грим, но среди множества экранизаций творчества мэтра эта – одна из лучших.

Но, вы вправе со мной не соглашаться.

«Зов Ктулху» (2005) Эндрю Лимана. Небольшой (менее 50 мин.), чёрно-белый немой фильм, являющийся практически дословной экранизацией одноимённого рассказа 1927 года. Фильм снят так, как он имел возможность бы быть снят во времена самого Говарда Филлипса.

Для широкого круга зрителей его вряд ли возможно советовать, но каждому, для кого имя Ктулху – не просто малопонятное сочетание букв, возможно, стоит израсходовать час судьбы на просмотр данной ленты.

Что ж, как сообщил кто-то (думается, это был Козьма Прутков), нельзя объять необъятное, и, очевидно, жанровый сегмент мирового кинематографа, посвящённый подводным тварям, отнюдь не ограничивается приведённым в статье скромным перечнем. Любителям трэш-хоррора возможно порекомендовать творения студий The Asylum и кабельного канала SyFy: «Два миллиона лет спустя» (он же — «Мега-акула против огромного осьминога»), «Мега-акула против крокозавра», «Моби Дик: охота на монстра», «Атака двухголовой акулы», «Бермудские щупальца» и т.п.

В случае если же вас интересуют фильмы о подводных монстрах по большому счету (не только морских), то необходимым к просмотру есть «Тварь из Тёмной лагуны» (1954). История о ужасном жаброчеловеке, этаком ужасном Ихтиандре, живущем в Амазонии, в далеком прошлом стала классикой кинохоррора. Так как недаром Стивен Кинг в «Пляске смерти» посвятил этому фильму несколько страницу.

В том месте же, в Амазонке и её бессчётных притоках, выслеживает собственных жертв ужасный удав («Змея»). Чудовище с маленькой головой и длинной шеей скрывается в глубинах шотландского Лох-Несса… Может, плезиозавр? Наподобие того, что бесчинствует в фаворите советского кинопроката середины 80-х- японском фильме «Легенда о динозавре»?

В реках, лабиринтах и озёрах муниципальный канализации обитают аллигаторы и громадные крокодилы («Крокодил-убийца», «Озеро страха», «Первобытное зло», «Крокодил»), в противном случае и вовсе непонятные создания, как в корейском «Вторжении динозавра». А уж каких лишь монстров нет в подводных пещерах! К примеру, доисторические пираньи («Пираньи 3D», 2010 и «Пираньи 3DD», 2012) либо неизвестные паразиты, превращающие собственных хозяев-людей в ужасных плотоядных тварей («Пещера», 2005).

Мы же возвратимся обратно в море, поскольку отечественный разговор о населяющих его монстрах ещё не завершён. В океане имеется чудовища иного рода… Но о них – в следующий раз.

MARE TENEBRARUM. Часть 1

MARE TENEBRARUM. Часть 3

Драка Человека-факела с Существом. Фантастическая четверка. 2005


Темы которые будут Вам интересны:

Вам понравиться