Михалков представил «утомленные солнцем. цитадель»
3 мая в кинотеатре «Октябрь» прошла премьера второй части дилогии Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2: Цитадель».
Уже за пара часов до премьеры перед кинотеатром царило оживление. Многие задавали вопросы лишний билетик… Ливень загонял гостей под козырек кинотеатра, но места в том месте, как, но, и в зале хватило не всем. Казалось, в данный вечер в «Октябре» собрался целый столичный бомонд.
В фойе были увидены: Анастасия Макеева, Юрий Николаев с женой,Сергей Шойгу с супругой, Эдуард Володарский, Федор Сергеевич Бондарчук, Ирина Скобцева, Константин Крюков, Александр Адабашьян, Алексей Петренко, Римма Маркова, Анна Михалкова с детьми, Елена Старостина, Павел Деревянко, Николай Бурляев, Эвелина Бледанс,
Надежда Михалкова с уже весьма заметным животиком под руку с супругом Резо,
Артем Михалков,Степан Михалков с сыном,
Леонид Верещагин, Вячеслав Муругов, Юрий Стоянов с женой,
Андрей Мерзликин с женой,
Александр и Екатерина Стриженовы…
Павел Прилучный расхаживал по фойе с партнершей по сериалу СТС «Закрытая школа» Агатой Муцениеце в обнимку. Здороваясь со привычными, Павел воображал девушку по имени: «Агата».
– У вас дружба на экране и в жизни? – одолевали Пашу вопросами.
– А разве не видно? – с ухмылкой отвечал Прилучный, крепче прижимая к себе молодую актрису.
Подходим к актрисе Римме Марковой, Примечательно, что она ожидает от «Цитадели».
– Никита Сергеевич собрал много материала, – говорит актриса. – Он весьма глубочайший режиссер, пологаю, что ему удалось сделать добротное кино. С нетерпением ожидаю момента, в то время, когда начнется фильм.
Гостей начинают пускать в зал. Появляется Константин Эрнст, Олег Меньшиков с женой,
Инна Чурикова, Михаил Жванецкий, Вячеслав Зайцев, супруга Никиты Сергеевича Татьяна, Александр Панкратов-Тёмный… В то время, когда в зал входит Алла Пугачева, все кино- и фотокамеры направляются к ней. Примадонна присаживается на десятый последовательность к Татьяне Михалковой, оживленно говорит что-то, а позже направляется к Константину Эрнсту…
Тем временем на сцене появляется основной виновник вечера – Никита Михалков:
– Пока не выйдешь ко мне, вы не рассядетесь. Занимайте места. Я весьма опасался, что сейчас вас будет мало – первый рабочий сутки по окончании праздничных дней, репетиция парада, все в Москве перекрыто, вдобавок еще и ливень… Но вы пришли, огромное благодарю вас за это.
Отечественная дилогия – это восемь лет судьбе группы, в которой трудилось более 500 человек. Мне казалось, что «Предстояние» станет тем самым манком, что запустит пружины сюжетной линии и покинет зрителя в состоянии напряжении и интереса. Но многими фильм был не осознан, кто-то назвал его старомодным… Но… В случае если первый фильм – это смерти и картина жизни, то второй – это жизнь и смерть.
В случае если «Предстояние» – это метафизика разрушений, то «Цитадель» – метафизика созидания, счастье. «Цитадель» – это фильм о надежде, о чуде, которое неизменно рядом. И тут необходимо понимать: все связано – война и комарик, паучок, что решает судьбу боя… Мне весьма хочется, дабы вы это почувствовали, но для этого зритель обязан трудиться – вы должны погрузиться в то действо, которое происходит на экране и испытать эмоции, каковые переживают храбрецы. Кино не может быть гарниром к попкорну.
…Михалков садится в проходе кинозала (в десятом последовательности). Видно, с каким беспокойством он наблюдает на экран и с каким трепетом прислушивается к реакции зрителей, каковые неоднократно хлопают в ладоши на протяжении сеанса. Ближе к концу картины Михалков расслабляется, возможно, осознаёт, что лента оказалась по душе залу.
Фильм идет более двух с половиной часов, но время пролетает незаметно.
«Цитадель» вправду оказалась. Фильм говорит о восьми военных днях командира дивизии Котова, о его пути от штрафбата до штурма германской крепости. Он вернет себе звание генерала, попадет к себе, но останется один без семьи и снова окажется на фронте, где встретит дочь Надю, которую по неточности включили в перечень погибших…
– У меня имеется надежда, что многие из тех, кто не осознал и не почувствовал «Предстояние», возьмут ответы на собственные вопросы по окончании просмотра «Цитадели», – сказал Михалков перед премьерой.
Пологаю, что его надежды сбылись. Эта картина сделана режиссером в лучших его традициях. И она ничем не уступает первой ленте Михалкова «Утомленные солнцем». «Цитадель» – не блокбастер, это скорее притча с элементами мелодрамы.
Тут нет чрезмерных натуралистических сцен, каковые были в «Предстоянии». А подробности, «мелочи» отражены весьма совершенно верно – как в жизни. Поражает сцена родов героини Анны Михалковой в кузове грузовика, спешащего под бомбежкой германских самолетов…
Над созданием куклы младенца, которая двигалась, рукоплескала глазками, трудились русские живописцы-постановщики. В то время, когда их работу Михалков продемонстрировал голливудским консультантам по эффектам, те в ответ развели руками: нам тут делать нечего…
В «Цитадели» блестящая операторская работа Влада Опельянца, большие замысел храбрецов удались и ему, и актерам. Кстати, актеры, кроме того эпизодники, совладали с задачей мастерски. Забрать, например, Инну Чурикова, сыгравшую старая женщина в сцене, которая занимает всего несколько мин.. Либо Павла Деревянко в роли безногого жениха… Любой костюм каждого храбреца проработан в подробностях.
Как сообщил Михалков, любого участника эпизода возможно вывести на большой замысел: он загримирован так же шепетильно, как и главные персонажи.
Данный фильм завершает дилогию Михалкова, но его в полной мере возможно наблюдать и как независимую картину. Предвижу: в этом случае Никиту Сергеевича начнут упрекать в фатализме, склонности видеть в произвольных мелочах «символы судьбы». Ну как это белая крыса и паучок смогут решить финал боя? Либо как возможно продержаться пара мин. на мине и остаться живым по окончании взрыва.
Да, это чудеса. Но, разве наша страна победила нацистов только на одном патриотизме? Точно в данной победе не обошлось и без везения, чудес, без помощи небес…
На экране – титры, а на сцену под аплодисменты во главе с Никитой Михалковым выходит вся съемочная несколько.
– Больше я тебя в продолжительных проектах снимать не буду, – обращается Никита Сергеевич к исполнительнице роли Марии Виктории Толстогановой. – За время съемок она два раза родила и вот на данный момент снова беременна. Вот и моя Надя забрала с нее пример… Я рад, что мы сделали это, рад, что имеется такая несколько как отечественная, которая может поднять любой проект. И я весьма радостен, что у нас имеется таковой зритель, как вы, что осознаёт и ощущает.
Символично, что, выйдя по окончании премьеры из кинотеатра на Новый Арбат, зрители стали невольными свидетелями репетиции армейского парада… Опять «мелочи», подробности, совпадения и «символы судьбы»…
В широкий прокат «Цитадель» выйдет 5 мая. А в осеннюю пору – один из центральных каналов продемонстрирует 13-серийную версию дилогии Никиты Михалкова.
Сергей Амроян