Монстро
Фильм «Монстро» режиссера Мэтта Ривза и продюсера «Остаться в живых» о разрушении Нью-Йорка чудовищем основан на настоящих событиях. Честное слово.
Монстро (2008) / Cloverfield
боевик / триллер / фантастика
Режиссер: Мэтт РивзВ ролях: Лиззи Каплан, Джессика Лукас, ТиДжей Миллер, Майкл Сталь-Дэвид, Майк Фогель
Манхэттен вызывает у любого обычного человека неудержимое желание или уничтожить данный лес, или хотя бы запустить в том направлении животное, хорошее этих джунглей.
Кадр из фильма
Фильм «Монстро» /Cloverfield/ (2008) режиссера в один раз Ривза и продюсера Джей Джей Абрамса основан на настоящих событиях. Честное слово. Это история, знакомая всем, кто уже появился к моменту 11 сентября 2001 года: история о том, как люди снимают рушащиеся небоскребы на камеру.
Из-за чего небоскребы рушатся – это уже частности.
«Монстро» складывается из двух home movie: в первом речь заходит о любви, во втором – о смерти и любви. Второй записан поверх первого, флэшка с данной информацией, как мы определим в первые же секунды фильма, отыскана в районе, «ранее известном как Центральный парк». Юноша, Роб, снимает на видео Бет, собственную дремлющую подругу, позже они договариваются ехать на Кони-Айленд.
Первая совместная ночь, красивый апрельский сутки, оба радостны. Поверх данной записи через пара недель брат храбреца начинает записывать вечеринку, посвященную отъезду Роба в Японию (привет Годзилле). На эту же вечеринку приходит Бет со своим бойфрендом, Роб злится, говорит девушке мерзость, женщина уходит. Все эти молодежные разборки прилежно записываются на камеру.
Еще через некое время почва начинает трястись под ногами, и на улицу падает оторванная голова Статуи Свободы. Предстоящее – хаос.
«Монстро» – бесстыжая помесь «Годзиллы» /Godzilla/ (1998) («скользкое и большое чудовище на Манхэттене») с «Колдуньей из Блэр» («пара глупых подростков записывают что попало на камеру, кончается все не хорошо»), правильнее – «Колдунья из Блэр» /Blair Witch Project, The/ (1999) эры пост-9/11 – что-то значительно большее, чем легко фильм-трагедия. Он позволяет поболтать сходу об весьма многих серьёзных, хоть и легко стыдных вещах.
Кадр из фильма
К примеру, о значении террористических актов 9/11 для кинематографа. В «Годзилле» 1998 года тварь обрушивала половину Манхэттена, вторую половину взрывали армейские, и через дыры в небоскребах были видны снующие туда-сюда вертолеты. По окончании 2001 года стало ясно, что облако пыли, вставшее в ходе разрушений, не позволит зрителю никакой возможности что бы то ни было разглядеть.
В «Монстро» Нью-Йорк заполнен пылью. Обучились.
Либо вот еще вопрос о природе кошмара. «Колдунья из Блэр» фиксировала частное переживание, «Монстро» показывает, как масса людей фотографирует мобильниками финиш света. Целый фильм – заслуга туповатого ребёнка: он снимает все без исключение, по причине того, что «люди захотят выяснить, как все упало».
Это не только отголосок 9/11, в то время, когда любой момент, начиная с пяти секунд, предшествовавших террористическому акту, был зафиксирован чьей-нибудь камерой. «Колдунья из Блэр» запечатлела то, чего нет, «Монстро» показывает то, что имеется: монстра. Обсуждать это существо (и падающую с него визжащую многоногую мелочь) бессмысленно.
Абрамс желал продемонстрировать что-то невообразимое, «то, чего еще не было», продемонстрировал же нечисть из компьютерных игр, которую, однако, возможно нагружать любым смыслом, от политического (неубиваемая тварь, насилующая Нью-Йорк) до экзистенциального. Фильм был бы, без преувеличения, очень способным, если бы монстра мы так ни при каких обстоятельствах и не заметили. Но нет, заметим, и близко.
Весьма близко. «Я это видел! Оно живое!» – фразу «It’s alive!», раздавшуюся в трейлере, кто-то из зрителей расслышал как «It’s a lion!» («Это лев!»), что стало причиной бурному сетевому дискуссии образа «огромный лев, пожирающий Манхэттен». Лев, динозавр, мартышка, конь бледный – как словно бы имеется отличие.
В этот самый момент самое время поболтать о вирусном маркетинге и о том, как блестяще Джей Джей Абрамс, папа сериала «Остаться в живых» /Lost/ (2004), ощущает, чем захватить зрителя: обсуждение малоизвестного Манхэттенского кошмара в сети продолжалось большое количество месяцев подряд, кто-то кроме того додумался, что неизведанный монстр, пожирающий нью-йоркцев, это сам Манхэттен и имеется.
Кадр из фильма
Либо возможно поболтать, например, о том, как носитель информации убеждает зрителя в ее достоверности: сними все то же на кинокамеру, и окажется неинтересная подростковая «Годзилла». Бюджет «Монстро» составил всего около $30 миллионов. Вместо того, дабы удивляться, как же за такие маленькие деньги возможно снять такое громадное кино, хочется понимающе кивать: ну а на что в том месте деньги-то тратить, любительские камеры в наше время недороги.
Фильмы-трагедии, фильмы об кошмарах в громадном городе в большинстве случаев разворачиваются в псевдореальном, киношном времени, и законы жанра дают нам основание думать, что все закончится прекрасно. Крайслер Билдинг отстроят заново, труп Кинг-Конга уберут и дадут таксидермисту, Гудзон разморозят, а вдруг и не разморозят, Брюс Уиллис все равно выживет, к тому же и спасет кого-нибудь. В «Монстро» же заблаговременно дают предупреждение, что Манхэттена уже нет.
Мы, зрители, – не свидетели событий, мы историки. Трясущаяся камера – подтверждение подлинности. Псевдодоказательство, по причине того, что монтаж не всегда точен, пятна пота на рубахе одного из храбрецов хаотично перемещаются, умирающий человек перелезает с крыши одного небоскреба на другой, в кадре через чур довольно часто оказывается телефон определенной марки… но это все не имеет значение.
История не творится на отечественных глазах, она уже случилась. В нее возможно верить либо не верить, а больше с ней ничего нельзя сделать.
Но основное, о чем вправду необходимо сказать при с «Монстро», это о любви. И лишь о ней. По причине того, что «Монстро», при всем безумии и хаосе, – это всего лишь история о любви. Мальчик обожает девочку, и в то время, когда он ее обижает, мир начинает рушиться.
И все, что он может сделать, – это пойти к ней, не обращая внимания на бурные эффекты. Счастье, боль, кошмар, смерть, ядовитые пауки, американская армия, – мальчик обожает девочку, а другое все гори огнем.