На съемках «мастера и маргариты» мистики не было!

съемка

Александр Адабашьян — кинодраматург, режиссер, актер, заслуженный живописец РСФСР. Он трудится в Российской Федерации, Франции, Италии, пишет сценарии, выступает в качестве живописца во многих отечественных и зарубежных фильмах. Александр Артемович увлекательный собеседник, узкая и ироничная натура.

Он вольный творец, не приемлющий штампов.

-Александр: Я вам все, чем я в жизни занимался: дизайном ресторанов, был живописцем многих фильмов, сценаристом многих фильмов, среди них и зарубежных, актером, помощником оператора… Что еще? Режиссером, постановщиком оперы, а также в Ла Гор. Это все было не то дабы мое устремление, а скорее стечение событий.

Вся его жизнь — это радостное стечение событий. Будущее, думается, всегда была к нему благосклонна. На пути виделись хорошие и грамотные люди, а в необходимое время все нужное приходило само.

Это началось еще в раннем детстве на Нижней Масловке.

Глава 1. На Нижней Масловке.

Александр Артемович — коренной москвич. Сперва семья Адабашьян жила в районе «Парка культуры», а после этого — в силу событий — переехала на Нижнюю Масловку. В том месте и прошло детство живописца.

И как раз с этим местечком Москвы связаны самые утепленные воспоминания Александра.

-Александр: Унас был чудный двор, тогда еще было понятие двора. Был отечественный двор, и были другие дворы. Т. е. я имел возможность, допустим, не дружить с кем-то из отечественного двора либо легко знать его в лицо. Но в случае если где-нибудь на улице Правды либо около кинотеатра «Салют» я видел, что кто-то пристает к кому-то из отечественного двора, то я обязан был вступиться.

Это было легко как форма одежды, как долг воина советской армии, я обязан был биться с неприятелем, это было непреложно, это не рассматривалось.

И вдобавок Александр Артемович вспоминает, что двор запирался со всех сторон. Но мальчишки постоянно находили лазейки. Настоящим авторитетом, к словам которого прислушивались кроме того больше, чем к наставлениям своих родителей, был дворник дядя Володя.

-Александр: Его слово было законом. Я не забываю, в то время, когда мы еще были мелкими, самая громадная честь была — подержать «кишку», в то время, когда дядя Володя поливал клумбу. Вот время от времени отличившимсяон позволял подержать эту «кишку», и, как в «Томе Сойере», выстраивалась очередь желающих, очередность устанавливал дядя Володя.

Столичные сорванцы с Нижней Масловки от твеновского Тома Сойера вправду мало чем отличались. Такие же любители забав, сражений, спортивных состязаний и ярких зрелищ. Неподалеку от дома был стадион «Динамо».

И легко возможно представить, где все время пропадал с приятелями мелкий Саша.

-Александр: не забываю совсем необычную воздух этих стадионов. Во-первых, неспециализированный тон был полувоенный. По большей части народ еще ходил в военной форме. Те, кто служил, носили форму легко вследствие того что другого не было, те, кто не служил, так сообщить, мимикрировали под них.

Но была наряду с этим необычная дружелюбная воздух. Имели возможность рядом сидеть спартаковцы, динамовцы, торпедовцы, и дальше никаких дружеских подколов дело не шло. Ни драк, ни разделений на сектора, ничего аналогичного не было.

Я не забываю превосходные предания тех лет, каковые говорили, что приезжала какая-то зарубежная команда, в которой находились два одноруких вратаря. И им не запрещалось играть. Говорилось, к примеру, что футболист Бесков не имел права бить правой ногой, что у него на правой ноге была красная повязка, по причине того, что удар был смертелен. Из-за удара Бескова правой ногой его выгоняли с поля.

Говорили, что приезжала какая-то зарубежная команда, где в воротах стояла мартышка. И тот самый Бесков спас команду. Мартышка ловила все мячи, а Бесков ужасным ударом собственной правой ноги убил ее, и ночью мартышку похоронили то ли за северными, то ли за южными воротами, но где-то она похоронена на стадионе «Динамо».

В эти предания верили все. Радио было далеко не в каждой квартире, но спортивных репортажей футбольного комментатора Вадима Синявского ожидали все с нетерпением. в один раз перед сном Саша услышал известный голос в своей квартире.

Синявский был знаком с его отцом и время от времени приходил к себе домой.

-Александр: А голос Синявского тогда был как голос Левитана на протяжении войны, его выясняли все. И в то время, когда показались первые транзисторные приемники, вот тогда кончилась эра Синявского, по причине того, что он не пересказывал матч, он не говорил то, что происходило на поле. Это был поэтический отчет.

Он делал верную вещь, он давал чувство, он додавал ту чувство, которую не мог иметь слушатель.

Футбол был только одной из страстей юного Александра. Параллельно ему неизменно стояло мастерство. Это мальчик осознал, обучаясь еще в школе.

Глава 2. Уроки французского.

1949 год, послевоенная Москва. В столице начали появляться первые респектабельные спецшколы, британская в Сокольниках и французская на проспекте Мира. По непонятным до сих пор для Александра Адабашьяна обстоятельствам родители сделали вывод, что его брат и Саша должны обучаться как раз в таковой.

Их отдали в школу с французским уклоном.

-Александр: Тогда еще школьной формы не было, нищета была идеальная, это был 1951 год, представьте себе, только-только кончилась война. А война с Японией кончилась, по-моему, кроме того позднее. И вот при всей данной нищете мы ходили в школу, и мы обязаны были быть в тёмных костюмах, белой рубахе и галстуке.

И лысые. В то время, когда дети в 9 утра планировали, это приводило к изумлению. А так как еще необходимо было ездить в том направлении на трамвае, то и в трамвае на нас косились с громадным удивлением.

Но мальчик достаточно скоро привык к косым взорам прохожих. В какой-то степени это было кроме того приятно — ощущать себя хорошим от всех остальных.

-Александр: Обучаться было тяжело в том замысле, что, в то время, когда я приходил из школы к себе, допустим, мои приятели уже успевали сделать уроки и уже занимались более увлекательными вещами, а я лишь тащился к себе делать уроки. Тогда мне это казалось тяжёлой повинностью.

В то время ученик Саша не знал, чем же аукнутся его уроки французского в будущем. Образцовым учеником он быть не старался. Демократичные родители в ежедневник сына заглядывали нечасто, да и подписывали его практически не глядя.

В итоге пятерка у ученика французской спецшколы Саши Адабашьяна была лишь по пению.

-Александр: О таковой радостной привилегии имел возможность грезить любой желающий. И исходя из этого первое время я пользовался этим с купеческим размахом. В то время, когда меня задавали вопросы, я: «А я не знаю».

И мне ставили два. Позже мне говорили: «Тебе один линия, ну выйди, хоть время потяни». Я устраивал концерты, время от времени доходило до того, что я 20 мин. тянул время, пока педагог у меня выясняла, что я ничего не знаю. Я продолжительно говорил, из-за чего я не имел возможности приготовить уроки.

К примеру, по причине того, что не было воды. «Какая сообщение с водой?» Я отвечал: «Осознаёте, чернила я развожу водой». — «А что, ты нигде не имел возможности отыскать…» Я говорил истории, как я ехал за данной водой куда-то, но произошла авария, и трамвай упал именно на ту сторону, где была дверь, я желал разбить окно, но не смог… В общем, собачий абсурд. В итоге выяснялось, что это шутка, но мин. 20 получалось потянуть.

Он импровизировал кроме того в школе. Талант живописца у Александра Адабашьяна начал проявляться рано. За лучшее оформление актового зала к Новому году он кроме того стал лауреатом премии.

Он и жизнь собственную рисовал то легкими штрихами, то жирными мазками, ярко и практически в любое время вольно и независимо. Александр Адабашьян решил еще в раннем детстве, что в обязательном порядке станет живописцем.

-Александр:Почему-то с раннего детства я достаточно четко воображал себе, что я желаю стать живописцем. А со среднего школьного возраста почему-то выбрал как раз Строгановское. Возможно, по причине того, что в том месте бывали дни открытых дверей, на один из которых я в том направлении попал и был совсем очарован. Фактически, сутки открытых дверей для того и устраивается, дабы демонстрировать парадную сторону любого дела.

Продемонстрирована она была самой красивой и интересующей меня стороной. В общем, эта цель мне казалась ясной.

Сейчас Александр познакомился с Никитой Михалковым. Их дружба длиною в целую жизнь пережила очень многое, а основное — подарила зрителям много красивых работ.

Глава 3. диссиденты и Максималисты.

-Александр:У нас была детская компания, которая крутилась до какой-то степени около школы. Мой одноклассник Алешка Шашков был соседом по даче Михалковых, а Михалков, со своей стороны, был соседом по лестничной площадке Вовки Грамматикова. И плюс в том месте была масса еще каких-то людей, каковые крутились около. И как-то так появилось это сообщество.

Было бы, само собой разумеется, не совсем правильно — не смотря на то, что и заманчиво — сказать, что мы проводили все дни в чтении вслух и спорах до хрипоты о прочтённых книгах и что нам хватало одной бутылочки вина на 15 человек чтобы мы воспаряли духом.

Было все. И посиделки до восхода солнца с травлей смешных рассказов, и совместные творческие замыслы, грандиозные и максималистские.

-Александр:Было все то, чему и положено было быть, дабы перебеситься. Все было произведено. Но, однако, Никита совсем совершенно верно знал, что он планирует стать актером, еще лет, возможно, с четырнадцати. Я совсем совершенно верно знал, что я желаю быть живописцем, также приблизительно с того же возраста.

И мы так целеустремленно любой к собственной цели и шли.

Так Никита был в Щукинском училище, а Александр — в Строгановском.

-Александр: В то время, когда Никита поступил в Щукинское училище, а я в Строгановское, и им, первокурсникам, в Щукинском задали задание — немой этюд 60 секунд на три, Никита собрал собственных сокурсников и сообщил: «Парни, на что мы тратим время? На немые этюды! Давайте поставим спектакль! Да не какой-нибудь, а по Кедрину — «Рембрандт» в стихах». Конечно, все данной идеей загорелись, по причине того, что в возможности возможно было через год уже стать полноценными актерами. Меня пригласили живописцем.

Слава всевышнему, предприятие это с полностью негодными средствами упало. Слава всевышнему – это вследствие того что на данный момент я, вспоминая и режиссуру, и мои художественные испытания, осознаю, как все это было чудовищно. Но факт в том, что мы уже с того момента почувствовали, что можем трудиться совместно, и виделись уже по обстоятельству не только вышеозначенных посиделок за бутылочкой вина и беседах о прочтённых книгах, но и каких-то замыслов на будущее.

Тогда, вспоминает Александр Артемович, и начали формироваться его творческие вкусы. Оказались картины, каковые возможно было наблюдать, фильмы Анджея Вайда, польское, югославское кино. Что-то просачивалось из Франции, что-то из Англии, что-то из Америки.

Волну диссидентства Александр Адабашьян также пережил.

-Александр: Мы все были инакомыслящими сейчас, независимо от возраста. Шестидесятником себя назвать не могу, я появился в 1945-м, мне было 15 лет. Но, однако, это продолжалось самую малость продолжительнее, и позже, 15 лет — это все-таки тот возраст, в то время, когда в голове что-то начинает прорастать, по крайней мере, такое чувство появляется.

Мы вечно слушали западные голоса, нас смешило все, что писалось в отечественной прессе, мы шепотом говорили анекдоты про Хрущева, их было огромное количество, в особенности про кукурузу. Мы не верили полностью ничему, что писалось у нас, но с хрипом и с хрустом слушали голоса вражеской Америки.

Позднее Адабашьяну неоднократно предоставлялась возможность сделать вывод, что верить запрещено и честной Америке. Необходимо пробовать жить собственной головой. С того времени он не входит ни в какие конкретно объединения.

Глава 4. Побеждая себя.

По окончании второго курса студента художественного училища Александра Адабашьяна призвали в армию. парня, выросшего в столице и мирно занимавшегося мастерством, эта новость легко шокировала.

-Александр: Возможно, была возможность избежать работы, по причине того, что отец мой был главой, возможно, были какие-то связи, возможно было бы прицепиться где-нибудь в Москве. Но я для себя решил так: в случае если эти три года в любых ситуациях вычеркиваются из той жизни, которую я сам себе предначертал, то уж лучше взглянуть, как оно в том месте имеется все в действительности. И забурился я на Урал в Ракетные войска.

Учебку ракетных армий в просторечии именовали Бухенвальдом. Адабашьяна такое сравнение никак не пугало. Наоборот, думал он, в случае если уж ты пришел заниматься экстремальным туризмом, то вместо того, дабы наблюдать на горку снизу вверх, необходимо постараться на нее взобраться.

Отступления не будет, твердо решил студент.

-Александр: Что было прекрасно в этих стратегических ракетных армиях, каковые сравнительно не так давно появились, так это то, что в том месте был высокий образовательный ценз у личного состава. В том месте были люди, окончившие минимум десятилетку, старались брать с незаконченным высшим, кроме того с высшим были. Я не могу заявить, что это было похоже на лицей, но, однако, я не забываю, как замполит полка время от времени приглашал меня на свою квартиру, в то время, когда я был воином.

И мы с ним сидели, выпивали чай, разговаривали о Рабле на французском языке, закатывая глаза, просматривали наизусть Альфреда де Мюссе. Что-то в этом было от тыняновских бесед ссыльных декабристов с заезжими офицерами.

Так прошли три года, о которых Александр Артемович не пожалел ни разу. В первой половине 70-ых годов двадцатого века он окончил Столичное высшее художественное училище, бывшее Строгановское. Одвременно с этим началась плодотворная работа в кино вместе с Никитой Михалковым.

Глава 5. Кино

Вместе с Михалковым Адабашьян написал сценарии таких фильмов, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Пара дней из судьбы Обломова». На съемках этих фильмов Адабашьян был и живописцем-постановщиком. Собственную художественную лепту он внес и в создание известной и нашумевшей картины «Собственный среди чужих, чужой среди собственных».

-Александр: Собственные картины, на которых я трудился, я до сих пор не могу наблюдать как зритель. Как раз вследствие того что в силу специфики работы живописца-постановщика я был на площадке от и до. Т. е. не было ни одного кадра, что бы мы совместно не выстраивали с Павлом Лепешевым. Это не означает, что ставил свет я, очень способный свет ставил он.

Но композицию кадра, идею, последующее перемещение, которое обговаривалось вместе с Никитой, фактически воплощение уже в картину он отдавал на откуп нам. И исходя из этого о каждой картине я вам могу — если не покадрово, то, по крайней мере, через кадр — сообщить, кто где стоял за кадром, что было перед дублем, что было по окончании, какой это был дубль, какая была погода, что было в данный сутки вечером. Т. е. это для меня как альбом с фото.

Он не забывает все, что было за кадром. Свет, обстановку, воздух, предметы. Как же оказалось так, что он, человек за кадром, был в кадре, да так удачно?

Александр Артемович скромничает и никак неимеетвозможности назвать себя актером. А вот зрители принимают его и обожают неизменно такую различную игру Адабашьяна. Чего стоит одна роль дворецкого Бэрримора в сериале о Шерлоке Холмсе и бессмертная фраза актера: «Овсянка, господин!»

-Александр: Я не могу назвать себя актером. Я человек, время от времени что-то играющий. Осознаёте, на данный момент происходит девальвация понятия… Вот на данный момент погибла Нонна Викторовна Мордюкова, звезда, вот возможно ли рядом с ней поставить кого-нибудь? Я уж не говорю про эту «Фабрику», где они все, как Буратино, на этих самых, на веревочках, выезжают оттуда, еще непросушенные, но уже звезды, уже дрыгают ножками. Разве возможно отнести к ним слово «талант», слово «гений», такое понятие, как «актер», «артист»?

Не каждый человек, что появляется в кадре, что более-менее органично может что-то сообщить, актер. И я в числе этих.

«Мастер и Маргарита» — фильм, в котором Александр Адабашьян сыграл Берлиоза. Как согласится актер, персонаж полного циника ему был весьма занимателен. И вопреки общему точке зрения, что булгаковская история нечиста и приносит несчастья, Александр Артемович в картине снялся.

И в случае если на съемочной площадке и была мистика, то лишь для шутки.

-Александр: Парни, лишь на таких картинах нужно трудиться! Если ты на простую картину опоздал, тебе нужно что-то выдумывать. А если ты опоздал ко мне, ты можешь заявить, что будильник поставил на семь, а прозвонил он в 11, вот подтверждение.

Либо приехал пьяный на съемку и говоришь: «Ну, не выпивал уже год, утром просыпаюсь, стоит бутылка водки перед кроватью, лишь на нее взглянуть в удивлении, а она упала прямо горлышком в рот».

Александр Артемович в совершенстве знает французский и итальянский, за что благодарен той самой спецшколе. Языки понадобились не только в обыденной жизни, но и, в основном, в творчестве. В первой половине 90-ых годов двадцатого века состоялся режиссерский дебют Александра Адабашьяна. И не просто дебют, а самый настоящий французский. Вышла его картина «Мадо, до востребования». Это первенствовалагромадная работа живописца за рубежом.

Тогда он в первый раз заметил, как трудятся в том месте.

-Александр:Они весьма дотошно относятся к работе. У меня не было случая, дабы актер не знал собственную роль. Мелкую ли, огромную ли, на полторы страницы — дабы он приехал, не зная роли, не было. Этого не бывает. Это из плюсов.

А минусы смогут быть того же свойства, что и в отечественном кино. Что-то опоздало, что-то не приехало, отправился ливень, а незадолго до снимали при солнце… Как сказал Михаил Ильич Ромм, давая собственный чудное определение киносъемочному процессу, это последовательный последовательность выходов из положения. Вот в том месте идет последовательный последовательность выходов из положений, но он чуть-чуть, так скажем, более антропоморфен, человекообразен, понятен, нежели у нас.

В случае если у нас машина может не приехать по непонятным обстоятельствам, то в том месте для того чтобы нет. У нас вот не приехала, и все тут. Из-за чего? Ну, всевышний его знает.

Звонят на базу, в том месте говорят, что выехала, отправились искать, не нашли. Ну, всякое не редкость. А в том месте этого нет.

В Италии по сценариям Адабашьяна поставлены фильмы «Время обожать» и «Как два крокодила». Последний был номинирован на премию «Золотой глобус». Александру Артемовичу много раз предлагали уехать, но он постоянно оставался в Российской Федерации.

-Александр: Я довольно часто в том направлении езжу, но фактически не общаюсь ни с кем из так называемой современной творческой интеллигенции. Несколько раз попадал на эти вечеринки, в то время, когда люди сидят в парижском предместье, окна задернуты, на столе водка, бородинский хлеб, кем-то привезенный, в том месте какая-то икра, что-то нарезано, не хорошо поют под нехорошей сопровождение российские песни, по большей части шансон, говорят только по-русски, поносят французов, языка не знают… Я задаю вопрос: «А, фактически, чего, парни, вы тут делаете? Отправьтесь в Россию, водки хоть залейся, бородинского также полно, ругайте кого желаете, французов особенно.

Не обожает живописец таковой неискренности, не обожает смутных, вызывающих большие сомнения, поблекших красок недоискусства, недожизни. Лучше в Российской Федерации да по-настоящему. А Францию и Италию возможно смело покинуть для работы.

Эпилог.

У Александра Адабашьяна громадная семья. Любимая супруга Екатерина, две дочери, названные в честь своих родителей Катей и Сашей, добрейший пёс и внуки по кличке Гектор. События его судьбы складываютсявесьма удачно.

-Александр: У меня имеется три работы, каковые мне занимательны, все в различных стадиях, две практически закончены, одна так, висит. Это весьма интересно. А дальше… Основное, ничего не нужно загадывать, внезапно предложат в театре Кабуки чего-нибудь поставить.

Как у Булгакова: ни при каких обстоятельствах ничего не просите, в особенности у тех, кто посильнее вас, сами все предложат, сами все дадут. Никого из собственных работ я не просил, я не писал заявок, я не предлагал себя, ничего. Приходили, предлагали.

Это не вследствие того что я таковой вот востребованный и гордый, а вследствие того что такая форма существования, само собой разумеется, минимально снабжает житейский покой. И в долги влезаю частенько, но знаю, что каким-то образом вылезу. До тех пор пока будущее милует.

Ему всего 62. И, не обращая внимания на иногда накатывающую усталость, нереализованных идей море. А ностальгия, никуда от нее не денешься, согласится Александр Артемович. Не денешься по весьма несложной причине…

-Александр: В то время, когда я жил на Нижней Масловке, мне было 14 лет. на данный момент мне 60. И уверяю вас, лучше жить в 14 лет на Нижней Масловке, чем в 60 сидеть на своем дачном участке.

А всему остальному, что вам будут сказать, не верьте.

Мистика ироман МАСТЕР И МАРГАРИТА М. Булгакова. #2


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: