Не грози северной богине

грозить

Новый фильм Алексея Федорченко, благосклонно принятый европейской публикой, дошел до русского проката. Творческий тандем режиссера с молодым писателем Денисом Осокиным снова обращает зрителей к завораживающему миру финно-угорских этносов. И в случае если прошлые их работы были посвящены размышлениям о параллельной современному миру судьбы мифа (Овсянки) и сосуществованию языческого быта с обыденной, на первый взгляд, постсоветской действительностью северной глуши (Небесные жены луговых мари), в Ангелах революции модерн — в его особой, русской форме — и традиция столкнулись лбами.

Как эротический триллер превратился в порнодраму

Фильм основан на настоящих событиях — в начале тридцатых годов случился конфликт между прибывшими из центра строителями советского общества и местными финно-угорским и самодийским народами — ханты и ненцами. Противостояние продлилось пара лет и стало причиной нескольким жертвам с обеих сторон.

Для приобщения местных жителей к социалистическим сокровищам среди чумов возводится культбаза, которой управляет несколько энтузиастов-авангардистов, воображающих разные сферы передового советского мастерства. Их революционный романтизм не так долго осталось ждать уступит место конкретике госстроительстве (Мы уже погибли, сейчас пришли за вами, — говорит очаровательная красная фурия красноармейцу) и жёсткому соцреализму.

Но в отдаленных районах необъятной республики он еще пользуется спросом. И они с жаром начинают строить новый мир на берегах реки Казым. Но мир ветхий отнюдь не уничтожен до основанья к этому времени, и стычка делается неизбежной.

Ангелы революции изобилуют красивыми отсылками и рисуют эру при помощи броских подробностей. Благо, материал тема предоставляет немыслимый: красочный, эффектный, парадоксальный — при том, что авторы намеренно избегали самых заезженных образов: от красного цвета до чумов. Элегантные трактовки известных фактов соседствуют с гротескными мифами (а Федорченко уже зарекомендовал себя как мастер в данной сфере собственной дебютной работой Первые на Луне), мрачная мистика — с пронизывающим реализмом.

Неудавшееся убийство при помощи терменвокса; порхающие под потолком в ДК крылатые псы, славящие дирижаблестроение; водка из пистолетного дула; выставка живописцев-супрематистов перед недоумевающими кочевниками; монумент Иуде как главному атеисту с лицом местного попа, позировавшего за возможность покушать — и прикладное богоборчество в священных лесах; замена церквей прогрессивными крематориями; эйзенштейновская Мексика, контрастирующая со снежными пейзажами русского севера — во всем, не считая жестокости. Из этих маленьких, практически не связанных между собой эпизодов получается броское эклектичное полотно, очень необыкновенным, но остроумным языком показывающее локальный, но характерный эпизод того великого и ужасного времени.

В картине Федорченко нет виноватых, имеется люди, которых втравил в ожесточённую разборку лихой двадцатый век. Тем коварнее ловушки, в каковые может угодить невнимательный зритель, склонный видеть крайности, которых в нейнет.

Первая из них — это познание происходящего на экране как честный, но обреченный на неудачу крестовый поход культуры против глупых дикарей. И дело не столько в том, что коллективизации сопротивлялись и представители куда более развитых советских народов. Достаточно ознакомиться с новостными сводками с Ближнего Востока, дабы заметить, каких монстров может породить такое мировоззрение — не говоря уже о множестве леденящих кровь исторических прецедентах.

Принципиально важно предостережение самого режиссера, что прямо говорит, что цивилизаторский пафос не всегда подкреплен правдой — данный посыл легко возможно различить и в двух прошлых его картинах.

Синдром Петрушки: экспресс-экранизация романа Дины Рубиной

Обратная крайность — восприятие сюжета как истории о борьбе народа с властью, как это, к сожалению, было и с блестящим фильмом Петра Луцика Окраина. В этом (не говоря об очевидной отличии в художественной сокровище) Ангелы революции сильно отличаются от экранизации романа Еремея Айпина о тех же событиях, которая именуется Красный лед. Сага о хантах (режиссер -Олег Фесенко).

Коммунисты в фильме Федорченко — не кровавые людоеды, упивающиеся собственной языческой гневом ко всему иному, а трагически заблуждающиеся в собственной наивности мечтатели с донкихотским огнем в глазах.

К счастью, исторические правила русского страны заметно разнятся с колониальными привычками западных экспансионистов. Исходя из этого взаимовыгодное сосуществование населений украины выяснилось вероятным. А печальные события — такие, как Казымское восстание, — ставшие следствием прежде всего не культурных, а хозяйственно-бытовых разногласий, в основном остаются детищем собственных неспокойных времен.

И примирение — вероятно и неизбежно (Желаешь — не желаешь, а договариваться нужно, — отмечал в комментариях к собственному фильму Федорченко). В причудливых формах мы видели его и в Овсянках, и в Небесных женах луговых мари. И нет никаких обстоятельств не заметить путь к нему в Ангелах революции. В противном случае возможно добрести или до монумента Иуде, или до музея советской оккупации.

Тем более что расположены они на одной улице.

4.0

Скандинавская мифология: Богиня Хель — повелительница мира мертвых


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: