Обряд
Майкл Ковак рано познал смерть. Она неизменно стояла перед глазами, надвигаясь и нависая. Но самого Майкла не трогала. Да и с чего бы? Майки был послушным мальчиком, а его папа, вопреки всему, занимался богоугодным ремеслом. Мёртвые были его клиентами, а он – соответственно, гробовщиком. Иштван Ковак не был новатором в собственном деле, а придерживался традиций.
Он свято выполнял ритуал.
Воспитанный в таких вот аскетических условиях, Майкл Ковак не имел возможности не избрать иного пути в жизни, как служение церкви, и поступил в семинарию. Но 4 года учёбы не приблизили его к Всевышнему. Сомнения одолевали Ковака, ум потребовал доказательств. Но вера на то и вера, дабы существовать без оных. И Майкл практически сделал вывод, что с него хватит.
Что недостоин он стана священника, а тупо просматривать молитвы и заламывать руки к небу – не для него.
Всё поменял папа Мэттью. Он весьма ценил Майкла, верил в него и думал, что тот способен принести пользу церкви. А потому направил студента в Рим.
В последний год церковь взяла около полумиллиона обращений об одержимости сатаной, и толпы неграмотных шарлатанов оказались тут как тут. Вследствие этого Ватикан принял программу по обучению “верных” экзорцистов, в которую и предлагалось вступить Майклу Коваку. Тут была обоюдная польза.
Ватикану необходимы были умные люди со свойствами Ковака, а самому Майклу – информация, практический опыт и новый взгляд. В обладании которым не было равных отцу Лукасу Треванту. К нему и попал на стажировку отечественный пытливый храбрец. И сразу же подвергся опробованиям…
Ковака выполняет Колин О’Донахью. Актёр сериальный и уже не юный. Видеть которого мне доселе не доводилось. Колин ничего не сломал, что уже прекрасно. Основная же звезда проекта – Энтони Хопкинс. Роль отца Лукаса – не вершина его творчества, легко качественная работа громадного мастера.
О вторых актёрах и сообщить нечего. Не смотря на то, что по именам: Элис Брага, Циаран Хиндс, Тоби Джонс и Рутгер Хауэр – весьма кроме того прилично. Вот лишь развернуться им по солидному счёту негде.
Так какой с них спрос?
Большая часть из вас, я думаю, уже успело проникнуться процедурой изгнания сатаны (при помощи кинематографа, очевидно) и знает в общем всю вероятную последовательность действий.
По сути ничего нового в “Обряде” вы не заметите. Да и по части произведённого результата фильму Микаэля Хафстрема (“1408?, “Шанхай”, “Сошедшие с рельсов”) на большом растоянии до лучших образцов. Картина в целом смотрится, но не трогает и практически не напрягает. В том же “Изгнании” и “Экзорцисте сатаны из Эмили Роуз” тебя пробирало до кончиков пальцев, волосы находились дыбом, а тут всё через чур негромко и мерно.
И сам процесс не отличается изысканностью и внутренней силой, и персонажи (изображающие жертв) чуть не дотягивают. Не то, дабы им не веришь (именно с этим-то всё нормально, учитывая новые выговоры и специфику – “сатана” не пытается обнаруживать себя, не выставляется напоказ), но ожидаешь, определённо, большего.
Какой-то экспрессии, сильных впечатлений, возможно – глубины, содержательности диалогов. Увы! Ничего для того чтобы.
В принципе, всё действо сводится к выпытыванию имени демона, причём достаточно вяло и тупо, без серьёзного нажима и фантазии. Да, идея стара как мир, писатели-фэнтезисты проехали по данной теме на протяжении и поперёк. Сценарист Майкл Петрони также берёт её за базу. А что дальше? Как применять полученное знание? Крикнуть – Эй, Авадон (условно), изыди?
Отчего-то нам ни о чём таком не сообщается. Да и из-за чего сатана обязательно обязан выдать собственное имя, зная, что даёт тем самым весомый козырь в руки неприятеля? В общем, идеологическая подоплёка “Обряда” не убеждает.
Да и технически фильм не впечатляет. Сцены экзорцизма в уже упомянутых аналогах значительно “краше” и посильнее, не обращая внимания на большую (при с лентой Уильяма Фридкина) отличие в возрасте. Ну и эффекты срабатывают лишь в отношении храбреца Хопкинса (ещё бы, такая фактура!). Вы спросите, а необходимы ли в этом случае эффекты?
Откуда же мне знать – я на таких мероприятиях не находился (и слава всевышнему!), в отличие от автора книги Мэтта Бальо. Он говорит, что поведанная история основана на настоящих событиях. Ему и карты в руки.
Но чем бросче впечатления, тем выше сила действия на умы. Не только по части идеологии и практической пользы. Сцены из “Экзорциста” – до сих пор перед глазами.
Они в хит-парадах, а сам фильм – живая классика мирового кинематографа.
А что имеется “Обряд”? Средней паршивости развлекаловка. На один раз, не больше.