Олег басилашвили: в москву на «ужин с дураком»
Позвонила превосходному артисту Олегу Басилашвили: «Еще летом вы давали слово мне свидание, Олег Валерианович!». В ответ неожиданное: «Устал я, не даю интервью, простите».
Голос в действительности утомившийся. А ведь сезон в Громадном драматическом театре им. Товстоногова только-только начался.
— Практически ежедневно у меня пьесы в БДТ. Да плюс к этому — пьесы в Москве. Действительно, весьма устаю, — сообщил Басилашвили, в то время, когда мы все-таки встретились в его комфортной гримерке.
Закурил сигарету, откинулся на спинку кресла, о чем-то задумался.
Я наблюдала на него, любимого миллионами зрителей (театра и кино): опущенные плечи, удирающие вниз углы рта, создающие чувство неприятной усмешки. Для чего, в действительности, побеспокоила?.. Но вот завязался разговор.
Сначала неспешный, о собственном, домашнем — о театре. После этого — о кино, людях, городе. И на моих глазах Артист, все более оживляясь, практически преобразился.
Реально помолодел, вдохновенно повествуя о впечатлениях сегодняшней судьбе.
Антреприза — девушка капризная
Русский газета: Олег Валерианович, неужто вправду устали от сцены?
Олег Басилашвили: Осознаёте, в чем дело… Не отпускает роль. Одна, вторая, третья. Для чего и для чего играюсь? Я же не шут, дабы в 74 года выходить на сцену легко чтобы покрасоваться либо посмешить публику. Что я, и все мы — актеры, режиссеры — желаем разбудить в зрителе? Вот через два дня у меня спектакль «Дядюшкин сон». Весьма обожаю его, собственную роль князя. Но уже на данный момент целый в напряжении, обсуждаю сам с собой грядущее выполнение.
На все это требуется много сил.
РГ: Может, имеется суть покинуть репертуарный театр, став свободным художником?
Басилашвили: Что означает покинуть? Отечественный БДТ?.. И куда податься — в антрепризу? Она — девушка капризная. Участие в ней зависит от многих факторов, довольно часто никак не связанных с личностью актера.
Смогут пригласить, а смогут и не пригласить. Как и в кино. Нужно быть сто процентно уверенным, что на вольных хлебах не останешься без дохода.
Прошлым летом снялся вместе с блистательной Алисой Фрейндлих у режиссера Константина Худякова в кинокартине «Марево». Она — о юноше Гоголе, что грезит о высоком поприще, а видит около себя неинтересную, страшную, мутную и позорную судьбу, как ему думается. К тому же фильм Игоря Масленникова по пьесе Островского «Прибыльное место». И всё.
А от многих предложений я отказался. В частности, принимать участие в громадном фильме о том периоде нашей страны, в то время, когда у власти был всесильный Юрий Андропов. Мне предлагали сыграть его самого. Я прочёл сценарий: таковой хороший, благочестивый человек, пишет стихи, переживает за всех… Были еще предложения сниматься в Баку, в Киеве.
Отказался.
РГ: В Москву, но, не устаете ездить фактически каждую семь дней!
Басилашвили: Мы играем в том месте с Геннадием Хазановым хороший антрепризный спектакль «Ужин с дураком». Играем не первый год с неизменными аншлагами. Это, само собой разумеется, приятно. К тому же весьма обожаю Москву.
Все-таки моя отчизна. В том месте на данный момент работает моя младшая дочь Ксюша. Обожаю столичные переулочки, возможно, для кого-то некрасивые.
Их необычные заглавия — Колпачный, Старосад ский, Кривоколенный, Харитоньевский. И одно-, двухэтажные дворики и домики, каковые на данный момент привели в порядок. Обожаю площадь Маяковского, улицу Неприятного, сейчас Тверскую.
Это всё места моего детства, по которым я ходил с приятелями.
Любовь другая
РГ: Но солидную часть судьбы вы прожили в Санкт-Петербурге. Удалось ли вам полюбить отечественный северный город с его туманами и дождями, регулярными наводнениями и бесконечными ветрами?
Басилашвили: К Петербургу, в котором я живу с 1956 года, у меня любовь другая. Приехал ко мне, окончив столичную Школу-студию МХАТ. Устроился трудиться в Театр им. Ленинского комсомола. Наряду с этим все время планировал вернуться в Москву. По причине того, что она была центром судьбы, в первую очередь театральной. Но именно сейчас Георгий Александрович Товстоногов возглавил БДТ.
Я ходил на его пьесы. И любой раз они поражали. И в то время, когда мне поступило приглашение от Георгия Александровича влиться в труппу БДТ, не долго думая, с удовольствием принял его, отказавшись и от Москвы, и от МХАТа.
РГ: Вы желали поведать мне о любви к Петербургу, а оказалось о театре!
Басилашвили: Да, так вот любовь к Петербургу совсем другая. Я встретился с ним в первый раз в середине сороковых, думается, во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Тут жили весьма родные отечественные родственники. «Город оглоушил», — как сообщила бы моя мама-филолог. Совсем на Москву не похож! Москва, понимаете, весьма дворовая, не обращая внимания на стрелы проспектов, каковые выстроили во время советской власти. А тут — звонкий город. Стройные дома, прямые лучи улиц.
Бабушка когда-то сказала мне: в случае если подняться на углу Невского проспекта и взглянуть оттуда на Литейный проспект, то заметишь, как он сужается, упираясь в горизонт. Так и выяснилось! В то время, когда же я приехал ко мне жить и трудиться, ближе познакомился с городом, то просто-таки без памяти влюбился в него.
Помимо этого, как раз в Санкт-Петербурге я встретил собственную жену Галину. Мы совместно уже почти 50 лет.
Из Санкт-Петербурга в Москву
РГ: Практически целый центр у нас в наше время в строительных лесах, как грибы по окончании теплого дождя растут в основном примитивные многоэтажные стекляшки. Весьма интересно, из-за чего раньше что ни дом возведут, то архитектурный шедевр?
Басилашвили: А кто заказывал и оплачивал стройку в ХVIII-ХIХ столетиях? По большей части члены императорского дома и приближенные к ним лица. Вспомните, какое было у них образование. Скажем, Царскосельский лицей, в котором обучался Александр Пушкин.
Кто оттуда вышел: дипломат с мировым именем Горчаков, его «Женевская конвенция» пользуется спросом до сих пор; мореплаватель Матюшкин; издатель и поэт Дельвиг; сам очень способный Александр Сергеевич. Какие конкретно это были головы, образование и какое воспитание им дали! И аналогичных лицеев хватало в Российской Федерации. Внутреннее духовное и нравственное содержание людей того времени в целом было существенно выше, чем отечественных с вами современников.
Они видели настоящую красоту, понимали ее. Посмотрите, как вписывается в дворцовый Санкт-Петербург Каменноостровский проспект, не смотря на то, что практически все постройки в том месте — сплошь модерн. Но они не противоречат музыке Невы, а звучат в одной тональности с ней.
РГ: С какими литературными произведениями ассоциируются у вас Петербург и Москва?
Басилашвили: Москва конкретно — с Александром Островским. Воздействие большинства его пьес происходит в Первопрестольной. С того времени как творил Островский, отечественная дорогая столица в сущности мало изменилась. А Санкт-Петербург таковой многообразный, что выбрать что-то одно тяжело. У меня была творческая программа «С любовью из Петербурга». Театрализованное воздействие, с которым я объездил всю землю, выступив, да не по одному разу, перед зрителями Ветхого Света, Нового.
И постоянно начинал ее с чтения известных строчков Пушкина: «На берегу пустынных волн…».
РГ: На русском?
Басилашвили: Само собой разумеется, на русском, как в противном случае? Не знают — пускай учат отечественный великий и могучий! Вот эти строки поэта самый совершенно верно, считаю, высказывают сущность города.
А из драматических произведений, пожалуй, пьеса Булгакова «малоизвестная повесть» и Последние дни Катаева «Растратчики» о Ленинграде времен нэпа.
новое и Старое
РГ: Мне время от времени думается, что мы и по сей день живем в условиях той самой советской новой экономической политики, такое необычное дежа-вю.
Басилашвили: Все происходящее сейчас в отечественном городе и в целом в стране есть красивой иллюстрацией того, как старое еще не ушло, а новое пока не утвердилось. Идет внутренняя борьба между прошлым и будущим. Между безнравственностью и духовностью. И заявить, что побеждает, пока тяжело. Одновременно с этим бескультурье и хамство не смогут длиться всегда. По причине того, что это приводит к распаду общества, соответственно, к смерти страны. Думаю, народ это осознаёт.
Обратите внимание на такую мелочь. Еще недавно мало кто из автолюбителей уступал дорогу пешеходам на «зебре». на данный момент все чаще притормаживают, уступают.
Или необходимо, скажем, автомобилю перестроиться из одного последовательности в второй. Шофер требует разрешение, благодарит. Раньше никому в голову не приходило благодарить за подобное.
Людям делается приятно быть вежливыми. Это несомненный показатель начала восстановления России.
Людмила Безрукова