Они пришьют вам глазки-пуговки
«Коралина» возобновляет жанр кукольного кошмара, в котором увлеченно трудились многие мастера экрана – от эротомана Валериана Боровчика до шутника Питера Джексона.
Будучи не ужасной и в полной мере пригодной для просмотра с детьми, «Коралина» /Coraline/ (2009) Генри семь дней и Нила Геймана, однако, тайком возобновляет жанр кукольного кошмара, в котором увлеченно трудились, претворяя собственные самые сокровенные фантазии, многие мастера экрана – от эротомана Валериана Боровчика до визионера Терри Гилльяма. Нам, контуженым советской кукольной анимацией, испугавшей до смерти не одно поколение граждан, эта тема особенно близка.
Видно, имеется в куклах что-то такое, что притягивает всяких проклятых гениев и странных типов. Дабы изучить вопрос, мы собрали десять самых хороших примеров кукольных перверсий в мировом кино. Упаднический кукольный мультфильм снова на коне.
«Бал линий» /Fetiche/ (1934) (реж. Владислав Старевич, 1934)
Тёмный алмаз в необъятной фильмографии основоположника жанра Владислава Старевича – человека, придумавшего, как учить жучков, не смотря на то, что отсчет традиции очень необычных кукольных мультипликационных фильмов возможно начать и с таких более ранних его откровений как, к примеру, неподражаемая «Месть кинематографического оператора». «Бал линий» – развернутая иллюстрация алкогольного делириума с шимпанзе, насилующим балерину, самоубийственными танцами рюмок около кружки и ужасным саксофонистом, сдувающимся через саксофон.
«Песочный человек» /Sandman, The/ (1991) (реж. Пол Берри, 1991)
Пол Берри – тайный гений, конструировавший кукол для «Кошмара перед Рождеством» /Nightmare Before Christmas, The/ (1993), за два года до этого снял собственную ужасную сказку, которая с позиций чистоты стиля кроме того пара превосходит фильм Селика и Бертона. Тут безупречно все: мальчик с барабанчиком, экспрессионистские интерьеры, мрачнейшая детская, ужасный джокер, вываливающийся из чёрного угла, жадное пожирание глазных яблок, наконец – финальная реплика мунковского «Крика». К сожалению, талант Берри так и не раскрылся полностью – живописец погиб в возрасте 40 лет.
«Песочный человек» на Youtube
«Мужские игры» /Muzne hry/ (1988) (реж. Ян Шванкмайер, 1988)
В монструозном портфолио хорошего чешского сказочника Яна Шванкмайера куда ни ткни – везде найдёшь какое-нибудь мелкое кукольное извращение, разрушающее нормативные представления об окружающей действительности. На большом растоянии ходить не нужно. Вот, к примеру, футбол: никто еще не додумался, что голы возможно забивать гробами, а игроков – проворачивать через мясорубку, терзать вантусом, резать ножницами и… Класть в гробы.
«Ночь в городе» /Jedne noci v jednom meste/ (2007) (реж. Ян Балей, 2007)
Еще один кукольный гран-гиньоль по-кафкиански – полнометражный чешский ночной слэшер «Ночь в городе». Тугой на ухо аккордеонист отрезает себе ухо ножницами и пришивает новое. Ночь предстоит продолжительная.
«Ренессанс» /Renaissance/ (1963) (реж. Валериан Боровчик, 1963)
Да, это тот самый Валериан Боровчик, что «Безнравственные истории», «Эмануэль 5», «Адское скерцо» и «В монастыря». Но мало кто не забывает, что неутомимый провокатор-нимфоман начинал карьеру с кукол. Терри Гилльям, кстати, включил его «Игры ангелов» в десятку лучших анимационных фильмов всех времен.
Но ангелы у Боровчика рисованные и какие-то абстрактные, а вот самоубийственный ренессансный натюрморт – действительно настоящий кукольный. Классика stop-motion, где кроме того предметы страдают какое количество наклонностями.
«Игры ангелов» Боровчика на Youtube
Сторожевая собака (Stille Nacht V: Dog Door, реж. Братья Куай, 2001)
Уверенные декаденты братья Куай – близнецы-американцы, в конце 60-х перебравшиеся в Ветхий Свет и скоро ставшие непревзойденными классиками жанра «упаднический кукольный мультфильм». Эпигонам братьев нет числа, сами же они вдохновлялись творчеством Старевича, Кафки, Бруно Шульца, Стравинского, Боровчика, а позднее и Шванкмайера, которого Западная Европа открыла совсем не сходу.
В массовой культуре братья прописалиcь благодаря Питеру Гэбриэлу, для которого они сняли видеоклип на песню Sledgehammer. Собака, пускающая слюни под адские хрипы Тома Уэйтса – также видеоклип, не смотря на то, что никакое телевидение продемонстрировать его так и не решилось. Ужасная жуть.
Sledgehammer Питера Гэбриела на Youtube
«Шоу недоумков» /Meet the Feebles/ (1989) (реж. Питер Джексон, 1989)
В то время, когда придет новое средневековье и начнут жечь классику, в первой двадцатке мучеников в обязательном порядке окажется джексоновское «Шоу недоумков», которое без всякого изъятия возможно ставить в отечественный обзор полностью. Единственное, что успокаивает – рукописи не горят, и хотя бы бессмертная «Песня содомита» в обязательном порядке сохранится для потомков. Классика.
«Приключения Марка Твена» /Adventures of Mark Twain, The/ (1986) (реж. Уилл Винтон, 1986)
Во второй половине 80-ых годов двадцатого века режиссер Уилл Винтон решил сделать воспитательный кукольный мультфильм по произведениям Марка Твена. Вышла в полной мере безобидная история – американский классик летает себе на комете по космосу в компании подростков, уча их уму-разуму. Все шло прекрасно, пока Твен и дети не прилетели на планету, где живет Сатана. Продюсеры с Сатаной разумно решили не связываться – вырезали.
Таковой вот детский фильм.
«Тайные приключения Мальчика-с-Пальчик» /Secret Adventures of Tom Thumb, The/ (1993) (реж. Дэвид Бортуик, 1993)
В семье английских пьяниц рождается недоразвитый эмбрион с лицом дегенерата – Мальчик-с-пальчик. По окончании ожесточённой смерти своих родителей в огне лилипут уходит странствовать, попадает на фабрику генномодифицированных продуктов и поднимает восстание мутантов. Финиш у сказки вышел грустный: десять лет режиссера Бортуика никуда не брали.
В 2005-м за его подписью выходит милое «Чудесное приключение» /Magic Roundabout, The/ (2005), и можно лишь гадать, что было у Бортуика на уме, в то время, когда он снимал это хорошее, но ничем не примечательное фэнтези для домашнего просмотра.
«Счастье семьи Катакури» /Katakuri-ke no kofuku/ (2001) (реж. Такаши Миике, 2001)
Для полного счастья кукольной анимации не хватало одного гениального человека – Такаши Миике. Перенесенные на японскую землю Шванкмайер, Боровчик и братья Куай под его прозорливым управлением породили монстра – начальную часть музкомедии «Счастье семьи Катакури» /Katakuri-ke no kofuku/ (2001) про семейку убийц, которую атакуют зомби. Тут прописались ангел-людоед и смертоносный плюшевый мишка с металлическими когтями.
Нажимать на «play» либо не нажимать – решайте сами.