Отзыв на фильм мертвые тинейджеры (dead teenagers, 2006)
Это любительский фильм-антология Криса ЛаМартины, автора Дня президента, выходивший у нас на лицензионном DVD. Учитывая, что режиссёр снял довольно профессионально за 5 000 долларов трэш-слэшер Сутки президента, то рискну высказать предположение, что у его дебюта бюджет был в лучшем случае несколько тысяч. Но неспециализированное уровень качества фильма на большом растоянии превосходит многие и более бюджетные андеграундные фильмы.
Стиль ЛаМартины узнаётся сходу. Обилие гитарной музыки, как написанной им самим, так и позаимствованной у различных рок-групп, хороший ритм, увлекательный сюжет, не идущий проторенными рельсами и, само собой разумеется, необычный юмор. Тут его, само собой разумеется, не так много, как в Дне президента, а эффектов и вовсе практически нет.
Но, это тот случай, в то время, когда необходимо разбирать детально.
Для начала ответьте на вопрос — что в большинстве случаев снимают любители? Верно, слэшеры либо же ужастики про зомби. ЛаМартина не отправился этим путём, а соорудил антологию из четырех новелл и обрамляющей пятой.
Причём слово новелла к историям ЛаМартины особенно применимо. Все они имеют занимательный сюжет и неожиданную развязку, напоминая кроме того Калейдоскоп кошмаров Джорджа Ромеро.
Фильм начинается с того, что некоторый студент входит в библиотеку. В том месте он случайно натыкается на рукописную книгу ужасных историй и начинает просматривать, погружаясь в мир фантазии неизвестного автора.
Итак, на сцену выходит первая новелла называющиеся Бугимен, но кроме того не думайте, что вас ожидает что-то похожее на Бугимена Улли Ломмелля. Не обращая внимания на простительные огрехи по части опытной (ЛаМартина университетов не оканчивал, обучался сам снимать кино), она подчас завораживает той тревожной, мрачной воздухом, что в себе имеет.
Не имея ни эффектов, ни других красот классического хоррора, новелла повествует о молодом человеке, которого преследует Бугимен, существо в маске из мешка — приблизительно как у Джейсона, лишь без прорези для глаз. Его лечащий доктор считает, что Бугимен — олицетворение страха храбреца, а потому рекомендует ему отправиться в дом, где всё началось, где когда-то был убит его папа. Предстоящие события лучше не обрисовывать, чтобы не вышло спойлера.
Стоит только заявить, что идея ЛаМартины движется скорее в противоположном ожиданию зрителя направлении.
Эта новелла одна из самых лучших в альманахе, заставляющая отыскать в памяти о киногении Луи Деллюка, его понимании кинематографического изображения. Луи Деллюк был уверен, что заснятые на плёнку объекты смогут становиться киногеничными, другими словами образами самих себя, передавая зрителю некое закодированное послание. Вот и бугимен ЛаМартины делается как бы образом страха, пробуждая и у зрителя подсознательную тревогу.
Так что легко забываешь, что бугимен — всего лишь статист в мешке. Он невольно думается чем-то инфернальным, от чего воистину нет спасения. Эта новелла кроме того может напомнить Синистер и Канун Хэллоуина, снятые позднее. А ещё вспоминается Сомния, и приходится честно пожалеть, что какой-то влюблённый в кино недоучка-любитель ЛаМартина передаёт ужас правильнее и ужаснее, нежели осыпанный деньгами Майк Флэнеган.
Редко в то время, когда в малобюджетных хоррорах кино преображает действительность, как бы проецирует образ. И честно радуешься, что режиссёр-любитель без всяких эффектов снял настоящую новеллу кошмаров, где ужас как бы разлит в воздухе, а чувство тревоги не оставляет практически ни на 60 секунд.
Следующая новелла об оборотне. Но не думайте, что обращение отправится об ушастике, что целый фильм грызёт людей. Эта новелла комическая. ЛаМартина правильно почувствовал, что по окончании ужасной новеллы необходимо дать разрядку зрителю и мало его позабавить. Причём особенно ироничен финал новеллы, воистину самый уникальный среди всех вервольф-лент.
Возможно сообщить только, что эта новелла говорит нам о том, что и вервольфу ничто человеческое не чуждо.
Третья новелла сама серьёзность. В ней повествуется о девушке, которая обязана отправиться в дом двоюродной бабушки, дабы последний раз проверить его на предмет полезных вещей перед продажей. Основная героиня пианистка, как и дочь бабушки, также пианистка, убитая в этом доме 40 лет назад своим юношей. А у девушки также имеется юноша, что увязался за ней, чтобы хорошенько развлечься ночью.
Но с домом очевидно что-то не так. Не повторится ли кровавая история?
И снова ЛаМартина обманывает ожидания зрителя, эффектно ставя точку в новелле, а скорее запятую. Он умело смешивает настоящее и прошлое, так что практически ощущаешь, как древние привидения кровавой истории снова оживают, в то время, когда героиня осмелилась нарушить долгий покой дома звуками пианино, легкомысленно играясь мелодии, каковые игралась её тётя перед смертью.
Режиссёр передаёт тревожную воздух через подробность, будь то некая тень, прошмыгнувшая мимо стенки, в то время, когда раздались звуки музыки, либо же какие-то скрипы наверху, люстра на кухне, что всегда мигает. Думается, ещё мало, и тьма, которой так опасается героиня, скрываясь от неё, как маленькая девочка, под одеяло, окутает целый дом. Что проснётся в темноте данной ночью?
Четвёртая новелла снова комическая. ЛаМартина не имел возможности не расписаться в собственной любви к b-хоррорам, а потому главные храбрецы тут — два работника кинотеатра, что вот-вот закроют. в один раз, занимаясь уборкой, один из них находит за экраном некоторый фильм, в которой он видит девушку, которую до этого видел в зале. Всё бы ничего, да лишь фильму уже 50 лет.
Что за тайну содержит кинотеатр?
ЛаМартина иронизирует по поводу зла, словно бы пробравшегося в отечественный мир иначе экрана. Делая недвусмысленные реверансы в сторону Ночи страха, режиссёр творит собственную мелкую комическую новеллу о том, что и хорроры смогут быть нужны, поскольку из них возможно определить то, что понадобится в жизни. Пожалуй, к данной истории необходимо придумать более неожиданный финал, именно в духе трёх прошлых новелл, но данный недочёт искупает 5 новелла, называющиеся Библиотека.
Лишь в книге про библиотеку ничего не написано, и студент в удивлении — что за ерунда? Но что это позади? Кто в том месте стоит? Да, не стоило студенту вместо подготовки к занятиям просматривать всякие ужасные книжки.
Любопытство порок, и за него наказывают.
Это только некие неспециализированные вещи по поводу дебюта ЛаМартины. При просмотре время от времени забываешь, что это, по сути, безбюджетка. Небольшой хронометраж в 67 мин. пролетает воистину незаметно, поскольку режиссёр старался сделать фильм, владеющий кинематографическим действием, в то время, когда зритель забывает, что это только кино и проникается историей.
Редко, весьма редко в отечественное скудное на хороший хоррор время возможно заметить что-то нестандартное, не только в плане сюжета, но и в плане подачи истории. Мы как-то скоро забыли, что хоррор — это не эффекты. Убери их, что останется?
Возможно ужас таится вовсе не в брутальных убийствах, а в грамотном действии на подсознание зрителя, в то время, когда, образно выражаясь, его начнёт преследовать бугимен его личного страха. Ну а хорошее чувство юмора постоянно искупит каждые недочёты, которых в этом любительском фильме достаточно мало. ЛаМартина снял так, что никак не стыдно поставить ему высокую оценку, тем более второй его фильм доказал, что он не дутая фигура, а самобытный трэш-режиссёр.
Оценка: 7,5