Папа был прав, папа был прав
Фото: kinopoisk.ru
У пожилого преподавателя музыки, странноватого старикана Винфрида, имеется взрослая дочь Инес. А у дочери Инес имеется респектабельная должность в консалтинговой компании. Громадная, значит, начальница. Не считая работы, Инес мало что интересует.
И папа в ее область приоритетов очевидно не вписывается, почему, ясное дело, печалится и в какой-то момент идет на отчаянный ход: перевоплощается в Тони Эрдманна — якобы богача, посла Германии, бизнес-друга и тренера теннисиста Иона Цириака. Другими словами делается ходячим пародийным собирательным образом всех, с кем дщерь по долгу работы общается — всевозможных пригламуренных коммерсантов.
Первый из этого вывод напрашивается сходу — позвоните родителям, что же с нами стало, мы тут все чего-то копошимся, а жизнь-то мимо пролетает. Не нужно, дескать, так. Но то — только рябь на поверхности, под которой глубины полнятся смыслами. Политическими а также.
По большей части сводящимися к тому, как Европа либерализируется, либерализируется, да все никак полностью не вылиберализируется, то и дело обнаруживая перегибы в увлекательных (подчас — практически интимных) местах.
Лев: очередная спекулятивная драма-номинант Вручения Оскара
К примеру. В одной из главных сцен фильма главгероиня низводит род мужской в самом его главном, патернальном, так сообщить, качестве. Она надменно и цинично манипулирует сотрудником-любовником, применяя его совсем не по назначению, а в качестве топпинга для десерта.
Делает она это, по всей видимости, подсознательно в пику родителю — сходу за удовлетворением сексуально-гастрономической прихоти направляться вызывающее ответ подыграть чудачеству отца и звонок на соответствующий номер. Но взяла бы картина столько хороших рецензий, номинации и Пальмовую ветвь Канн на Золотой Оскар и глобус, в случае если б все было так легко? Конечно же, нет.
Тони Эрдманн — это ирония над всеми атрибутами современной просвещенной Европы: тотальная эмансипация и оголтелый феминизм, сексуальная разнузданность, оттекание грамотном и успешной молодежи из менее развитых государств, оптимизация всего и вся при помощи внедрения аутсорсинга, почему автохтоны неминуемо теряют рабочие места, и без того потом, и тому подобное. И над всем зловеще возвышается гротескная фигура Тони Эрдманна в забавном парике, с кривозубой ухмылкой, превращающая любое мероприятие, от светского раута до нудистской вечеринки, в фарс. Коим оно все и без того есть, но так — нагляднее.
Это было бы совсем прекрасно и презабавно, если бы не выматывающая манера подачи. Практически трехчасовое полотно наполнено диалогами, время от времени — остроумными, но чаще — чрезмерно многословными. Оно начисто лишено стройного ритма: создатель Марен Аде неизменно и не заявить, что в полной мере обоснованно экспериментирует, вставляя в повествование долгие паузы и растягивая кое-какие сцены до бесконечности, почему просмотр требует недюжинной усидчивости и терпения.
В приз Тони Эрдманн предлагает любопытную, но пара однообразную драматургию, очень едкую сатиру, спорную эпатажность и мало не шибко уморительного юмора. Следовательно, вопрос — в адекватности обмена.
3.0