Парадигма времени

парадигма

О роли личности начальника в рыночной эре телевидения сказать не принято. По различным соображениям. С одной стороны, вследствие того что в этом понятии изначально заложена некая архаика, напоминающая о недавнем прошлом, в то время, когда соподчиненность и субординация в данной сфере игрались первостепенную роль, проецируясь на идеи, творчество, задачи и организационные возможности.

С другой, по причине того, что телевизионный процесс — явление сугубо коллегиальное, где личностная индивидуальность как будто бы растворяется среди всех участников коллектива, и распознать ее de-facto фактически нереально. Однако как раз рыночная среда предъявляет к личности, к ее творческой и организационной состоятельности особенный пласт требований. Не столько в плане значимости личности, сколько в смысле продвижения избранного дела.

Для телевидения одной из таких знаковых фигур есть Эдуард Сагалаев, человек, сумевший во время реформирования отрасли воспринять парадигму времени, обратить ее в возможность развития для всего телевизионного сообщества.

— Эдуард Михайлович, телевизионный мир — среда особенная, часто напоминающая “школу злословия”. Особенно в нынешние времена. Но, говоря о Вас, коллеги по цеху, будь то совсем юные либо облеченные большим опытом, применяют в большинстве случаев характеристики в отличной степени.

Совсем сравнительно не так давно, кстати, в Ваш адрес раздалась более чем лестная оценка — “очень способный телевизионный топ-менеджер”. А по данным анкетирования ведущих социологов и политиков страны, Вас относят к числу самые авторитетных деятелей отечественного телевидения. Как Вы сами оцениваете такое единодушие?

— А стоит ли это комментировать? Согласитесь, мне, давшему формированию телевизионного дела 25 лет, тяжело совершить четкое разграничение между Сагалаевым-специалистом и просто человеком. По всей видимости, эти понятия в далеком прошлом синтезировались, превратились в единое целое. Могу только заявить, что я неизменно обостренно принимал время, его постоянный вызов к собственной профессии, пробовал направляться не конъюнктуре, а совести, воплощать задуманное в практику.

Так было и тогда, в то время, когда в канун перестройки у всех на устах была нашумевшая передача “12-й этаж”, и тогда, в то время, когда создавался канал “ТВ-6 Москва”. С того времени прошло много времени, но неприятностей у русского телевидения не убавилось. Вывод моих сотрудников для меня особенно полезно, потому, что данной оценке адекватны мои представления о той ответственности, которую я постоянно чувствовал за судьбу телевидения у нас в стране.

Мои сотрудники делают выводы о телевизионном деле не с внешних позиций, а изнутри. И это очень принципиально важно.

— Но что двигало Вами, в то время, когда Вы решились приступить к созданию первого в Российской Федерации свободного частного канала — “ТВ-6”? Кроме того по нынешним временам рождение канала — выдумка очень трудоемкая. А уж быть первопроходцем — дело и вовсе сверхсложное. Рыночным-то методикам обучаться не приходилось.

Вперед продвигались на ощупь, скорее по наитию. Да и национальная монополия на телерадиовещание агонизировала несколько год…

— Создание свободного русского телевидения — моя давешняя мысль, от которой я не отступал и отступать не планирую. Не обращая внимания на большой проделанный путь в течение последнего десятилетия, в Российской Федерации до тех пор пока еще нет толком ни свободного, ни коммерческого телевидения. Но, нет и национального вещания в чистом его виде.

А тогда мною и моими сотрудниками руководило все то же чувство времени, необходимость становления в отечественном обществе демократических реформ. В буквальном и в переносном смысле мы шли за них на баррикады сражений. Не смотря на то, что никто, в особенности в журналистике, не вспоминал тогда над тем, к чему приведет рыночная экономика, рыночная совокупность развития общества.

Среди них и сами СМИ.

В первую очередь мы думали о свободе слова, о свободах и правах граждан, а итог ожесточённой зависимости от рынка, на телевидении а также, совсем не прогнозировался. Быть может, с позиций сегодняшнего дня, в то время, когда по всей России удачно и интенсивно трудятся уже много негосударственных телерадиокомпаний, создание Столичной свободной вещательной корпорации (МНВК) и выход в эфир “ТВ-6 Москва” покажется не самой большой вехой.

Но тогда, дабы обеспечить трансляцию этого нового частного канала, нам приходилось решать не только массу программных и технических вопросов. Так как раньше в Москве принималось всего пять каналов, еще меньше в регионах. И все-таки главным было сломать совокупность, в которой сам феномен негосударственного телевидения расценивался тогда по-различному: иными как чудо, а иными — как правонарушение.

Тем более что процесс создания МНВК начинался еще в первой половине 90-ых годов XX века, во времена коммунистического режима, как говорится, в ветхие хорошие партийные времена. В течение нескольких лет канал “ТВ-6 Москва” превратился в национальную сеть с аудиторией, превышающей 100 миллионов зрителей. Но это сейчас.

В годы по окончании распада СССР обстановка была не меньше тяжёлой. Я не забываю, как государство прекратило финансировать печатные издания и электронные СМИ и как многие журналисты растерялись, были не готовыми к существованию на личные средства. В какой-то мере это было катастрофой, поскольку все лопнуло фактически в одночасье, практически сразу после того, как Егор Гайдар отпустил цены и рыночная стихия быстро поменяла ландшафт на рынке СМИ.

Но как бы ни было тяжело, тогда шел процесс созидания нового телевидения, которое мы, романтики, именовали различными эпитетами. И свободным, и народным, и свободным, категорически отрицая понятие “коммерческое вещание”. Само собой разумеется, это была иллюзия, отечественное глубокое заблуждение.

Нам очень многое удалось реализовать, но далось это непросто. Было нужно интегрироваться в новые отношения, в новую систему ценностей, с большим трудом расставаясь с прошлыми иллюзиями о телевизионном творчестве, о опытном соответствии, об смысле и укладе судьбы. Так как сейчас экономический фактор есть отправной точкой, доминантой во всех действиях начальника СМИ.

От экономических преимуществ канала зависит и творчество, и программная политика вещания. И в случае если учесть, что сегодняшний рекламный рынок телевидения находится все еще в состоянии стагнации, а сам рекламный “пирог” с годовым количеством, не превышающим 200—250 млн. американских долларов, распределяется между главными претендентами в ужасной конкурентной борьбе, то стоит ли удивляться тому, что российское телевидение являет собой некоторый денежный “симбиоз”.

Все подряд каналы дополнительно к рекламным доходам дотируются разными олигархами либо ведомствами. Это ужасное уродство, в то время, когда телевидение в стране не существует ни за счет страны, ни за счет рекламного рынка. Возможно заявить, что в действительности у нас ведомственно зависимое телевидение.

— Как именно, на Ваш взор, должно развиваться телевидение?

— Любой канал телевидения должен быть зависим лишь от собственного зрителя. Об этом я постоянно мечтал, я декларировал и пробовал смоделировать на собственной практике такие схемы, каковые давали бы возможность процветать каналу лишь в зависимости от величины его аудитории, от степени доверия зрителей к его содержанию. Это первостепенный фактор существования телевидения, о котором мало говорится и что, строго говоря, был попран недавно пронесшимися в эфире информационными войнами.

И все же насаждение в публичном сознании утрированного представления о продажности всей прессы — страшная тенденция. По сути, это процесс самоуничтожения профессии, в то время, когда люди теряют доверие к любым СМИ, к любому каналу телевидения.

Помимо этого, вещание должно быть структурировано. В случае если это госканал, то и финансироваться он обязан из бюджета, а не существовать за счет рекламы, как это делается сейчас. Так как рекламные поступления означают, что вся плоть для того чтобы канала пронизана иным наполнением: в его жилах течет рыночная кровь. на данный момент этого не происходит в силу экономической слабости страны и низкой платежеспособности населения.

Но так должно быть, и об этом необходимо задуматься. Ведомственное телевидение вечно существовать неимеетвозможности. Осознать и понять эти неприятности — уже добрая половина успеха в будущем. К тому же государство в полной мере может оказать помощь реализоваться русскому телевидению полностью.

Речь заходит не только о принятии Закона о радиовещании и телевидении, что вот уже лет семь никак неимеетвозможности показаться, потому, что ни государство в лице его законодательной и аккуратной власти, ни лоббистские структуры, ни само телевидение не готовы к гармонизации собственных заинтересованностей.

Вопрос стоит шире: нужна госполитика в области развития информационных построения и потоков информационного пространства. Не нужно забывать, что сейчас всю землю являет собой постиндустриальное общество, в экономике которого понижается материальное производство, возрастает часть вторичного и третичного секторов. Другими словами происходит стремительное внедрение последних достижений науки и техники, бурное развитие информатики, телекоммуникаций.

И развивающееся информационное пространство нельзя воспринимать как среду, где живет только информационный жанр телевидения, радио либо печатной продукции. Оно существенно шире, включает в себя культурологическую данные, духовную, экологическую, вопросы национальных приоритетов. Это то, что именуется гуманитарными разработками.

Наряду с этим стране направляться крайне осторожно регулировать рынок электронных и печатных СМИ, создавая такую воздух, которая мешала бы экспансии “весов-культа” и поддерживала развитие настоящей культуры, национальной прежде всего. Тут не требуется вкладывать громадные средства, а только продумать и спрогнозировать стратегию, обосновать тактические методики, внедрить их.

Необходимо, дабы производителю национального продукта, среди них и телевизионного, было выгодно создавать личные программы, закупать научно-познавательную продукцию, содействующую формированию общества, расширению публичного сознания, а не гнать каждый ширпотреб. Так как любой информационный канал, являясь главным средством коммуникации, собственного рода посредником между обществом и государством, обязан предлагать собственной аудитории такую продукцию, за которую не только не стыдно, но и которая оказывает помощь обществу реализоваться. Сегодняшняя же обстановка прямо противоположна.

— На интернациональной выставке TRBE и в особенности на конгрессе “Прогресс разработок телерадиовещания”, что в текущем году Национальная Ассоциация Телерадиовещателей совершит в четвертый раз, возможно убедиться, сколь интенсивно в мире идет внедрение последних достижений науки и техники…

— В текущем году экспозицию TRBE ожидает широкий резонанс. В первый раз это официальное мероприятие НАТ будет проходить под руководством Правительства России, о чем подписан соответствующий приказ. А это указывает, что выставка признана страной, приобретает национальный статус. Пригодилось целых три года, в течение которых накапливался потенциал данной экспозиции, потенциал сопровождающего ее научного прогресса, дабы государство обратило собственный взгляд на эти мероприятия.

Но наконец-то это случилось. Тем более что, не обращая внимания на экономические трудности, специалисты и наши учёные пользуютсяв мире заслуженным авторитетом. И поддержать любое плодотворное начинание в этом замысле также задача страны.

— В текущем году Национальная Ассоциация Телерадиовещателей, которую Вы возглавляете, будет кроме этого отмечать собственный пятилетие. Как мы знаем, что Вы, Эдуард Михайлович, явились инициатором создания данной некоммерческой опытной организации, объединяющей сейчас 255 телерадиокомпаний, включая и все центральные каналы, и многих ассоциированных участников из ближнего зарубежья. Что подтолкнуло Вас к этому ответу?

— В то время, когда в 1995 году создавалась эта организация, было много различных суждений на ее счет. Тогда многим казалось необычным, что соперничающие между собой телекомпании должны не только объединиться, но и консолидироваться. Но когда данный процесс начал реализовываться, в то время, когда была создана стратегическая программа Ассоциации, телевизионное сообщество гармонизировалось.

Оказалось, что и у национальных, и у негосударственных телекомпаний существуют однотипные неприятности, отстаивать каковые они смогут от лица единой публичной организации. И тогда, и по сей день таких неприятностей много.

Речь заходит о защите заинтересованностей вещателей в органах законодательной и аккуратной власти, о выработке совместных ответов корпоративных неприятностей, об обеспечении равных возможностей, однообразных требований к вещателям независимо от региона и формы собственности их деятельности. А это и доступ к опытной информации, к разным контактам, и открытое лоббирование заинтересованностей отрасли в национальной сфере, и оказание правовой помощи в вопросах лицензирования, в области развития технологической базы, налогообложения, опытной подготовки и другое.

В рыночной экономике существование таких негосударственных объединений, отстаивающих интересы опытного сообщества, в обязательном порядке. Такие организации являются связующим звеном между государством и отраслью. Примером может служить недавнее ответ Правительства РФ о выделении из бюджета средств на поддержку социально значимых программ для телевидения и радио. В первый раз в текущем году в бюджете было предусмотрено на эти цели 264 млн. рублей.

НАТ совместно с МПТР России вошло в Правительство России с этим предложением, и оно было принято. Совокупность грантов для продукции некоммерческого характера существует во всем мире.

— Известно кроме этого, что НАТ проводит конкурсы “Лучшая Лучшая радиокомпания” и “телекомпания года года”, выступает соорганизатором множества разных мероприятий, содействующих улучшению программной политики телерадиокомпаний. Таких, к примеру, как межправительственный кинотелефестиваль “общество и Правопорядок” бывших советских республик и Балтии, Общероссийский конкурс программ региональных телекомпаний “Новости — время местное”, фестиваль региональных телекомпаний “Вся Российская Федерация”, Евразийский Телефорум, предназначенный для гармонизации и восстановления контактов между телерадиокомпаниями бывших советских республик.

— Все эти и другие мероприятия нужны телевизионному сообществу, исходя из этого НАТ в них участвует. Они ориентированы на реструктуризацию и становление индустрии телерадиовещания на рыночном этапе ее развития. Так как во время разгосударствления отрасли многие связи были потеряны.

Их нужно восстанавливать, используя новые рыночные методики в развитии этих контактов. Исходя из этого НАТ как ведущая опытная организация неимеетвозможности оставаться в стороне от таких процессов. Ее главная задача — содействовать формированию любой нуждающейся в помощи вещательной структуры, трудящейся кроме того в самом удаленном уголке РФ.

Само собой разумеется, текущей работы у Ассоциации много, но однако НАТ открыта и для новых компаний, желающих вступить в организацию, и для новых проектов.

— В текущем году Евразийский Телефорум будет проходить в третий раз, и Вы стали сопредседателем его оргкомитета. В какой мере, на Ваш взор, таковой фестиваль способен вернуть, а возможно, кроме того усилить контакты между телерадиокомпаниями стран СНГ и государств Балтии?

— Первый Евразийский Телефорум стран СНГ и Балтии продемонстрировал, как принципиально важно телерадиокомпаниям из бывших республик, а сейчас свободных стран поддерживать опытные взаимоотношения. Это вопрос не только ностальгии либо, скажем, формирования опытной среды, в которой нуждаются вещатели ближнего зарубежья. Это еще и значительная неприятность для населения бывших советских республик.

Многие годы люди привыкли принимать у себя на родине теле- и радиопрограммы из России, из других государств Содружества, и не совсем ясно, из-за чего данный интерес народов друг к другу необходимо ущемлять. К тому же каждое из новых свободных стран, расположенных на территории бывшего СССР, идет по пути рыночной экономики. Тут также нужен обмен опытом, нужной информацией на уровне стран.

Важную помощь в интеграции экономик бывших советских республик способны оказать электронные СМИ. Да и самим телерадиокомпаниям нужна информационная помощь, поскольку вопросы внедрения последних достижений науки и техники сейчас актуальны во всем мире. В Российской Федерации, конкретнее в Москве, эти процессы обсуждаются самый деятельно. Потребность в таковой информации вещателей стран Содружества именно подтвердил II Евразийский Телефорум, состоявшийся в прошедшем сезоне.

В текущем году программа Телефорума предполагает быть особенно насыщенной. Наиболее значимая часть опытных взаимоотношений между бывшими советскими республиками и Балтии — это возможность обоюдного обмена программами. Это рыночная составляющая телепроцесса.

Телемаркет — телевизионный рынок, каждый год проходящий в рамках Евразийского Телефорума, — делается все более значимым и масштабным.

В текущем году творческий конкурс телевизионных фильмов и программ будет проходить по 12 номинациям, среди которых “Краеведческая программа”, “Авторская программа”, “Социальный репортаж”, “Детская программа” и другие. Помимо этого, программа Телефорума включает в себя солидную конференционную часть.

В его рамках будет совершён семинар по вопросам авторского права, и круглый стол, что, я думаю, позовёт громадной интерес, потому, что будет посвящен дискуссии проекта закона “Об базах экономических взаимоотношений в сфере массовой информации” (текст публикуется в этом номере. — Рред.). Тем более что вести его будет создатель этого проекта, доктор наук Михаил Федотов. На Телефоруме будут подведены итоги первого Общероссийского конкурса “Пресса о телевидении”, что заинтересованно поддерживает НАТ, и награждены победители.

— Эдуард Михайлович, во всем мире происходят интенсивные процессы слияния, конвергенции средств вещания с телекоммуникационными и компьютерными структурами. Вопросам конвергенции кроме того посвящена отдельная секция, трудящаяся на протяжении TRBE на Конгрессе НАТ.

По всей видимости, учреждение личных премий президента НАТ “За новаторское использование интерактивных и компьютерных разработок в производстве и вещании телепрограмм” и “За лучший Сайт ТРК в регионах” — ваших личных премий — некая попытка проанализировать положение дел в данной сфере на рынке вещания в Российской Федерации. Так ли это?

— Тут имеется два ответственных нюанса. С одной стороны, мне хотелось поддержать ростки того нового и перспективного, что уже существует в сфере вещания, и в плане разработок, и в смысле творческих идей. Так как нельзя не подметить, что все новые начинания в сфере Интернета принадлежат молодежи, которая ориентирована на создание иного вида телевидения.

Определение его будущего абриса — их прерогатива. В этом замысле им нужно оказать всяческую помощь. Так появилась мысль об учреждении этих премий, каковые будут присуждаться на протяжении Интернационального фестиваля “Аниграф-Телекино’2000”, соорганизатором которого совместно с компанией System Video Graphics Alliance НАТ выступает уже четвертый год подряд.

В большинстве случаев, на этом форуме появляются новейщие разработки компьютерных и телевизионных разработок, каковые после этого внедряются в практику у нас в стране. Иначе, процессы развития Интернета, освоения виртуального информационного пространства идут в Российской Федерации очень интенсивно. Уже просматриваются тенденции превращения данной сферы в индустрию, которая обрастает независимыми структурами. Их природа принципиально отличается от известных СМИ.

Исходя из этого мое отношение к Интернету, внедрению новых разработок в Российской Федерации определяется в полной мере понятным интересом к огромным возможностям наполнения информационного пространства как у нас в стране, так и во всем мире. Внедрение на телевидении интерактивных и компьютерных разработок из их числа. Их применение окажет помощь разрешить многие неприятности в сфере вещания, каковые до тех пор пока стопорятся.

— Интерактивность в сфере вещания уже прекратила быть новинкой и для телерадиокомпаний, и для аудитории. Часто эта методика отмечена конкретной функциональностью, употребляется для ответа значительных неприятностей, с которыми сталкивается население. Как Вы вычисляете, сможет ли интерактивное телевидение составить борьбу собственному эфирному “собрату” в будущем?

— На мой взор, телевидение имеет особенный статус среди СМИ. Само собой разумеется, это в первую очередь средство массовой информации, но одновременно и коммуникации, людской общения. Как ни парадоксально, но новые разработки заставляют нас возвратиться к истокам телевидения, в то время, когда не существовало для того чтобы понятия, как телевидение в записи.

Прямая трансляция на телевидении ближе по собственной природе, по собственной сути к современным разработкам. Так как на протяжении прямой трансляции у людей появлялось ни с чем не сравнимое чувство причастности к событию, его сиюминутности, что и порождало чувство общности. Это потрясающее состояние, придающее особенную энергетику людскому роду.

Но в этом и естественная природа телевидения, его назначение.

А что такое интерактивное телевидение? Это уже следующий ход в будущее всего мирового сообщества, в то время, когда любой сможет принимать себя не только частицей огромного людской конгломерата либо сообщества одной конкретной страны, но и взаимодействовать с множеством людей в реальном времени. Иметь возможность и право высказываться и быть услышанным. Принимать данные и конкретно принимать участие в ходе ее передачи.

Причем варианты смогут быть разными. К примеру, посредством интерактивных разработок возможно проводить президентские выборы страны, каковые обеспечат секретность голосования и мгновенную возможность подсчета голосов. Воображаете, собрал определенный код, информация поступила в центральный компьютер, и через 15—20 мин. по окончании общего голосования страна определит имя нового главы страны.

В новых внедряемых разработках присутствует множество функций: социальная, экономическая, культурологическая, образовательная. Уже в недалеком будущем состоится сращивание компьютерного и телевизионного мониторов. Эта новая разработка откроет человеку доступ ко всем существующим на земле телепрограммам.

И к тем, каковые транслировались многие, многие годы назад, и к тем, каковые только что были опубликованы. По большому счету возможность применения любой дешёвой в мире информации будет носить сугубо личный темперамент. И очень многое, почему происходят сейчас разные баталии, утратит значение.

Метод доставки сигнала, эфирное, кабельное телевидение… А также сам Интернет, что к тому времени купит черты повседневности, превратится в незаменимое средство людской общения.

Границы между государствами, народностями и нациями будут стерты, нивелированы, а творческая индивидуальность, личностный потенциал каждого человека смогут проявиться полностью. Так как любой из нас будет самостоятельно руководить собственными жаждами, эмоциями, потребностями соответственно со собственными представлениями о запросах на данные, об образовании, о опытной подготовке, о рабочий и публичной активности. Это будет совсем новый тип общества, ростки которого просматриваются уже в наши дни в ходе внедрения последних достижений науки и техники.

 

Новая парадигма денег: изобилие времени и денег


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: