Парк советского периода
«Парк советского периода» как микстура для невротиков
Парк советского периода (2006)
драма
Режиссер: Юлий ГусманВ ролях: Александр Лазарев мл., Елизавета Боярская, Михаил Ефремов, Александр Дзюба, Лидия Федосеева-Шукшина
С легкой руки Спилберга любую территорию с динозаврами именуют парком соответствующего периода. Коварное шоу, которое снял режиссер Юлий Гусман, именуется «Парком советского периода» (2006) и должно пролить бальзам на души ностальгирующих по яркому прошлому.
Кадр из фильма
Как и динозавры, это прошлое кануло в Лету, но звероящерное сознание полностью с нами. Оно практически никак не изменилось – лишь стало радикальнее. Потому что память человека избирательна: не забывает колбасу за 2.20 и не помнит «колбасные электрички». не забывает профсоюзные путевки в Сочи и не помнит энкавэдэшные – на Колыму.
Но, многие и по Колыме ностальгируют: «Всех, всех сослать!» – помнится, навязчивый мотив одного из отечественных популярных политиков.
Как говорил в интервью Юлий Гусман, в один раз в самолете его развлек разговор двух российских предпринимателей: они летели, само собой разумеется, за границу, и, очевидно, в первом классе, но под коньячок ностальгировали по комсомольской молодости. Тут и появилась эта мысль вернуть людям хотя бы кусочек советской судьбе – в ее самые лучезарных воплощениях. Фактически, мечта экс-директора Дома кино улетала дальше: создать где-нибудь на южном солнце у теплого моря райский уголок развитого социализма.
С оптимистичной сталинской архитектурой, бдительным персоналом, пионерскими горнами, игрой «Зарница», газировкой по копейке без сиропа и по три – с сиропом. С непоколебимой уверенностью в коммунистическом будущем человечества и строгим порядком, где счастье лежит посередине, а ход влево-вправо карается расстрелом.
Эстетика, этика, психиатрическая картина и политика любого момента тут неизменно ясны, как лозунг партии. Цели выяснены, нужно лишь верно целиться. И вот эта определенность, это плаванье без мельчайших упрочнений при полном, органами обеспеченном штиле, данный гордый аллюр на карусельной лошади, намертво закрепленной на маршруте, – имеют притягательную силу для каждого, кто устал выгребать в одиночку, не не сомневается в собственных силах и жаждет протянутой сверху сильной руки.
А таких – все больше. Им нужен громоотвод. Исходя из этого мысль для того чтобы парка советского периода (в будущем – ПСП) витает в воздухе.
А до тех пор пока Юлий Гусман создал его действующую модель в миниатюре – в пространстве собственной кинопритчи.
Сюжет ее в том, что один знаменитый телеведущий (идет мини-пародия на безнравственное «малахольное» ток-шоу) не желает угодить под пулю кредиторов и удаляется на халтурку в таковой ПСП, дабы его вкусить, пропиарить и подзаработать. ПСП дан со всем размахом фантазии бывшего капитана КВН. Дворцы, сады, фонтаны, пионерки и гипсовые вожди с веслом – все высшего качества, все снято на существующей и сейчас сочинской натуре.
Тут для желающих имеется увлекательные аттракционы: миниатюрный космодром и виртуальная целина, тут возможно побыть храбрецом, спасшим колхозное добро от пожара, а также самим Гагариным. Тут все, от цикад и восхода солнца до проливного дождя и молнии, случается в соответствии с распорядку дня.
Кадр из фильма
Пользуясь собственными связями, худрук киноакадемии «Ника» привлек на собственную съемочную площадку богатый ассортимент советских преданий. Тут на колхозной житнице собирает «урожай мой урожай, урожай большой» кубанская казачка Клара Лучко (она изумительно молода в данной собственной последней роли). Тут поют Иосиф Полад и Кобзон Бюль-Бюль Оглы, по совместительству министр культуры братского Азербайджана.
Тут в эпизодах мелькают Сергей Федосеева-и Лидия Шукшина Никоненко, Александр Зиновий и Абдулов Высоковский, Владимир Зельдин и Владимир Этуш, Александр Пашутин и Нина Усатова, гутарят про то и это Елена Ханга с Владимиром Соловьевым.
сына и Телеведущего Александра Лазарева-ст. играется его сын Александр Лазарев-мл. комиссара и Директора ПСП – Михаил Ефремов, нежного, все осознающего интеллигента-главврача – Владимир Долинский, а девушку Алену Ивановну, приставленную к душу Шарко, – Елизавета Боярская, дочка Михаила Боярского и сама красивая актриса. Фигуры расставлены, как в парковых шахматах-гигантах, и итог партии станет прозрачно ясен, в то время, когда телеведущий Олег сделает движение, не предусмотренный партийным кодексом: влюбится в Алену Ивановну.
В то время, когда движение эмоций и особенно мыслей жителя ПСП выходят за пределы воображения местных законодателей, с жителем поступают по всей строгости советского закона, где секса, как и в СССР, быть неимеетвозможности. И события фильма вползают в гулаговскую воронку так же закономерно и неотвратимо, как мускулистое мясо – в мясорубку, выходя уже в виде податливого фарша.
Улыбчивый директор, уже не скрывая личной корысти (сам положил глаз на Алену Ивановну), отыщет в памяти нравы подвалов Лубянки, а храбрец Александра Пашутина – ухватки ветхой гэбэшной гвардии. Это все входит в кровь и плоть ПСП, как незримая, но необходимая лимфа – в плоть человека. И эта лимфа в нужную 60 секунд в обязательном порядке начнет функционировать. Наглядность данной анатомической особенности радостного сталинского бытия – одно из самых убедительных достижений фильма.
Популистское заигрывание с советскими иллюзиями, столь характерное для начала уже двух столетий, может в любую 60 секунд обернуться новой национальной катастрофой. Как это не редкость – о том храбрец картины, уже привыкший к запрещенной в период СССР внутренней свободе, определил на собственной шкуре. А вместе с ним – и зрители фильма.
В нем не все оказалось. Линия с преступником-кредитором через чур продолжительно раскручивается и через чур на большом растоянии уводит в сторону от жанра и темы. В какой-то момент элементы шоу начинают тормозить перемещение фильма, и тогда все зависает.
Но саундтрек, либо, по-советскому, фонограмма, весьма оптимален: в нем обрывки дорогих сердцу песен и восхитительно стилизованная музыка Максима Дунаевского, сына автора неофициального гимна нашей страны «Широка страна моя родная» и также превосходного композитора.
Кадр из фильма
А в целом опыт данной картины мне думается очень важным: в полной мере разделяя утепленные воспоминания о советской молодости, она в легкой ненавязчивой форме обосновывает, что любой яркий путь назад – это путь обратно в ГУЛАГ. И заодно производит лишний пар из разгоряченных ностальгией мозгов. В ней имеется та самоирония, которой так не достаточно отечественному туповатому времени, и которая, по критике фильма судя, почему-то особенно бесит антисемитов, скрытых и открытых.
А победная конница в финале и вопросов не вызывает: вечная надежда на то, что «отечественные придут», в Российской Федерации неистребима, как «может быть».