Помни
“Память обманчива, она интерпретирует, а не фиксирует. А это не требуется, в случае если имеется факты”, – говорит главный герой “Мементо” Леонард (Ленни) Шелби. И всеми силами добывает эти самые факты. Так как другого выхода у него нет. Он утратил самое дорогое в собственной жизни существо – любимую жену, и сейчас ищет ее убийцу, белого мужчину по имени Джон Джи (John G.). Дабы отомстить.
Практически все нужные для этого качества у него присутствуют: большой "стаж работы" детектива, острый ум, решительность, физическая сила и юность.
Но вот одна значительная неприятность мешает осуществить эти замыслы – его заболевание. Леонарда всегда подводит память. Он не забывает все, что было в его жизни до убийства жены, и ничего – по окончании.
Более того, он не в состоянии отыскать в памяти ничего из того, что случилось с ним, уже пара мин. спустя.
А это по-настоящему страшно. Всю землю для тебя делается чужим: дома, улицы, люди, вещи. Но человек – существо неприхотливое, приспосабливается ко всему.
Так и Ленни. Создал собственную совокупность, дающую ему возможность хоть как-то держаться в данной шаткой, ускользающей действительности. Записки, фотографии с комментариями, ужасные татуировки по всему телу, устоявшиеся привычки.
И собственная теория, оправдывающая его поступки и образ жизни. Вот кое-какие выдержки из нее:
“- Надеяться на память запрещено.
— В случае если я ничего не помню, это не означает, что мои действия лишены смысла.
— Мир не исчезает, в случае если не обращать внимания”.
Логика в этом имеется, но она не неоспорима. Леонард Шелби живет по своим законам, неизбежно совершает неточности, в чем-то заблуждается, но у него имеется цель, смысл жизни, что не разрешает ему упасть в небытие.
Так как тут стоит лишь сдаться, и ты – покойник, либо никчемный человечек, как его бывший клиент Сэмми Дженкинс. Раньше Ленни трудился в страховой компании, и расследовал подобный случай, случившийся с Сэмми. Тогда он не считал, что сам столкнется скоро с чем-то подобным.
И сейчас у него на запястье татуировка: “не забывай Сэмми Дженкинса”.
Эта история из прошедшей судьбы детектива Шелби проходит через фильм в черно-белом цвете. Она оказывает помощь зрителю осознать настоящее и ориентироваться в нем.
Не все тут так легко, как может показаться сначала. Круг лиц, окружающих Ленни, ограничен. В него входят личный детектив “Тэдди” Джон Гэммелл (в исполнении Джо Пантолиано), официантка Натали (Кэри-Энн Мосс), портье гостиницы Берт Хедли (Марк Бун – мл.), наркодиллеры Додд (Каллум Кейт Ренни) и Джеймс Грантц (Ларри Холден). Но кроме того такое количество людей принимать утратившему память юноше не легко.
Он осознаёт, что им весьма легко манипулировать, ничего не следует в чем-то убедить, но не в состоянии ничего с этим сделать? Вот так и проходить жизнь Леонарда Шелби. У нас перед глазами – маленькой ее кусочек.
Жизни, в которой ни в чем нельзя быть уверенным и которую непросто осознать.
Фильм начинается как бы с конца. С первых же мин. мы видим итог этих поисков.
Нужно заявить, что сначала я отнесся к “не забывай” (либо “Мементо”) достаточно скептически. Не верил, что идя от финиша истории к началу, возможно заинтриговать зрителя. Кроме того в то время, когда уже наблюдал фильм, сомнения сохранялись продолжительно.
Но концовка меня. Я кроме того сперва не почуствовал, в чем соль того, что нам продемонстрировали. И лишь пересмотрев еще несколько раз последние сцены осознал, какой роскошный оказался финал. Именно на последних секундах картины делается ясно, что же как раз и из-за чего случилось в дебюте фильма.
И это потрясает.
Оказался весьма умный фильм с блестящим сценарием и весьма хорошей игрой актеров. Прекрасная роль Гая Пирса, сыгравшего Леонарда Шелби. Лучшая у него сейчас.
Весьма правильная и точная, без переигровок, работа актера хороша книжек актерского мастерства.
Классная игра Стивена Тоболовски в роли Сэмми Дженкинса по-своему впечатляет. Да и Марк Бун младший с Джо Пантолиано отработали на совесть. Кэри-Энн Мосс мне понравилась больше, чем в “Матрице”, но не так, дабы восхищаться ею.
Наблюдать “не забывай” весьма интересно, но лишь для тех, кто не глуп, и обожает соответствующее кино. Одновременно с этим картине не достаточно легкости. Созданная в ней воздух местами кроме того мало давит.
Но так, возможно, было задумано.
Мрачные тона, ограниченный круг контактов главного храбреца, некая задумчивость – все это отражает его внутренний мир, и исходя из этого оправдано.
Но, какой наступает восхищение, в то время, когда воздействие ненадолго взрывается потоком драйва либо фрагментами броского юмора. Всего раза три за целый фильм, а как эффектно!
Режиссерский дебют Кристофера Нолана вышел на славу.
Фильм был отмечен на церемонии Оскар “”, ворвался в десятку лучших фильмов всех времен по оценкам зрителей на сайте IMDB.com и перекрыл в пять с лишним раз более чем скромный бюджет в 5 млн. долларов.
Так что смотрите данный фильм, и вы не пожалеете. Он из тех, в каковые влюбляешься неспешно и не забываешь ни при каких обстоятельствах.