«Последнее изгнание дьявола»: очень страшно
«Последнее изгнание сатаны» — пожалуй, самое ужасное кино со времен «Омена». Ужасное вследствие того что начинается… весьма смешно.
Живет себе на свете преподобный Коттон Маркус (актер Патрик Фабиан). С детских лет он проповедует и ведет за собой впечатлительную паству. К делу собственному относится как к… коммерции. Над паствой посмеивается, говорит, что на протяжении проповеди может прочесть рецепт бананового пирога, а верующие в экстазе лишь и будут повторять: « Аллилуйя!»
— Основное в проповеди – ритм, а не содержание, — цинично заявляет пастор.
И вдобавок на досуге он изгоняет дьявола из бесноватых. Делает это артистично, как карточный шулер, – да и атрибутикой пользуется столь же мошеннической. Лишь вместо крапленых карт у него распятие на батарейках: коснешься – током тебя долбанет, полное чувство, что так бес на святыню реагирует… Не считая распятия имеется фонотека с записью самых ужасных голосов, хрипов и воев – это дабы незаметно включать и демонстрировать родственникам бесноватого, как страшен изгоняемый Зверь.
Довершают боекомплект пастора-иллюзиониста чуть видимые ниточки, каковые он тайком цепляет к предметам интерьера – дабы дернуть их в час изгнания беса. Бес же обязан финал собственный сопроводить ужасным тарарамом…
В общем, развлекается пастор, как может, беря деньги с несчастных верующих. Сам не веря – ни в Всевышнего, ни в линию. Не верит ни во что и его семья – и ничего, живут в полной мере припеваючи.
Лишь в один раз цинизм и тщеславие пастора заходят совсем уж на большом растоянии: он приглашает к себе компанию телевизионщиков и предлагает снять реалити: я буду изгонять беса – а вы снимать это на камеру, беря крупным планом все мои фокусы с батарейками и ниточками. Так мы наконец развенчаем постыдные суеверия — ужас перед не существующими в природе бесами.
То, что показывается после этого, – очень напоминает по форме ставший культовым фильм «Колдунья из Блэр». Снятый в псевдодокументальной манере фильмец, начинающийся бойко и радостно, неспешно перерастает в тотальный кошмар, заставляющий зрителей вжиматься в кресло.
Пастор Маркус берет из стопки писем первое попавшееся, прочтя его по диагонали, осознаёт, что где-то по соседству живет бесноватая 16-летняя женщина Нелл (актриса Эшли Белл), чьими приступами очень озабочен папа (Луис Суитцер), — и отправляется в путь – со съемочной группой и своим чудесным чемоданчиком…
На месте узнается, что каждую ночь женщина убивает на ферме по животному. Утром просыпается в собственной постели – вся в крови – и не помнит ничего. Женщина — дорогая, застенчивая, еще совсем пастор… и ребёнок Коттон проводит над ней собственный клоунский обряд. Голоса из магнитофона вырываются самые ужасные, картины на стенах трясутся и падают, вода в тазике бурлит — бес изгнан.
Все радостны, пачка зеленых в кармане пастора.
Лишь на следующий сутки начинаются такие странности! Час за часом цинику Маркусу предоставляются все новые доказательства одержимости девушки. Нелл бродит в беспамятстве в ночи, шепча заклинания по латыни (которую не знает), она извивается и гнется, выворачивая конечности и шею, словно бы у нее нет костей,
она зверски убивает кошку, она рисует ужасные картины, в которых предвещает, какой смертью погибнет любой из участников съемочной группы и сам Маркус, она заговаривает с пастором чужим, ехидным голосом, представляющимся бесом Алабамом…
Маркус наконец осознаёт: жизнь его столкнула с настоящим Злом и отважно кидается выполнять собственный пасторский долг…
Идею этого фильма первым озвучил продюсер Эрик Ньюман. Он обратился к кинодраматургам Эндрю Гарланду и Хака Ботку, каковые пришли в тут и неописуемое возбуждение же ринулись писать сценарий об одержимой. По словам Гарланда, источником воодушевления для них стала документальная лента начала 70-х «Марджо» — о священнике, что раскрыл перед киношниками закулисье собственной работы, обман и всю фальшь, с которыми она сопряжена.
— Мысль снять документалистику о секретах мастерства экзорциста-мошенника уже сама по себе была хороша, без всякой дьявольщины, — говорит Гарланд. — Исходя из этого мы руководствовались принципом: снять хороший документальный фильм. А позже вывернуть его наизнанку. Мы смогли добавить в «Последнее изгнание сатаны» массу того, чего ни при каких обстоятельствах бы не смогли включить в сценарий игрового фильма – в простой картине эти элементы показались бы через чур необычными и чересчур неправдоподобными.
Для воплощения собственного плана эта троица отыскала молодого режиссера Даниэля Штамма, что начинал псевдодокументальной лентой «Нужная смерть», удостоенной массы призов.
— И Штамм стал капитаном команды «Последнего изгнания сатаны», сумевшим продемонстрировать целый психологизм, добившимся от актеров очень реалистической игры, — говорит Гарланд
Способы у Штамма были преинтересные: он трудился по принципу Стэнли Кубрика, что постоянно изолировал собственных актеров от внешнего мира. Актеров намерено мучили бессчётными дублями, получая психологического дискомфорта и измождённости.
— Как раз в следствии этих бесчисленных дублей я и получил от актеров резкие, сырые, ничем не приукрашенные чувства,- хвастает Штамм.
Сценарий наряду с этим неспешно преобразовывался в набросок, а изможденные актеры имели возможность время от времени та-а-кое ляпнуть в камеру! И это значительно чаще оставлялось режиссером.
Помимо этого, режиссер вынудил пересмотреть актеров последовательность документальных фильмов про изгнание бесов – по большей части, дабы они не повторили штампов.
Съемки проходили в настоящем фермерском доме в Луизиане, около которого кишели змеи, другие хищники и аллигаторы. Другими словами воздух жути кроме того не было нужно воссоздавать намерено.
Живописцу картины было нужно по-настоящему потрудиться, пожалуй, лишь в одной сцене — самой ужасной — сатанинского ритуала, в то время, когда одержимая, беременная Нелл создаёт на свет бесенка, его бросают в пламя – и Зло вырастает в сатану…
Нужно было придумать, как будет смотреться только что вышедший из людской чрева бес ( бр-р, плохо!), нужно было придумать вертикальное пламя – зловещее, пугающее…
Со всеми этими задачами съемочная несколько справилась – зрителю будет реально страшно.
А вот каков посыл данной истории? Верят ли создатели фильма в бесов?
Похоже, к этим вопросам они относятся так же цинично, как и пастор Маркус в начале фильма.
Исполнитель роли Маркуса Патрик Фабиан говорит, что на Карибах в один раз видел на плантациях тростниках привидение Джамби – призрака ветхого раба. А сценарист Гарланд и вовсе лихо шутит:
— Вам поведать о каком-нибудь кошмаре из моей жизни? Моя церемония бар-мицва подойдет?
Пожалуй, самый важный человек во всей данной компании — режиссер Даниэль Штамм, что говорит:
— Таких семей, в которых имеется помой-му одержимые дети, — полно в Америке и везде по миру. Люди не знают, как совладать с проблемой – то ли из-за отсутствия образованности, то ли из-за отсутствия веры. Но они страдают!
А кто-то на этом наживается… Взглянув отечественный фильм, любой примет решение для себя – одержима ли Нелл бесом либо она просто шизофреничка. Отечественный фильм – о вере, о ее влиянии на людей, о том, оказывает помощь она человеку либо вредит…
Похоже, съемочная несколько твердо сделала вывод, что вера — это страшно.
Значит, сатана до сих пор не изгнан?
Илона Егиазарова