Преданный садовник
Фильм с таким заглавием (без особых к нему комментариев) может заинтересовать разве что бабушек с домохозяйками. Поди ж ты, думается сначала, какая милая должна быть история. Похоже на то, что ботаник-альтруист растит дерево судьбы, а злобные соперники пробуют его выкрасть. Подкатывают к его ассистенту с заманчивыми предложениями, сулят золотые горы, а после этого подвергают ужасным пыткам. Но садовник остаётся верен собственному хозяину.
Звучит Гимн Соединённых Штатов.
На самом же деле всё пара в противном случае. Джастин Куэйл (Ральф Файнс) – рядовой сотрудник Английского Дипкорпуса. Негромкий, скромный, непритязательный. Совершенный клерк.
в один раз ему довелось подменить сотрудника на лекции в Университете, где при любопытных событиях он познакомился с очаровательной студенткой Тессой. Женщина отличалась неукротимым характером, активной жизненной позицией, настойчивостью в достижении цели.
Они сошлись… пламень и лёд. А в то время, когда Джастин засобирался в Африку, где в рамках дипмиссии должен был нести ответственность за гуманитарную помощь, Тесса напросилась с ним. В любом качестве – жены, любовницы.
Джастин Куэйл принял её предложение.
До тех пор пока дипломат неспешно решал собственные кабинетные неприятности и с упоением копался в саду, его супруга колесила по Африке, собирая данные о противозаконной деятельности больших фармакологических компаний, каковые испытывали неопробованные доселе лекарства на местном населении. В данной отрасли крутились огромные деньги. А Тесса собственными изучениями ставила под угрозу сам факт их существования.
Но опубликовать результаты собственных трудов ей не дали.
Смерть жены разбудила Куэйла. И он решил самостоятельно докопаться до истины.
Фильм по роману мастера шпионского жанра Джона Ле Карре доверили создателю “Города Всевышнего” бразильцу Фернандо Мейреллесу.
Возможно, бывают и более искусные режиссёры. Но эта тема подходит Мейреллесу идеально. Тут возможно снимать как душе угодно: без спешки, размыто и акцентировано, с громадной и малой выдержкой, крупные планы и пейзажи.
Бразильцу нравится свобода, и он трудится с упоением.
Зрителю же приходится не в пример тяжелее. Уж через чур медлительно разворачивается воздействие, через чур растянуто вступление, через чур пространны диалоги. Но такова литература Ле Карре. И к этому продолжительно привыкаешь.
К финалу первого часа восприятие улучшается, но ненамного. Кино досматриваешь в значительно лучшем настроении, чем начинал.
Однако, сомнений в целесообразности просмотра избежать не получается. Ничего уж очень увлекательного нам не показывают. Политики тут значительно больше чем детектива, а приключения только обозначены.
Всё как-то зыбко, без осязаемой угрозы.
А получается то, что получается. Тягучее, мало невнятное кино о том, сём, третьем, десятом. Включенное, вопреки всему, в программу “Оскаровского вечера-2006? сходу по четырём номинациям (монтаж, музыка, адаптированный сценарий, актриса второго замысла).
Статуэтка досталась лишь Рейчел Уэйс. По заслугам? Не знаю. На меня же она не произвела яркого впечатления. Да, была лучше, чем в большинстве случаев.
В случае если кто-то посчитал, что этого хватит для победы – пускай так и будет. Я на них не в обиде.