Причина основания китая
Все-таки китайцы – нация особенная, непонятная ни европейцам, ни своим азиатским собратьям. Помой-му, недавно, во второй половине 50-ых годов двадцатого века, они по партийным заветам осуществляли геноцид воробьев и огородов и прочих вредителей полей, обрекая себя на голод, а на данный момент, опоздали посмотреть назад, — Китай высокоразвитая страна, наблюдающая, фактически, свысока на мировое сообщество. А внимание и почёт, которым до сих пор окружен «великий кормчий» Мао, во времена правления которого жернова «культурной революции» перемололи несколько тысячу невинных, — по большому счету притча во языцех.
Вот, и китайские кинематографисты решили отметиться на земле служения родной стране и КПК, сняв фильм «Обстоятельство основания Китая». Стараясь не наступать на больные мозоли в канун празднования кануна шестидесятилетия провозглашения независимости республики, режиссеры Санпинг Ан и Янксин Хуанг сконцентрировали внимание на событиях 1945-1949 гг. и борьбе приверженцев Мао Цзэдуна и Чан Кайши за власти.
В первую очередь, нужно подчернуть, что фильм снимался, по-видимому, только для «внутреннего пользования», исходя из этого разобраться, что к чему в котле политических противоречий, достаточно сложно. И чтобы не задремать по окончании первого получаса, все же стоит взять какой-то минимум информации по проблеме извне. Еще одной «сложностью» есть скорость развития событий в фильме.
Приблизительно до 1948 года сцены в фильме сменяют друг друга с пулеметной частотой: Чан Кайши во дворце и на политическом собрании, Мао в горах, бомбоубежищах и лесах. В общем, галопом по Европам, простите, — по Китаю. Как раз таковой «скорострельный» настрой режиссеров губительно сказался на разнообразные подробностях, а также, на психологизме и раскрытии характеров.
Убедиться в том, что у китайских коммунистов имеется другие эмоции не считая гражданского долга возможно лишь только по окончании того, как повар Мао Цзэдуна трагически погибнет на протяжении авиа-налета, готовя для главы ланч.
Кроме другого, перед режиссерами стояла задача поиска «золотой середины»: как сделать так, дабы идеология в фильме находилась, но наружу со всей силой не выпирала. И, каким-то прекрасным образом, она нашлась. Само собой разумеется, госзаказ чувствуется (чего стоят одни кадры голосования на Народном совете в конце фильма), но глаза не мозолит.
А робкие попытки объективного (но дозировано!) изложения исторических фактов и рвение не скатиться в байопик о великом Мао (что в итоге не получилось), и вовсевызывают умиление, а время от времени кроме того и восторг.
К преимуществам фильма относится и очень красочная «картина», изобилующая вкраплениями псевдо-хроники и настоящих документальных кадров, и актерский состав. Где же мы еще заметим Джеки Чана и Джета Ли, играющих в эпизодических ролях?
Но, в итоге, пускай завуалированная, но назидательность, и явственные элементы жанра видео-книжки, делает фильм «Обстоятельство основания Китая» увлекательным, в первую очередь, востоковедам и историкам, но никак не рядовым зрителям.