Проклятие шурика

10 лет назад, 22 августа 1999 года, погиб Александр Демьяненко. Но зрители фактически не увидели ухода любимого актера – фильмы с его участием всегда показывают отечественные каналы. И значит, он все еще с нами…

В 1964 году Леонид Гайдай начал поиски актера на ключевую роль в собственной новой комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», отсмотрел 40 кандидатур, но так и не выбрал. Режиссер уже был на грани отчаяния, и в то время, когда кто-то внес предложение взглянуть ленинградского актера Демьяненко, тем же вечером сел в «Красную стрелу». Утром, поболтав с актером всего пара мин., Гайдай утвердил его на роль, по причине того, что заметил в Демьяненко … самого себя.

А годом раньше Григорий Козинцев пригласил Демьяненко попробоваться на роль Гамлета. Актер был сам не собственный от эйфории, пробы прошли удачно, но утвердили Иннокентия Смоктуновского. Останови тогда Козинцев собственный выбор на Демьяненко, точно вся его жизнь — и творческая, и личная — сложилась бы в противном случае.

Лучше либо хуже — кто знает? Произошло то, что произошло, Демьяненко не легко переживал собственную первую важную неудачу, и лестное предложение Леонида Гайдая выяснилось как запрещено кстати.

 

Операция «Гайдай»

 

Проклятие шурика

Сходство между режиссёром и актёром определялось не наружностью: Демьяненко — брюнет, среднего роста, широкоплеч и широкогруд, а Гайдай, наоборот, не смотря на то, что и повыше, узок в кости и светловолос. «Похожесть» Гайдай усмотрел в другом: оба смотрелись мрачновато, но кроме того через массивные роговые очки у обоих в глазах светились озорные чертики. Оба умели  необычно шутить — без тени ухмылки, но так, что  наряду с этим окружающие падали от хохота.

И еще застенчивость, «негероичность» при очевидной внутренней силе. Дабы  и  по наружности хоть как-то приблизить Шурика к себе, режиссер  перекрасил волосы актера в радикально белый цвет. Таким целый СССР определил и полюбил Шурика.

К  знаменательному моменту — встрече с Гайдаем — актер Ленфильма Демьяненко снялся уже практически в 20 фильмах: «Ветер», «Все начинается с дороги», «Взрослые дети», «Карьера Димы Горина», «Мир входящему», «Национальный преступник» и других — большей частью в основных ролях. Ему прочили блестящее будущее, и работа с одним из лучших комедиографов страны должна была не только укрепить уже занятые позиции, но и стать новым этапом в развитии творческой индивидуальности молодого актера.

Демьяненко не был человеком амбициозным, но желал славы — в противном случае, для чего было идти в артисты? Он грезил о славе заслуженной, приходящей  как признание за тяжелый труд, за настоящее мастерство. Как раз этого и не произойдёт в его сотрудничестве с Гайдаем.

По окончании «Операции «Ы» популярность практически обрушится на Демьяненко, «Кавказская пленница» сделает его воистину народным любимцем, но ни творческого поиска, ни мастерства он показать полностью не сможет. Позднее Демьяненко признавался, что и не игрался вовсе в гайдаевских фильмах — в предлагаемых событиях. И всю жизнь будет негодовать, в то время, когда как о заслуге какого-либо артиста начнут говорить, что он в роли был самим собой: «Собой пускай дома остается, а роль нужно играться!»

 

 Мистификация

 

Народная любовь принесет ему больше огорчений, чем эйфории. В любом месте и в любое время дерзкое «Эй, Шурик!», панибратское похлопывание по плечу, обезьяньи прыжки перед актером, нескончаемые предложения выпить под «кавказский тост» — не такое признание готов был принять Демьяненко. От природы стеснительный и не через чур общительный, он замкнется еще больше. И начнет предпринимать все вероятные меры — надевать чёрные очки, головные уборы, прятать лицо в поднятый воротник, дабы лишь не слышать ненавистное «Шурик!»

Но самым ужасным было не это: безумная популярность Шурика приведет к ужасной для Демьяненко мистификации — актёр и герой начнут сливаться для окружающих, а также для начальников и режиссёров киноиндустрии, в единое целое.

В промежутке между «Кавказской пленницей» (1967 год) и «Иваном Васильевичем» (1973 год) он снимется в 15 картинах, будут среди роли и этих работ, ставшие предметом гордости актера («Безрадостен-река», «Мой хороший отец»), но уже никто не будет сказать о нем как о глубоком драматическом артисте, все будут видеть в нем только недотепистого очкарика. Шурик станет для него клеймом, проклятием, он уже ничего не сможет поменять, не смотря на то, что и сыграет еще порядка 50 ролей — проходных в проходных фильмах, дабы лишь не сидеть без работы..

 Ему бы самую малость больше… нет, не наглости — открытости, смелости, деловитости! Но он был из тех, кто неимеетвозможности напомнить о себе, считает это неприличным и недостойным — уходящая натура, обреченная на непонимание, одиночество, депрессию. И, как следствие, — на «эмиграцию» в пьяный дурман, в котором кроме того инфаркты остаются незамеченными.

 

Встреча «за кадром»

 

Первый раз Демьяненко женился сразу после окончания ГИТИСа на собственной подружке по театральному кружку в родном Свердловске. Совместно они мыкались по Москве, в то время, когда, взяв по окончании дипломного спектакля «Тартюф» приглашение от Андрея Гончарова в Театр имени Маяковского, Демьяненко сидел без ролей, без денег, без жилплощади. Совместно отправились в Ленинград — Ленфильм и квартиру дал, и работу.

С ребенком не спешили, все думали — не время, еще юные. А позже, поговаривали, супруга не захотела от него рожать — через чур уж большое количество выпивал…

Если бы не дубляж на Ленфильме, неизвестно, чем бы закончился данный ужасный марафон по наклонной плоскости. Голосом Демьяненко заговорили Донатас Банионис, Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт де Ниро. Хоть так, опосредованно, он был приобщен к громадному кино.

Студия дубляжа станет для него спасением и в личной судьбе — тут он встретил собственную самую громадную любовь. Людмила трудилась в то время помощником режиссера дубляжа, была разведена, растила 13-летнюю дочь Анжелику (на данный момент падчерица Демьяненко Анжелика Неволина — одна из ведущих актрис Малого драмтеатра Льва Додина).

Любовь между Людмилой и Александром вспыхнет если не с первого взора, то уж со второго совершенно верно. Они не спешили делать шаги навстречу — все-таки Демьяненко был женат, но чувство выяснилось посильнее долга. Они проживут в согласии и любви 24 года, он бросит пить, у него покажется настоящий дом, семья — самое дорогое в жизни.

 

Приют комедианта

 

И все же… Талант — вещь страшная, не имея возможности реализоваться, он разрушает человека изнутри. Долгожданные настоящие роли все же придут к нему, но — через чур поздно. Года за 3-4 до смерти он окажется в питерском театре «Приют комедианта», где в паре с Зинаидой Шарко сыграет в спектакле Юрия Томашевского «Владимирская площадь».

По роли ему нужно будет читать монолог короля Лира — режиссера потрясет сила трагедийного таланта Демьяненко, и он предложит ему роль Креонта в «Антигоне» Ануя. Спектакль выйдет незадолго до 60-летия актера и станет ему лучшим подарком. Креонт у Демьяненко оказался по-настоящему царственным, а также очки, каковые актер не снимал на протяжении спектакля, не мешали — так убедителен был  в данной долгожданной роли Александр Сергеевич.

Если бы «Антигону» заметила широкая публика, никто не определил бы «Шурика».

Скоро его пригласят в первоначальный российский ситком «Клубничка». Тогда еще «мыло» было для русского зрителя внове и не весьма почитаемо, но нужно же было на что-то жить. Да и кино оставалось для актера оставалось самой громадной страстью. Демьяненко придется на год перебраться в Москву:  ежедневно будут снимать по серии — нагрузка огромная.

Неприятности с сердцем у него начались в далеком прошлом, еще до «Клубнички». Но он предпочитал не обращать на них внимания, лишь попросил на съемках поставить ему в уголке диванчик. Тогда же произошла  и беда с глазами: отслоение сетчатки —наркоз и операция, что он перенес весьма не легко. «Клубничку» скоро закрыли. 

Режиссер Юрий Беленький планировал снимать новый сериал — «Простые истины» с Демьяненко в ключевой роли. Не довелось… Вскрытие  продемонстрировало,  что  на сердце у Демьяненко  не было живого места, Любая несыгранная роль, как несбывшаяся мечта, покинула собственный след… 22 августа 1999 года его похоронили на Серафимовском кладбище, а через шесть лет рядом показалась его супруги и могила Людмилы Демьяненко.

Сергей Амроян

Кавказская пленница угрожает национальной безопасности Украины


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: