Просторы средиземья
EMPIRE следит за тем, как Питер Джексон формирует фантастический мир второй серии «Хоббита», которая именуется «Пустошь Смауга»
Время от времени он видит съемки во сне. Либо лежит в кровати и думает, как улучшить сцены, каковые ему скоро предстоит снять. Все это не от беспокойства – по окончании четырех фильмов о Средиземье он может снять пятый с закрытыми глазами.
Но как раз исходя из этого он не желает расслабляться. Дабы его взор не замылился, он обязан всегда испытывать себя.
Ежедневно он без будильника просыпается в пять утра и, обдумав дневные съемки, наблюдает на iPad новые серии «Врача Кто» либо «Шерлока». Ему не требуется каждую секунду посвящать Средиземью – все серии «Хоббита» были заблаговременно придуманы, проработаны, раскадрованы и прорисованы. Живописцы Weta Digital под его началом тщательнее спланировали будущие картины, чем генералы XX века собственные самые славные операции.
В случае если муза внезапно покинет режиссера, ему будет на что опереться. Но в то время, когда он приходит на съемочную площадку, он старается забыть об этом и представить, что он снова снимает собственную дебютную полнометражку «В плохом вкусе» – без денег, без правил и без ограничений. Питер Джексон оглядывает огромную декорацию, которая простирается на целый павильон. «Кое-что из того, что вы сейчас заметили, – смеется он, – мы сняли практически с колес, без подготовки».
Люк Эванс и Питер Джексон
Сейчас 3 июня 2013 года, и небо над новозеландским городом Веллингтон заволокли облака. Это верный символ надвигающейся зимы, которую надувают холодные антарктические ветры. Идет третья семь дней дополнительных съемок («досъемок») «Пустоши Смауга» и «В том направлении и обратно», второго и третьего фильмов трилогии «Хоббит».
В то время, когда было решено, что двухсерийная экранизация отрастит третью конечность, продюсеры срочно организовали десятинедельные досъемки новых эпизодов, поскольку договора с актерами должны были истечь в конце 2013 года.
Джексона это не смутило. Он вычисляет съемки по окончании завершения главного съемочного периода нужными и практичными. «На протяжении монтажа довольно часто обнаруживаются неточности, каковые в противном случае не исправить, – растолковывает режиссер, говоря, из-за чего постоянно включает досъемки в расписание работы над фильмом. – Я не осознаю, из-за чего большая часть продюсеров, кроме того в то время, когда вкладывают в картины много миллионов американских долларов, организуют досъемки только в самом крайнем случае».
Джексон славится тем, что не пробует казаться совершенным и не пресекает нелестные для него слухи. Он ведет на сайте «Хоббита» видеоблог, где быстро и увлекательно говорит о работе над картинами, и эта открытость приносит плоды. В то время, когда было заявлено о начале досъемок, публика поверила Джексону, заявившему, что это органичная часть его творческого процесса, а не лихорадочная попытка спасти разваливающуюся постановку.
Совсем фанатов убедило признание, что Джексон в течение главного съемочного периода не снял ни единого кадра Битвы пяти армий, грандиозной кульминации трехсерийной эпопеи. Он был так не сомневается в том, что съемки Битвы пройдут как по маслу, что приберег их для досъемок – дабы сражение вобрало в себя все трансформации, внесенные по ходу работы над фильмом в сюжетные линии и образы персонажей.
У него имеется замысел, но это не скрижаль Завета. «Я обожаю вместе с сотрудниками дорабатывать отечественную постановку».
Мы с Джексоном восседаем на табуретках среди декорации, которая похожа на восточный рынок, украшенный свисающими с балок драпировками дынного цвета. С двух сторон данный прибрежный рынок окружают тесно прилепленные друг к другу древесные хибары Озерного города. Джексон предлагает нам зайти в лавку. Мы уже видели рынок и трактиры Хоббитона – неужто в сиквелах будет магазин? Будет – потрясающе прекрасный и продуманный до мелочей, до каждого гвоздика.
Рядом на столике лежит шахматная доска, и мы на мгновение вспоминаем о том, как именуют в Средиземье фигурки слонов (мумаки, олифанты?). Не всем понравившаяся съемка со скоростью 48 кадров в секунду, оплаченная Джексоном из собственного кармана, не позволит ни одной подробности ускользнуть от зрительского взора.
Питер Джексон и Эванджелин Лилли
Режиссер обожает мнить, что он и его команда снимают в настоящем Средиземье, поражая местных обитателей тележками и своими камерами с кофе. Легко понять, из-за чего. Основательные, сооруженные из особо прочного дерева декорации наподобие озерного рынка либо психоделического Лихолесья кого угодно убедят в собственной достоверности.
Они нашептывают постановщику новые идеи и поощряют спонтанные опыты. Но всего в нескольких десятках метров из этого находятся самые простые мастерские, где не гномы и эльфы, а джексоновские декораторы воплощают планы дизайнеров, шепетильно следуя указаниям из книг Толкиена. Постановщик не имел возможность импровизировать без их многомесячного усердного труда.
«Это отечественная четвертая декорация Озерного города, и они все весьма различные, – говорит Джексон с гордостью за собственную команду. – Я так обожаю их причудливое, безумное нагромождение домов! В то время, когда я брожу по ним, я вижу миллион углов, под которыми их возможно снять». В действительности это пятая декорация Озерного города, как заверяет нас живописец-постановщик Дэн Хенна, чей департамент трудится 24 часа в день и семь дней в неделю, дабы дать ветхому приятелю живописца «творческую свободу».
Хенна посчитал «большую» декорацию входа (вплыва?) в город, куда гномы прибывают по реке, в безлюдных бочках. Джексон забыл о ней, по причине того, что она была выстроена не в павильоне, а на улице.
Кроме этого были сооружены «городская площадь, дом Барда, рынок и городская ратуша, – Хенна, что негромко говорит и довольно часто радуется, по памяти перечисляет собственные творения. – И еще первый этаж ратуши, в и снаружи. У нас было пара рынков и улочек. На некоторых из этих декораций был дом Барда Как видите, это громадный город», – заключает он собственный рассказ.
В то время, когда Хенна на прошлое Рождество приезжал в Британию на премьеру «Нежданного приключения», он был дома у Йена Маккеллена в английском районе Лаймхаус, по соседству с красивым диккенсианским пабом. Он был впечатлен тем, как похож его Озерный город на ветхий Лондон.
До тех пор пока каскадеры в орочьем гриме отрабатывают смертельные приемы, рыночная площадь Озерного города пустеет, и Джексон, нежданно выбравший ее для интервью, решается заговорить о, как он выражается, «режиссерских делах». Мы замечаем за ним целый сутки – как журналисты, а не как папарацци – и ощущаем, какая это привилегия – заметить Джексона, в то время, когда он кует кино, опаляя метафорическими искрами собственные известные встрепанные волосы, и определить, каких трудов стоит любой кадр приключений в Средиземье.
«В то время, когда я принял бразды правления “Хоббитом”, я поразмыслил: “Боже, что я буду делать?” – признает режиссер, все еще впитывающий красоты творения Хенны. – У меня был замысел, созданный Гильермо дель Торо. Но я не имел возможности снять его фильм. Я не могу быть вторыми людьми – тем более им. Он так как очень способный визионер.
Так что я решил: “Я снял «Властелина Колец», мне необходимо только переместиться на десять лет в прошлое”. В то время, когда лишь я начал снимать картину, я возвратился в собственный Средиземье и снял его так, как я его вижу».
Большое количество месяцев назад в этом самом павильоне декораторы соорудили реку, которая имела возможность мчаться со скоростью 40 км/ч. Как подтвердит вам Мартин Фримен, в то время, когда ваши волосатые ступни чуть касаются дна, это весьма стремительное течение. Тем, кому не требуется было мочить ноги, данный канал казался милой, безобидной постройкой – 40 метров в длину, с островом посредине и вдающимся в «реку» каменным утесом. Декораторы имели возможность додавать и заменять отдельные подробности, преображая ландшафт.
Те же, кому предстояло плыть по каналу, наблюдали на него с содроганием. Он был 1,8 метра в глубину и три метра в ширину, и три восьмицилиндровых двигателя имели возможность в любом направлении прогнать по нему 300 тысячь киллограм воды со стволами деревьев, сором и, очевидно, хоббитом и гномами.
Мартин Фриман и Питер Джексон
«Вода доходила до подбородка, – говорит Фримен, что до сих пор не отошел от этого приключения. – Вода несла меня на горов и на чужие бочки. Мой каскадер Бретт (Ширин), настоящий храбрец, очень сильно повредил ногу». В отличие от гномов, Бильбо плыл по каналу без собственной бочки.
Изначально задуманная как финал первого фильма и снятая за 12 недель, сцена с бочками при монтаже будет соединена со съемками грохочущего водопада на Северном острове Новой Зеландии, куда создатели картины кинули бочки без пассажиров, и со съемками реки Пелорус на Южном острове, где актеры плавали в медленной воде. По словам Ричарда Армитажа, у них кроме этого были бочки с колесиками, «практически как у Флинтстоунов», дабы в них возможно было ехать по дну.
Как в большинстве случаев у Джексона, это только сложная и изощренная сцена, снятая на природе и в павильоне и украшенная компьютерными эффектами. Гномы в ней не просто сплавляются по реке, и вдобавок и пробуют сбежать от эльфов и орков, каковые перестреливаются у них над головами, пока храбрецов сносит вниз по течению. Режиссер применил все приемы, каковые были в его распоряжении, дабы создать захватывающую, забавную и мало безумную сцену, которая не нужно рабски тексту Толкиена.
«Мы легко приукрасили то, что было в книге, – кокетничает режиссер, говоря о собственном любимом фрагменте второго фильма. – Эта сцена многих поразит». Армитажа она уже шокировала. «Я опять чуть не утонул», – вздыхает незадачливый Торин, что на протяжении съемок «Первого мстителя» застрял в рубке подлодки. В то время, когда Пелорус затянула его под воду, тяжелые доспехи чуть его не утопили. «Я тону везде, где бы я ни снимался».
Посильнее ли воодушевляют режиссера подобные рискованные съемки, чем работа на фоне зеленого экрана?
«Я не защищаю и не ненавижу ни тот, ни второй вариант, – Джексон пожимает плечами. – Сейчас довольно часто спорят о том, что лучше – цифровые декорации либо настоящие. Я же так, как необходимо для фильма. Декорацию выстроить существенно дешевле, чем нарисовать дюжина компьютерных фрагментов, каковые пригодятся, дабы ее заменить.
Иначе, в горы Эребор гномы вырыли необъятные пещеры. У нас нет павильонов, где такие пещеры возможно было бы выстроить». Вместо того дабы ограничивать собственную фантазию, Джексон снял подземелье на фоне зеленого экрана, и нарисованные пещеры Эребора протянулись на 250 метров во все стороны, вместив тронный зал, сокровищницу и шахту, вырезанные из зеленого мрамора.
Джексон превосходно знает, что нет ничего лучше «настоящих» съемок, но у него и Толкиена через чур богатое воображение, дабы запихнуть его в студийный павильон. «Мы берем лучшее из двух миров», – растолковывает он, как трудится над картиной. Подобно безотказным орлам Гэндальфа, компьютерная графика довольно часто приходит на помощь. А это значит, что режиссер еще на первых производственных собраниях обязан выяснить, как будет снимать ту либо иную сцену.
«Питер говорит нам – “частично цифровая декорация” либо “всецело цифровая декорация”, – растолковывает Хенна. – А дальше мы знаем, что делать. Мы годами трудились над этими разработками с компьютерным департаментом». Главные правила несложны и понятны. В случае если актеры взаимодействуют с окружением, его нужно будет строить. В случае если планируемая декорация помещается в павильон, ее возможно выстроить. В другом случае – готовьте пикселы. «Нас сковывает размер отечественных студий».
Джексон мечтает о студии, в много раз большей, чем та, что у него в Веллингтоне.
Но мечты мечтами, а новозеландская практичность постоянно одерживает верх. Так как кроме того бюджет «Хоббита» конечен. В то время, когда Джексон снимал кульминацию первого фильма, в которой Бильбо и гномы спасаются от варгов и Азога, он желал, дабы экран заливало оранжевое закатное сияние, предвосхищающее пламя оркских костров. Он имел возможность вывезти группу в один из прекрасных местных лесов и дождаться заката. Но подходящей погоды точно было нужно бы ожидать пара дней.
Исходя из этого фрагмент был снят в павильоне, на фоне огромного зеленого занавеса, и создатели фильма уложились в полтора дня.
Орландо Блум
Кроме того в случае если декораторы трудятся не мышью, а кистью и молотком, без компьютеров они не обходятся. Когда живописцы Алан Ли и Джон Хоу создают очередную концепт-иллюстрацию, ее тут же переводят в цифру, дабы скоро распространить ее по студии и начать трудиться над компьютерными моделями, на базе которых позже создаются настоящие либо рисованные декорации. Как раз исходя из этого EMPIRE встречает на съемочной площадке главного дизайнера Weta Digital Джо Леттери.
Без него и его команды тут ничего не делается.
В то время, когда Джексон не снимает, он удаляется в собственный студийное гнездышко с комфортными креслами, мониторами, связывающими режиссера со всеми подразделениями группы, и микрофоном, по которому постановщик отдает команды. В случае если им что-то необходимо, главы департаментов наподобие Леттери толпятся у входа, как просители при дворе средневекового короля. Неизменно прихлебывая освежающий чай, Джексон трудится не покладая рук.
На протяжении работы над «Властелином Колец» ему иногда необходимо было надзирать сходу за семью параллельно снимающими группами. Сейчас он отвечает только за съемки в Озерном городе и за трудящуюся в соседнем строении группу его давешнего сотрудника Кристиана Риверса. Вы, быть может, не забывайте его по роли медлительного стража на маяке Минас-Тирита.
Вторая несколько трудится над прологом второй картины, в котором гномы и орки (до тех пор пока что орки – это каскадеры в серых трико и с громадными трубами на голове, каковые отмечают линию глаз. Все другое будет добавлено позднее) выясняют отношения. По ходу съемок Риверс задаёт вопросы у Джексона, как обязан упасть Трор (Джеффри Томас). «По направлению к камере», – скоро отвечает режиссер.
Возможно ли назвать «Хоббита» «авторским кино»? Пожалуй. Подобно всем громадным режиссерам, Питер Джексон неимеетвозможности уйти от собственного авторского стиля.
Кроме того в то время, когда он сгибается под тяжестью Толкиена, он снимает фильм Джексона, меняя эпический размах с эксцентричной комедией и физиологическим хоррором. Он может делать немыслимое приземленным, но он кроме этого с детским восхищением наслаждается изобилием возможностей, которое дает ему блокбастерное кино. Неудивительно, что он с готовностью демонстрирует нам гномов в бочках, кошмарных пауков либо дракона с долгой змеиной шеей, подарившего второй картине ее заглавие.
Целый павильон затихает, в то время, когда из динамиков доносится реплика Смога, озвученного Бенедиктом Камбербэтчем. Звукооператоры показывают ее, дабы разрешить режиссёру послушать, что у них оказалось. Как звучит голос дракона?
Представьте себе смесь дыма, мёда и грома навроде голоса Шерхана из диснеевской «Книги джунглей», Повелителя Тьмы из «Легенды» либо генерала Зода из «Супермена 2».
Бенедикт Камбербэтч озвучивает Смауга
«Любой мой фильм – это мое личное кино, – утверждает Джексон. – Я несу ответственность за каждое собственный ответ. Действительно, я считаю, что режиссер должен быть губкой. Разработай замысел, но будь открыт для чужих идей и отбирай те, каковые тебе нравятся.
Дабы каждое ответ в конечном итоге было твоим».
Вправду, Джексон неизменно открыт для сотрудничества. Он впитывает чужие идеи на протяжении подготовки к съемкам, на съемочной площадке, на студии Weta Digital, на протяжении монтажа. Его главные сотрудники, которых он осознаёт с полуслова, – это соавторы сценария Фрэн Уолш и Филиппа Бойенс, мозговой трест, не дающий режиссеру с его буйной фантазией на большом растоянии улетать от текста Толкиена.
Мило замечать, как Джексон безоговорочно предоставляет слово напарницам, в то время, когда речь идет о тонкостях толкиенизма. К примеру, в то время, когда EMPIRE, обсуждая введение в сюжет эльфийской воительницы Тауриэль, пробует отыскать в памяти, имеется ли в «Хоббите» хоть одна героиня
Бойенс: Нет, ни одной.
Уолш: В том месте упоминаются Галадриэль и Дол Гулдур.
Бойенс: Нет, ее имени в том месте нет.
Уолш: А как же Лобелия?
Бойенс: Да, Лобелия.
Уолш: Воплощение женственности.
Бойенс: Она не оттуда.
Уолш: Нет, оттуда, серебряные ложечки.
Бойенс: Это из «Властелина Колец».
Джексон (с надеждой): Разве не Саквилль-Бэггинс приобрела всю его мебель, в то время, когда он сделали вывод, что он погиб?
Бойенс: Он всегда путает первую главу «Властелина Колец» с финалом «Хоббита». Исходя из этого он считает, что в «Хоббите» имеется то, чего в нем нет. В том месте кроме того пауки бесполые.
Действительно, у них достаточно ужасная прародительница.
Режиссер не напрасно уже давно повторяет, что если он снабжает фильмам энергию, речные каналы и озорство с бочками, то Бойенс и Уолш – сердце его картин.
Джексон, сидя на табуретке, пристально оглядывает обозревателей EMPIRE. Он делает вежливую паузу, после этого обрушивает на нас нелицеприятную правду. «В то время, когда ищешь актеров на роли эльфов, – начинает он, сочувственно хмурясь, – приходится сходу отбрасывать 85% людской рода. Я точно не имел возможность претендовать на роль эльфа. Вы имели возможность бы сходить на пробы Но вряд ли взяли бы работу».
Вот так – обозреватели EMPIRE не имели возможность сыграть эльфов. Мы для этого через чур некрасивы. «Приходится искать людей с определенной наружностью, – продолжает разрушитель отечественных мечт. – И из этих 15% только немногие могут играться». Да, с этим у нас также не хорошо.
В то время, когда речь заходит о кастинге, с Джексоном не поспоришь. Всю землю обсуждал звезд, которых режиссер нанял для «Властелина Колец», и всю землю согласился с ответами постановщика. Кто лучше Маккеллена сыграл бы Гэндальфа? А как по поводу актеров, приглашение которых некогда считалось спорным? Вигго Мортенсен и Шон Остин – разве они не совершенные Арагорн и Сэм? Сейчас к этому списку возможно добавить Фримена в роли Бильбо.
Английского актера, под расписание которого режиссеру было нужно подстраивать съемки (вот откуда у Джексона свежие серии «Шерлока»!), все восхваляли за игру в «Нежданном путешествии». Гордится ли этим Джексон?
«Нам нужен был хороший актер», – признает режиссер. Эффекты эффектами, а человеческий (либо хоббитский) фактор никто не отменял. «Это история Бильбо. Читатели обожают “Хоббита”, по причине того, что они обожают Бильбо Бэггинса. “Хоббит” и Бильбо неразделимы.
Исходя из этого нам нужен был блестящий актер, и мы его нашли».
Думается, что из всех толкиеновских персонажей Бильбо – любимый персонаж Джексона. Они весьма похожи. Один отправился в нежданное путешествие и поменял судьбу Средиземья. Второй, прежде не казавшийся мастером громадного кино, вот уже больше десяти лет блестяще переносит Средиземье на экран.
В случае если Джексон не эльф, то он хоббит. Это и в действительности весьма личное кино.
В то время, когда знаешь, с каким жаром Джексон трудится на площадке, необычно слышать, что он с нетерпением ожидает последнего дня съемок. «Последние четыре-пять месяцев работы над фильмом – самое занимательное время, – весело растолковывает режиссер. – Монтаж картины, запись музыки, доведение до ума зрительных эффектов. Целый отечественный тяжёлый труд – написание сценария, поиск актеров, создание декораций и костюмов, фактически съемки – наконец-то обретает законченный вид. Я обожаю наблюдать, как фильм расцветает у меня на глазах».
Не следует забывать, что золото в его фильмах не только в гномьих шахтах. «Нежданное путешествие» собрало в мировом прокате чуть больше миллиарда долларов. «Мы бы проводили досъемки с совсем вторым настроением, если бы первый фильм провалился, – признает Джексон. – Я бы думал: “Кому все это нужно?” Но первый фильм не провалился, и продолжения многие ожидают. Так что я напряженно тружусь, а не валяю дурака. Я не думаю: “Кто-то, предположительно, данный фильм заметит, а кто-то на него не отправится”.
Я знаю, что в кино придут толпы зрителей. И меня это мотивирует».
Однако он не переживает. Он нормально спит по ночам. Он уже был в Средиземье и возвратился назад.
Сейчас это мир не только Толкиена, но и Джексона.
Орки заканчивают репетицию, и помощник режиссера пробегает по декорации, дабы вернуть режиссера в руководящее кресло. В то время, когда мы пробираемся по мосткам и улочкам, Джексон проводит пальцем по древесной балюстраде. «Произойди пожар – все сгорит», – произносит он и наблюдает ввысь, словно бы ищет в небе дракона. Обозреватели EMPIRE, но, подмечают только потолок и софиты.
Думается, постановку фэнтези-блокбастеров нам также никто не доверит.