Рецензия к фильму «вий 3d». belaya goryachka как научный эксперимент
Открыто говоря, не было уже никакой надежды, что основной отечественный долгострой — экранизация повести Гоголя будет все же представлена зрителям. За много лет собственного существования проект менял режиссеров, концепцию, дистрибьюторов, разбивался на три части, после этого снова сливался в одну, грозился то стать самым ужасным фильмом, то самым приключенческим. И вот второе экранное пришествие произошло.
В виде детектива, в котором холеный английский картограф все-таки раскрывает тайну ужасного восточнославянского демона по имени… Belaya Goryachka.
Строго говоря, нынешняя экранизация совсем не вторая. На заре кинематографа были предприняты сходу три попытки перенести на экран воздействие повести — в 1909, 1912 и 1916 годах. К сожалению, о существовании этих предположений мы знаем только по документам, сами ленты не сохранились.
Так что точкой отсчета все равно есть фильм 1967 года с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в основных ролях.
История создания нынешнего Вия, растянувшаяся практически на десятилетие, сама по себе похожа на детектив. Изначально проектом должен был заниматься режиссер Олег Фесенко, но в 2005 году его фильм как-то медлено трансформировался в картину называющиеся Колдунья, только в некоторых подробностях напоминающую произведение Гоголя и ориентированную по большей части на западного зрителя. Главным экранизатором Вия стал Олег Степченко, в чьем послужном перечне значились никак не более весомые проекты, наподобие криминальной комедии Сматывай удочки.
Казалось бы, работа обязана закипеть. И помой-му сам Степченко в одном из интервью в 2006 году дал предлог на это рассчитывать, посетовав, что снимать продолжительно может себе позволить лишь Алексей Герман. Но ни тут до было.
В 2007 году премьера так и не состоялась, а в 2008 режиссер ошарашил потенциальных зрителей сообщением о том, что Вий превратится в трилогию, в которой первая часть должна была стать буквальной экранизацией повести, вторая расследованием, которое проводит зарубежный картограф, а третья — мистическим следствием его поисков. Словом, проект должен был стать некой совокупностью японских фильмов кошмаров и американских приключенческих картин в духе Индианы Джонса.
Нужно ли сказать, что и в 2009 году, в то время, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Николая Гоголя, ничего не случилось? И вдобавок через некое время стало известно, что от трилогии не осталось и следа. Вий опять был одиночным фильмом, основанным на ранней редакции повести.
И опять авторы проекта твердили заклинания о масштабности проводимых ими работ и божились уж совершенно верно выпустить картину в 2012 году.
И вот в начале 2014 года премьера все же состоялась.
Английский картограф приезжает на изобретенном им механизме в мрачную Moskoviya, как водится, теряется в дороге, напивается с первыми встречными и выясняется на хуторе, находящемся во власти суеверных страхов и мутной жидкости называющиеся Gorilka. И вот тут начинается детектив.
Конечно, каждая попытка углубления в сюжет при таких условиях будет чревата самыми лютыми спойлерами, исходя из этого стоит только подметить, что сие творение фактически ничего общего с литературным источником ни в какой редакции не имеет. Более того, в нем совсем отсутствует аутентичность, свойственная произведениям Гоголя.
Так, выяснить, в какой как раз части необъятной страны был главный герой, не представляется вероятным. В случае если Николай Васильевич пишет, что везде была одна степь, по которой, казалось, никто не ездил, либо селение вместе с отлогостью скатывалось на равнину. Необозримые луга раскрывались на далекое пространство, то бедный англичанин оказывается не в окрестностях Киева, а в каких-то дремучих северных лесах, испещренных скалистыми обрывами.
Действующие лица помой-му время от времени произносят гоголевский текст и своим внешним видом стремятся напомнить, что воздействие происходит в Малороссии, но эти попытки не выполнены ни духа гоголевской классики, ни содержания. И являются, скорее, собранием лубочных представлений зарубежного обывателя о славянах. Фактически вся фабула картины, выстроенная на противопоставлении просвещенного западного сознания и загружённого в религиозное мракобесие восточного, не оставляет сомнений в том, на какой как раз рынок рассчитывают авторы нового Вия.
Но увы, подобные заигрывания имели бы хоть какой-то суть, если бы все другое было бы выполнено, если не от души, то хотя бы весьма профессионально.Кроме того столь распиаренные эффекты, скорее, напоминают о временах бекмамбетовских Дозоров, произошедших точно на протяжении зарождения проекта Вий, чем о том, что на дворе 2014 год. Более того, в случае если фильм 1967 года до сих пор восхищает изощренностью собственного монтажа и изобретательностью оформителей видеоряда, то новая версия в этом смысле способна позвать только чувство неловкости. Так как рисованность многих элементов частенько куда более заметна, чем приемы 50 летней давности.
Ну, и само собой разумеется, пресловутый магаффин, другими словами главный элемент картины, около которого строится все повествование. Если вы поразмыслили, что это демон с столетиями до почвы либо кроме того сама убиенная паночка, то вы совершили ошибку. Это уже упоминавшаяся Belaya Goryachka.
Потому что как еще возможно растолковать западному зрителю все эти ужасные события, обрисованные в повести Гоголя.
Словом, подробное перечисление всего отрицательного при с Вием 3D не имеет особенного смысла. Несложнее назвать хорошее, поскольку оно, это хорошее, всего одно — Джейсон Флеминг. Его профессионализма практически хватает на то, дабы проект совсем не превратился в несмешной анекдот в стиле видятся англичанин и украинец.
И последнее. Существует легенда о том, что Николай Васильевич ухитрился перевернуться в собственном гробу по окончании захоронения и смерти. В случае если у него это оказалось в один раз, должно оказаться и опять, поскольку предлог в полной мере подходящий.
Создатель: Andrew