Реквием по мечтам
Лучшее на DVD: воровской Воробей от лучшего режиссера Гонконга, фальшивый Париж Седрика Клапиша, царствие небесное в Реквиеме по мечте Аронофски.
Воробей
«Воробей» /Man jeuk/ (2008)
Гонконг, 2008
Режиссер: Джонни То
В ролях: Саймон Ям, Келли Лин, Лам Ка Тун
Язык: китайский, русский, русские субтитры
Cinema Prestige
Воробьями в Гонконге именуют воров-воров. Правильнее – именовали. В одном из интервью Саймон Ям, выполнивший роль для того чтобы воробья, уверяет, что воры в этом Гонконге в далеком прошлом перевелись как класс. Гонконгские воробьи в фильме Джонни То оказались в самом деле какие-то ностальгические.
А также как-то жаль, что гуляя по Гонконгу уже нельзя порадовать этих красивых парней портмоне с кредитками.
Храбрец Саймона Яма – Кей, плутоватый господин, командующий квартетом четырех мазуриков, по-утрам водружается на велосипед и начинает объезд окрестностей в отыскивании очередной жертвы. В один прекрасный день воровской ритуал разрушает загадочная незнакомка (Келли Лин), в которую Кей влюбляется. Дама в деле, тем более в таком узком, как вытягивание кошельков из карманов граждан – это к беде: дамочка уже охмурила всех компаньонов Кея, более того – у нее имеется замысел…
В прошедшем сезоне Воробей Джонни То номинировался на Золотого медведя, но в конкурсе Берлинале, озабоченном политической и другой злобой дня, смотрелся как-то неприкаянно. Медведя он не взял и в прокат у нас не вышел. Второй заход лучшего на этот момент гонконгского режиссера на фестивальный конкурс для того чтобы класса смотрелся тем более неудачным, что Воробей, в отличие от «Сумасшедшего следователя» /Sun taam/ (2008), ездившего в Венецию годом раньше, на особенное достижение не тянет.
Это красивая камерная драма, где То снова эксплуатирует собственный фирменный прием – ансамблевую многофигурную композицию, которой в этом случае не хватило связующего, крепкого звена. Таким звеном, "Наверное," должна была стать загадочная ее план и незнакомка, но То – четко выраженный режиссер-ян по даосской классификации – ни при каких обстоятельствах не был силен по женской части, так что выстроить заковыристый ребус про четырех аутсайдеров и роковую красотку у него не вышло.
Интрига тут не разваливается, но ни на чем очень и не фокусируется. Порхает себе воробьем туда-сюда. Хорошая гимнастика для глаз и отдых для ума: не всегда же биться над нетленками.
Париж
«Париж» /Paris/ (2008)
Франция, 2008
Режиссер: Седрик Клапиш
В ролях: Жюльет Бинош, Ромен Дюри, Фабрис Лукини
Язык: французский, русский, русские субтитры
СР Digital
Еще одна сложная многофигурная композиция, на это раз парижская и, в отличие от чужой китайского Воробья, очевидно претендующая на нетленку. Пара взаимосвязанных и совсем не связанных историй парижан, претерпевающих разнообразные жизненные неурядицы, но в конечном счете сходящихся во мнении, что жизнь длится. В вечном городе – тем более.
Успешный либо неудачный вышел у Клапиша портрет Парижа – вопрос совсем не риторический. Дабы ответить конкретно отрицательно, достаточно взглянуть «2 дня в Париже» /2 Days in Paris/ (2007) Жюли Дельпи. В отечественном прокате оба фильма шли практически в одно да и то же время, но Клапиша наблюдали более деятельно: и режиссер довольно узнаваемый, и реклама, и экранов больше, и Жюльет Бинош.
Фактически, отличие между Парижами Клапиша и ЖД вышла такая же, как между туром для новобрачных с трансфертом, трехзвездным пансионом, утренним бесплатным круасаном и экскурсией в Монмартр, и более увлекательной обстановкой, как если бы вы, плюнув на туроператоров и путеводители, отправились на двое суток в незнакомый город своим ходом, к тому же с девушкой, с которой вы два года расстаетесь. Пожалуй, сам по себе план Клапиша – продемонстрировать на фоне Эйфелевой башни коллективные терзания парижан, душевные и физические (один из храбрецов – с виду живчик – целый фильм драматично умирает, мучая Жюльет Бинош), был не так уж и нехорош, но дабы развенчать парижский миф и сочинить его тут же заново ему, пожалуй, не хватило воодушевления: реплики везде пресные, характеры нехаризматичные, конфликты дутые.
Но, кое-какие утверждают, что сам Париж совсем превратился в туристическую пародию самого себя. И в этом смысле Париж у Клапиша оказался, пожалуй, весьма верный.
Реквием по мечте
«Реквием по мечте» /Requiem for a Dream/ (2000)
США, 2000
Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Эллен Берстин, Дженнифер Коннелли, Джаред Лето
Язык: английский язык , русский
Синема Трейд
Экранизация романа Хьюберта Селби-младшего (что у нас также, думается, с далека) – совсем не то, что ожидали от киновундеркинда Аронофски по окончании каббалистического киберпанка «Пи» /Pi/ (1999). Ожидали еще одной зауми, еще одной фантастики. Рассчитывали на гротеск и ребус, к каким, как вычисляли, у Аронофски пристрастие.
А взяли лучший в истории кино антинаркоманский фильм.
на данный момент, по окончании несправедливо обруганного «Фонтана» /Fountain, The/ (2006) и справедливо необруганного «Рестлера» /Wrestler, The/ (2008), все фильма Аронофски складываются в этакий фаустовский сериал: его храбрецы, одержимые сверхценными идеями (числами, элексиром юности либо кулачными боями), пробуют одурачить закон глобальной энтропиии, в то время, когда все разрушается и умирает, а они, видите ли, требуют и требуют себе билетов в Царствие небесное. Таким билетом в Реквиеме становятся наркотики: движение прямой, как палка, но Аранофский так виртуозно все аранжировал, почитав на досуге Способ Эйзенштейна, что еще одна история про методичное уничтожение грезы материей смотрится захватывающе и душераздирающе. на данный момент он снимает Робокопа, и остается лишь фантазировать, какой реквием по мечте может раздаться в том месте.