Самая соль
Режиссер Филлип Нойс выкладывает всю правду о новом триллере с Анджелиной Джоли.
До недавних пор все, что мы знали о фильме «Солт» /Salt/ (2010), сводилось к следующему:
Но, хорошо, тут мы мало лукавим. Вообще-то мы знали, что это крупнобюджетный экшн-триллер, в котором Анджелина Джоли играется американскую шпионку, обвиненную в том, что она русская шпионка, в связи с чем она находится в бегах и пробует доказать собственную невиновность. Еще мы знали, что проект сначала именовался «Эдвин Солт» и на ключевую роль планировался Том Круз, но актер отказался, а храбрецу по-стремительному поменяли пол.
Наконец, мы знали, что в режиссерском кресле восседает 60-летний австралиец Филлип Нойс. На этом, фактически, и все. Для современного блокбастера (в отечественный-то век спойлеров, производственных шпионов и сценарных утечек на съемочной площадке) сохранять завесу тайны около проекта – громадное достижение.
«Ну, это же, по сути, детектив, – смеется Нойс. – Тайны и загадки тут в порядке вещей. Но в этом случае все было еще легче: главный герой пережил операцию по смене пола, и все прошлые предположения сценария, всплывавшие то тут, то в том месте, резко отличаются от окончательного варианта – оказалась легкая дезинформация. Хорошая шпионская уловка!»
Мы видели два трейлера, в которых Эвелин Солт в исполнении Джоли меняет цвет волос и бегает от своих боссов, уверенных, что она – советская лазутчица, засланная убить президента. Но и затем сюжетные хитросплетения не стали яснее. Но Нойса это в полной мере устраивает.
Тем более что и для него самого они, наверное, не до конца ясны.
«Именно это меня и зацепило при первом прочтении сценария, его центральная мысль: кто такая Солт, американская патриотка либо русская шпионка? Она хороший персонаж либо отрицательный? Блондинка либо брюнетка?
Рыцарь на белом коне либо сатана во плоти? Вы просматриваете 110-страничный сценарий и на 109-й странице все еще разламываете себе голову. Да, быть может, и на 110-й также разламываете…»
Филлип Нойс и Анджелина Джоли
Но кое-что известно доподлинно: «Солт» – это первое сотрудничество Нойса и Джоли по окончании «Власти страха» /Bone Collector, The/ (1999). Это был последний крупнобюджетный фильм режиссера, Джоли же с того времени стала Самой Известной Дамой На Отечественной, Да И На Каждый Планете™.
«Тогда она была весьма решительная. В остальном, действительно, она была еще наивной, начинающей и не в полной мере уверенной в себе актрисой, только-только нащупывающей собственный стиль, – говорит Нойс. – Сейчас же она суперзвезда, которая неимеетвозможности выйти из дома без сопровождения целой свиты папарацци. Но она сфокусирована не только на объективах фотокамер, но еще и на собственной работе. Она приходит на площадку всецело подготовленной.
И от нее ни при каких обстоятельствах не услышишь что-нибудь наподобие: »Дайте-ка еще раз посмотреть, что в том месте в сценарии«. Она неизменно досконально знает собственные реплики, знает, в каком порядке сцены следуют приятель за втором и как сочетаются, – при с данным фильмом это было достаточно значимо!»
Значимо да и то, что Джоли было нужно лично запачкать руки во многих экшн-сценах, включая ту, в которой Солт сбегает от преследователей и прыгает с моста в кузов движущегося грузовика, а оттуда соскальзывает в седло на лету реквизированного мотоцикла. «Мы практически не применяли дублеров, – говорит Нойс. – Компьютерные разработки разрешают затереть страховочные тросы на протяжении постпродакшна, но на протяжении съемок возможность трагедии в полной мере настояща. Это в действительности Анджелина кувыркается в том месте в воздухе, самостоятельно. И это достаточно жестко. Я кроме того ночами просыпался от страха за нее!»
Вообще-то по окончании ролей Джоли в «Очень страшен» /Wanted/ (2008), «Господин и госпожа Смит» /Mr. and Mrs. Smith/ (2005) и «Ларе Крофт» /Lara Croft: Tomb Raider/ (2001) ее смело можно считать королевой экшна, для которой делать сальто в прыжке с едущего грузовика – что семечки лузгать. «У нее незаурядные свойства, — признает Нойс. — Она узкая и легкая – не смотря на то, что мне с моими 195 см роста и 130 кило веса любой думается пушинкой, не считая каких-нибудь баскетболистов… И не заявить, что она как-то очень сильно накачана – легко она берет каким-то своим феноменальным рвением.
На площадке она – худенькая дама, но в то время, когда просматриваешь видеоматериал, видишь, как она разительно изменяется в кадре». В то время, когда Том Круз отказался от роли (хоть он официально ни при каких обстоятельствах на нее и не соглашался), сославшись на то, что образ Эдвина Солта через чур уж похож на его Итана Ханта из «Миссия: невыполнима» /Mission Impossible/ (1996), казалось, что проект обречен. Но Нойс не сдавался.
И проект опять ожил, в то время, когда глава Сони Pictures Эми Паскаль внесла предложение поменять пол храбреца и пригласить на роль Джоли, которой именно в далеком прошлом хотелось сыграть Бонда в юбке.
«Я не могу представить в данной роли никого другого, – заявляет Нойс. – И, очевидно, больше никого не предлагали». Брайан Хелгелэнд взялся переписывать уникальный сценарий Курта Уиммера, не смотря на то, что, как выяснилось, это куда тяжелее, чем казалось на первый взгляд. «Тут было не хватает имена персонажей, — смеется Нойс. — К примеру, изначально в сценарии у главного храбреца была супруга, которую похитили, но тут ее поменяли на мужа Эвелин.
Вот лишь отношения между всепобеждающим мужем и похищенной женой – это не одно да и то же, что отношения между всепобеждающей женой и похищенным мужем. Все это было намного сложнее, чем кто-нибудь из нас имел возможность представить».
Но на данный момент «Солт» уже практически готов, осталось лишь доделать музыку. «Я не снимал кино в окружении голливудских монстров уже лет десять, — согласится Нойс. — Но, надеюсь, пороховницы еще не опустели… Было сильно возвратиться и опять трудиться с Энджи». И в случае если мы что-то и определили о «Солт» нового, так это вот что. «Анджелина так же, как и прежде готова пробовать что-то новое… Она ничего не опасается. И вы, возможно, в первый раз заметите, как в громадном голливудском фильме звезда по-настоящему рискует судьбой».