Сценаристы и продюсеры потренируются на современной литературе
10 октября на студии «Главкино» вручают грант им. Сергея Бондарчука-старшего — две стипендии для обучения на сценарном и продюсерском факультетах Нью-Йоркской академии киноискусства. Претендовать на грант имел возможность кто угодно, победители же возьмут бесплатное образование по американским стандартам в большой интернациональной киношколе, и возможность пройти стажировку на студии «Главкино».
Студент попадет в съемочную группу громадного проекта и сможет замечать работу над фильмом сначала до выпуска на экраны. Обещают и разрешить возможность научиться всем нюансам кинопроизводства.
В качестве задания организаторы предлагали продюсерам и будущим сценаристам создать проект экранизации произведения современного российского писателя. Как раз отечественную литературу решили выбрать, дабы поставить конкурсантов в примерно равные стартовые условия. Из заявок отобрали 25 финалистов, каковые будут соревноваться за стипендии на настоящем опытном питчинге.
Им предстоит поведать о собственных проектах так, дабы в них поверили специалисты индустрии.
О том, для чего необходимо вкладываться в чье-то развитие, КиноПоиску поведали члены жюри грантовой программы — председатель совета директоров группы компаний «Главкино» Илья Бачурин, программный директор Нью-Йоркской академии киноискусства в Москве Татьяна Рукавицына и продюсер, сценарист и режиссёр, худрук курса «Продюсирование телевизионных и художественных фильмов» Михаил Фатахов.
— С чего началась история гранта?
Илья Бачурин: —С системного кризиса русском киноиндустрии. Сейчас несложно отыскать деньги на хороший фильм. Неприятность — собрать компетентную съемочную группу.
В 1990-х, в начале 2000-х кино в стране практически не снималось, инфраструктура ветшала, по коридорам киностудий гулял ветер. Потому, что в отрасли работы не было, эксперты ушли на телевидение, в рекламу, а новые так и не показались. В 2011 году мы c Федором Сергеевичем Бондарчуком достроили комплекс «Главкино» и столкнулись с недостатком квалифицированных режиссеров, операторов, осветителей, режиссеров озвучания, декораторов — всех, без кого нереально сделать громадную зрительскую картину.
Исходя из этого кинообразование стало для «Главкино» отдельным принципиальным направлением. Мы вкладываем ресурсы и время в подготовку новых кадров для рынка, соответственно, и для себя. Мы поддерживаем Generation Campus и Сценарную лабораторию — проекты продюсера Анны Гудковой, которая уже пара лет занимается питчингами и мастер-классами для сценаристов и молодых режиссёров.
Совместно с Нью-Йоркской академией киноискусства мы создали грант имени Сергея Бондарчука-старшего, и его количества с каждым годом растут. В 2011-м мы разыгрывали одну стипендию, в 2012-м — две, а в возможности начнем финансировать обучение студентов в Нью-Йорке. В отечественных с Бондарчуком замыслах имеется и другие большие образовательные проекты.
Татьяна Рукавицына: —в один раз я определила Федора Сергеевича Бондарчука с занимательной стороны. Он время от времени снимается у молодых режиссеров безвозмездно и довольно часто приглашает молодых постановщиков на стажировку на съемочную площадку. Я заметила в нем добропорядочное намерение вкладывать в молодых ребят.
Также, я весьма уважаю Сергея Бондарчука, его талант, его работы, его вывод. Я была очень сильно впечатлена, в то время, когда прочла его биографию, и осознала, что он был сильной личностью. Он сообщил превосходные слова о том, что кино имеет сильное действие на людей и должно воодушевлять, а не разрушать.
Я внесла предложение Федору Сергеевичу создать грант и счастлива, что он поддержал данный проект.
«Сейчас несложно отыскать деньги на хороший фильм»
— Отличается ли грант имени Сергея Бондарчука-старшего от вторых аналогичных программ более строгим отбором, особенными требованиями?
Михаил Фатахов: —Отбор, непременно, строгий, но мы разглядываем не только сами заявки. Мы кроме этого оцениваем и самих конкурсантов. Их желание трудиться в кино и умение воображать собственный проект.
Исходя из этого финал гранта проходит открыто, в присутствии всех, кто прошел предварительный отбор. Мы думаем, что открытое соревнование, проходящее в форме питчинга, значительно более демократично, чем закрытое голосование.
Илья Бачурин: —Отбор не строгий, а сверхстрогий. В 2011 году на грант претендовало более ста человек, другими словами конкурс был выше, чем в большинстве киновузов. В 2012-м прием заявок еще не закончен, но уже ясно, что конкурс не снизился. Серьёзных требований два.
Во-первых, грант дается на обучение в интернациональной киношколе, в составе учителей имеется американские мастера, исходя из этого для соискателя принципиально знание английского. Во-вторых, продюсерам, не считая жажды трудиться в кино и очевидного таланта к этому, нужна сильная деловая, практическая жилка.
В 2011 году собеседование соискателей гранта с жюри превратилось в практически что реалити-шоу. Абитуриенты защищали собственные проекты, каковые пребывали на различных этапах готовности — от «а вот хорошо бы снять» до «люди собраны, финансирование отыскано, готов к производству». Спорили с Федором о прокатных возможностях гипотетических фильмов, и выигрышно смотрелись те из них, кто досконально продумал, проработал, прожил проект, кто уже что-то предпринял для его появления.
Хороший продюсер неимеетвозможности ожидать, что его всему научат, пока все срастется и сложится, пока что-нибудь как-нибудь снимется. Он сам формирует собственный фильм.
Татьяна Рукавицына: —Я считаю, что в сфере кинематографии мало грантов. Грант имени Сергея Бондарчука неповторим тем, что в ходе участия в конкурсе любой чему-то обучается. Не имеет значение, взял ли он основной приз в виде гранта на обучение на направлениях либо нет. Процесс отправки заявки на конкурс подобен процессу отправки заявки сценаристом в реальности.
То же самое происходит, в то время, когда предоставляют продюсерские проекты. Общение с участниками жюри в составе Михаила Фатахова, Федора Бондарчука и Ильи Бачурина, каковые являются успешными людьми в киноиндустрии, — громадная успех. Посещение современной киностудии «Главкино» и возможность презентовать проект жюри — весьма полезный опыт, что оставляет у молодых кинематографистов яркие впечатления на долгое время.
Любой участник обязан мочь прекрасно сказать и быть физически и морально готовым к презентации собственного проекта перед аудиторией собственных соперников и жюри. Я могу сказать, что именно так и происходит на питчинге. К примеру, на том же «Кинотавре».
Отечественные финалисты по окончании участия в конкурсе на грант смогут смело отправляться на опытные питчинги.
— Что должно привлечь вас в продюсерской заявке и в сценарном задании, дабы вы отдали ему предпочтение? Профессионализм, свежая идея, умение обойтись малым бюджетом?
Михаил Фатахов: —Совокупность всего сообщённого. Время от времени попадаются заявки на одном странице, каковые приводят к восхищению.
Илья Бачурин: —Мы внесли предложение соискателям гранта экранизировать роман современного российского писателя, по причине того, что и сценаристу, и продюсеру нужны громадный кругозор и цайтгайст, другими словами необходимо ощущать момент, быть адекватным времени и мочь предугадать, что именно захватит зрителя.
«В сфере кинематографии мало грантов»
— Вы смотрите за судьбой грантополучателей? Имеете возможность привести примеры самые успешных выпускников программы?
Михаил Фатахов: —Да, следим. Общаемся. К примеру, Ольга Леснова, взявшая грант на прошлом комплекте, на данный момент планирует делать громадный проект.
— В случае если заявка думается вам перспективной, станете ли вы учавствовать в судьбе ее автора и по окончании обучения на направлениях?
Илья Бачурин: —Непременно. Нас заинтересовал последовательность проектов, представленных соискателями гранта в 2011 году. Их производство еще не запущено, исходя из этого будет некорректно назвать имена.
В текущем году мы рассчитываем отобрать еще пара сценарных заявок, предложений, идей. Не считая общекультурной задачи, у нас, само собой разумеется, имеется и в полной мере прозаическая — отыскать и научить людей, с которыми «Главкино» сможет сотрудничать в будущем.
Михаил Фатахов: —Не только будем. Мы принимаем. Перспективные заявки — уникальность.
Было бы довольно глупо ими разбрасываться.
— Мы знаем Сергея Бондарчука как режиссера, сценариста и актёра, но грант вручается на обучение продюсерскому делу (не смотря на то, что и сценарному мастерству также). Из-за чего? Это те две области, в которых качественных экспертов, на ваш взор, меньше?
Илья Бачурин: —Начав производство фильма «Август. Восьмого», мы обратились к Американской гильдии сценаристов и нашли блистательного Майкла Лернера. Именно он перевоплотил синопсис в полноценный сценарий. Говоря о сценарном голоде в русском кино, в большинстве случаев подразумевают не кризис идей (креатива хватает!), а неспособность многих отечественных сценаристов к системной работе.
Написание сценария — это сложный, продолжительный, довольно часто рутинный процесс, в котором приходится многократно оттачивать и перерабатывать материал, координироваться с режиссером, мочь выдерживать жанровые рамки. Это профессия, этому нужно обучаться. То же и с продюсированием. В советском кино была должность директора картины, но она подразумевала совсем второй уровень ответственности перед группой, понимания производственных процедур, погружения в проект.
Продюсеров также необходимо готовить, но до сих пор в Российской Федерации мало кто этим занимался.
Михаил Фатахов: —Хорошего неизменно мало. И продюсеров также. У нас на курсе складываются творческие коллективы, каковые продолжают сотрудничество и по окончании окончания учебы.
На отечественный взор, это отлично, по причине того, что выпускники киношкол по окончании выпуска довольно часто остаются один на один с киноиндустрией. В этом смысле продюсерский курс — первый и весьма уверенный ход к громадному проекту. А сценарный курс вследствие того что хороший сценарий — это первая, вторая и третья главные составляющие успеха любого кинопроекта.
Татьяна Рукавицына: —Мы будем учреждать грант и по вторым профессиям. на данный момент мы видим необходимость в воспитании опытных сценаристов и продюсеров.
— Какое уровень качества вы вычисляете самым главным для молодого кинематографиста — продюсера, режиссера, сценариста?
Михаил Фатахов: —Трудоспособность. желание и Умение трудиться 24 часа в день. Кино — это не профессия, это образ судьбы.
Кино забирает вас без остатка, исходя из этого сто раз поразмыслите, стоит ли посвящать всю собственную жизнь такому тяжелому и красивому виду деятельности.
«Кино — это не профессия, это образ судьбы»
— Существует большое количество дискуссий на тему того, необходимо ли по большому счету образование, дабы создавать кино. Разработки разрешают на данный момент снять кино на фотоаппарат за маленькие деньги. Как профильное образование нужно?
Илья Бачурин: —Режиссер-самоучка — неизменно исключение. какое количество было в мире видеопрокатов, сколько из них выросло Квентинов Тарантино? Недорогая бытовая камера — это хорошее ответ для начинающих либо для авторской короткометражки, которую возможно продемонстрировать на фестивале либо выложить в интернет.
Но в этом смысле съемки фильма возможно сравнить с земляными работами: вскопать грядку либо вырыть маленький колодец вы имеете возможность и лопатой, но, дабы достигнуть вправду впечатляющей глубины, пригодится промышленный бур.
В громадном, зрелищном, массовом кино разработки — это краски, которыми режиссер пишет картину. Опытная техника, свет, эффекты и павильоны расширяют творческие возможности. Без них вы не снимете фильм для громадного экрана, по причине того, что у него имеется личные технические и эстетические стандарты. А для работы с таковой дорогой, сложной, узкоспециализированной съемочной техникой необходимы компетенции и опыт, которыми, поверьте, никто с вами не поделится на YouTube.
Придется продолжительно и многому обучаться.
Татьяна Рукавицына: —Любой сценарист, режиссер, оператор, монтажер — это в первую очередь рассказчик истории. Любой человек может снять на видео все, что желает, но, если он не снимет историю, никто не будет наблюдать, поскольку это неинтересно. А снимать занимательные и увлекательные истории необходимо обучаться.
Я кроме этого пологаю, что обучаться необходимо всем профессиям киноиндустрии в киношколе, по причине того, что в ходе освоения какого-либо навыка человек испытывает недостаток в постоянном открытом диалоге с более умелым мастером и в его конструктивной обратной связи. В обязательном порядке живое общение с единомышленниками, поскольку снять хорошее кино вероятно лишь в хорошей команде.
Исходя из этого неэффективно обучаться снимать кино лишь по книгам, прослушав мастер-классы в сети либо приобретая не всегда честную оценку от друзей, каковые вас обожают. В New York Film Academy, к примеру, создана модель киностудии, а Михаил Фатахов делает роль директора киностудии, что несёт ответственность за уровень качества выпускных работ. На протяжении работы над фильмами студенты звонят Михаилу круглосуточно, а Михаил отвечает на все вопросы и тем самым вселяет в них уверенность.
Создатель Дарико Цулая