Скрытый клинок
Скрытый меч (2004) / Kakushi-ken: oni no tsume
драма / мелодрама
Режиссер: Ёдзи ЯмадаВ ролях: Масатоси Нагасэ, Такако Мацу, Хидетака Йошиока, Юкиёши Одзама, Томоко Табата
Те, кто несколько лет назад влюбился в «Сумрачного самурая» /Tasogare Seibei/ (2002), будут скорее разочарованы «Скрытым мечом» /Kakushi-ken: oni no tsume/ (2004). Но до какой же степени нас загнобили, что единичный хэппи-энд тут же делается показателем легкого жанра и задним числом превращает двухчасовое непредсказуемое кино в недорогой женский роман.
И вдобавок говорят, у японцев нет эмоции юмора… Вряд ли празднующий в текущем году 75-летие Ёдзи Ямада просматривал женские романы, так же как, по собственному признанию, не видел Тома Круза в «Последнем самурае» /Last Samurai, The/ (2003). Он продолжает нормально экранизировать Сехэя Фудзисаву, не по причине того, что в том месте хэппи-энд либо не хэппи-энд, а по причине того, что жить можно, и Ямада согласен с Фудзисавой, как это возможно, что само по себе – счастье в любой этот момент.
Кадр из фильма
В случае если сказать об истоках, то последние фильмы Ямады наследуют не брутальному Куросаве а также не наблюдательному Одзу. Скорей, это легкая мудрость француза Ромера, одетая в классические кимоно жанра «дзидайгэки» (про исторических самураев в отличие от «гэндайгэки» про современных преступников). Мечи смогут заржаветь, кимоно смогут быть с чужого плеча, в мир зонтиков и татами смогут вторгнуться ружья и фраки.
Жизнь длится не одеждой, обычаями и оружием, не отличием между цветущей сакурой и лилиями в цвету, а общими, большое количество более небольшими импульсами, вызывающими столь же небольшие реакции, адекватные либо нет. Войны, заговоры, разлуки, болезни и харакири происходят из-за небольшой неадекватности.
Кто, будучи самураем по судьбе, со младенчества приучался ощущать ее в ноль, обязан разруливать ситуации от улицы до страны, от зернышка риса до всемирный политики – только затем сам он может влюбиться, жениться и отправиться путешествовать. Только тогда будут правильный маршрут и правильная жена.
Обрисованные Фудзисавой, эти простые вещи сняты Ямадой снова же легко, другими словами адекватно, что и ведет к тому, что ни от одного кадра его кино оторваться запрещено. Непринципиально, кого, куда и для чего провожал самурай Мунэдзо (Масатоши Нагасе) у реки три года назад, и чего все они смеялись позже дома за обедом – Мунэдзо, его приятель Самон (Хидетака Йошиока), его мама, служанка и сестра Киэ (Такако Мацу).
Все отношения, а также с покойным папой и сейчас здравствующим министром Хори, сами собой выяснятся по ходу с любыми подробностями. Значительно принципиальней, кто где стоял, сидел и по большому счету пребывал в любой этот момент, какой между ними был воздушное пространство, шел ли снег либо ливень, квакнула ли лягушка. Сословная иерархия сохраняется тысячу лет, как раз дабы раствориться в природе, уступить ее неделимости и по сути сойти на нет.
При столь глобальном самурайском восприятии, исходящем из «всех», а не из «Я», извне кадра ни за что нельзя напирать на события.
Монтаж, ракурс либо эффект, любое давление извне будет насилием над глобалкой и убьет самурая. И Ямаде было нужно обнаружитьроль Мунэдзо столь не высокий артиста, дабы влез в кимоно XIX столетия. На хохот ему было нужно нарядить массовку в хакама и вынудить их на учениях бегать по-европейски.
Это таковой естественный хохот, что легко воображаешь себя в хакама, и как бы ты в них побегал, и сходу понятны тысячелетние чисто физические мутации японцев и европейцев. Отличие в восприятии между Черчиллем и сансарой. «Не беги, в то время, когда возможно идти, не иди, в то время, когда возможно находиться, не находись, в то время, когда возможно сесть, не сиди, в то время, когда возможно лечь».
Наконец, дабы естество поединков на клинках не достигалось искусственно, методом продолжительной тренировки как раз перед съемками, на роль преподавателя фехтования берется Мин Танака, признанный гений всего человечества, живущий как раз пластикой. И поверьте – пускай поединков в «Скрытом мече» кот наплакал, оно того стоило – ожидать их. И отлично последнее «торможение» перед дракой – кинутая супруга Хадзама (Рейко Такашима).
С таким прекрасным лицом лучше по большому счету не рождаться в том направлении, где не редкость неадекватность.
Кадр из фильма
Сюжет? А представьте, с какой легкой иронией нужно прожить всю жизнь, дабы «они жили счастливо и погибли за одни сутки» снять лубочным фронтальным замыслом, кроме того без чаплинского финала (по «Новым временам» /Modern Times/ (1936) Чарли и женщина уходят вдаль).
Фильм с виду посвящен революции Мэйдзи, перемене японской участи, открытию границ, закрытию Бусидо, дворцовым интригам, в то время, когда «имеется компромиссы и компромиссы», глобальному взрыву в природе, в то время, когда «Мунэдзо Катагири, самурай низкого ранга, на данный момент соответствовал бы служащему большой японской компании», что свидетельствует убийства и предательства. Фильм исподволь настоял на том, что ничего не произошло, и никаких «новых времен» не было и нет.