Солдатский декамерон
Солдатский декамерон (2005)
детектив / комедия / мелодрама
Режиссер: Андрей ПрошкинВ ролях: Александр Яценко, Андрей Гуркин, Александр Агафонов, Камиль Тукаев, Михаил Пореченков
Вот чего бы не хотелось, так это на протяжении войны ходить в разведку с теми, кому понравится фильм «Солдатский декамерон» (2005). Они сдадут, еще петух не клюнет. Им в кассу такое понятие, как «язык без костей», и фильм также без костей – без хребта, без сюжета, без чести мундира.
Не смотря на то, что из режиссера Андрея Прошкина никто наподобие до сих пор отбивную не делал: «Калашников и Спартак» (2002) похвалили, «Игры мотыльков» (2004) похвалили, да и тут у него с картиной полный порядок. Только что же на протяжении просмотра кроме того в голову не приходит постараться заметить хоть что-то членораздельное?
Хоть какую-то реакцию на настоящие вещи – «пушечное мясо», «призывное рабство», садизм и беспредел, тупость и некомпетентность, воровство и нищету, «чуреков» и «дедов», «генеральские дачи» и без того никуда и не девшийся национальный милитаризм? Лишь ли вследствие того что данный желеобразный обтекаемый фильм кто-то назвал «комедией»? Значит ли слово «комедия» – «сиди, молчи в тряпочку и не питюкай»?
Кадр из фильма
В случае если б «Солдатский декамерон» был про Францию 1815 года, он кончался бы словами: «Наполеон уплыл с Эльбы». Если бы он был про Америку 1861 года, кончался бы словами: «Южные штаты отделились». Про Древний Рим кончалось бы: «Цезарь перешел Рубикон». Про СССР 1968 года: «Советские танки ползут по улицам Праги». Про США-90: «Саддам оккупировал Кувейт».
Но в любом случае все время до конца жизнь воина сводилась бы к пожрать-потрахаться, беседам лишь про баб плюс в казарме перед сном тёмный-тёмный гроб и белое-белое привидение. И у центуриона могли быть две дочки, не поделившие одного легионера. И наполеоновский генерал имел возможность съехать с глузду по окончании Аустерлица, быть трижды разжалованным, довести жену до пьянства.
Совершенно верно так же американские синебрюхие бегали бы в соседнюю деревню за недорогим виски, в то время, когда очередное «хэппи без дэй ту ю». Умные совки вызывались бы на отлов призраков, дабы продолжительнее покемарить (успеть перепихнуться в бане А.Н. Толстого).
А позже внезапно скупая слеза: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала». Всех убили. Ясно с декамероном…
Но воздействие фильма Андрея Прошкина отнесено к Российской Федерации 1993 года перед первой Чеченской войной и заканчивается соответственно: «Отечественные вошли в Чечню», – в то время, когда большая часть из нас, сейчас живущих, также жили уже. Наряду с этим воздействие ни на секунду не выходит за рамки безвременных и экстерриториальных фольклорных «побасенок». Для чего же оно? Только для тех, кто тогда пешком под стол ходил и ничего не помнит, а на данный момент именно носит гордое звание «допризывника»?
Другими словами внезапно их никто не успеет предотвратить, что от советской армии нужно косить при любой погоде и именно в 93-м, в недолгих сумерках свободы, это получалось значительно лучше? И тогда они внезапно, взглянув «Солдатский декамерон», решат, что в отечественной армии – также жизнь, что это в принципе возможно а также смешно и мило? Выдавая собственные побасенки за место и конкретное время, фильм мало, что исподволь, ненавязчиво занимается агитпропом, он еще делает это трусливо и уклончиво.
Что мешало снять те же побасенки про сегодняшний сутки? Разве чеченская война закончилась?
Но самое настораживающее – уже не для «солдатских матерей», а для несложного кинокритика – что комедия также не вышла. Кроме того большое количество менее опытный «ДМБ» (2000) Романа Качанова был забавнее и меньше. Кстати, с Качановым и Охлобыстиным именно возможно ходить в разведку. Они-то еще повоюют, очень в случае если очень сильно разозлить. А вот Андрей Прошкин, талантливый повестись на недорогую моду по имени «сценарист Геннадий Островский» («В движении» (2002), «Бедные родственники» (2005)) – он отнюдь не Сусанин.
Не заведет и не выстрелит. Кроме того имея столь неисправимый сценарий, возможно было по крайней мере его укротить и скрыть торчащие рожки. Но на экране «Солдатский декамерон» выглядит столь же вяло и уклончиво, как старосоветский армейский агитпроп («Максим Перепелица», «В зоне особенного внимания»). Кроме того неотёсаннее, чем позднесоветский «Весенний призыв».
Любая редкая острота идет с отбивкой – «пускай публика въедет и посмеется», только что без закадрового «ха-ха», как в ситкомах. Отбивки все – «лирико-поэтические», практически со стихами, плюс, само собой разумеется, масса пейзажей. Пейзажи сняты красиво.
Но на две-три жалких побасенки, занимающих все кино, из «пространственно-временных реалий» – одни сны с помидорами, матерок на устах полковника да граффити на гнилых стенках. «Дембель неизбежен, как провал капитализма (социализма)» либо что-то в этом роде. Сейчас, Сейчас, Сейчас фильм все еще разбирается с «капи-» и «соци-», с «обычными» призывниками, их «скрытыми талантами», голодухой и сексом – как с эффектами, каковые забавны. Он разбирается с ними продолжительно, детально, «реально». Ни монтажа, ни хроники, ни понятия, ни одной яркой индивидуальности…
Кадр из фильма
Что самое забавное, актерский ансамбль существенно крепче той тягомотины, которую разыгрывает. Неспециализированный язык нашли не только новички типа Александра Яценко либо Елены Лядовой, но вместе с ними – признанные звезды Михаил Пореченков и Юлия Высоцкая. Лишь «неспециализированный язык» у них междусобойчиком, на уровне элементарной актерской органики, а играться нечего. Нет оснований.
И в случае если Андрей Прошкин возомнил себя кем-то наподобие Куприна, писавшего «Юнкеров» с «Поединком», то куда он дел век, прошедший с купринского финиша XIX столетия до начала XXI-го? Проглотил и не подавился?