Соучастник
Из беседы на просмотре:
— Чего они тут-то все никак не доедут, провально же?
— Так песня закадровая также будет номинироваться на «Оскар». Пока не допоют, и не доедут.
Кадр из фильма
«Соучастник» Майкла Манна обязан в принципе многим понравиться. Время – ночь, прямо как в стиле буги, фонари Лос-Анджелеса на цифре – прямо Энди Уорхол, хороший сюжет про киллера-одиночку – прямо из «Самурая», жертвы и драматический конфликт палача – из Дюрренматта, что придает триллеру экзистенциальный темперамент. Маленькое время в тесном пространстве совершили совместно два неудачника, один из которых действовал наудачу и уже шесть лет киллер, второй не действовал, а лишь фантазировал, и уже двенадцать лет таксист. Пяток убийств, входящих в опытные обязанности пассажира, таксист нечайно перевоплотил в дюжина, потому, что всю дорогу в действительности они выясняли отношения, а это в наше время смертельно. Кто больше трудится, кто меньше побеждает, кто – трус, а кто – дурак, кем лучше быть, а кем – казаться. Диалоги по остроумию – «Откроешь багажник – в том направлении и лягут», «Мой сын делает что-то для матери лишь под дулом пистолета» (сценарий Стюарта Битти) – местами в полной мере сравнимы с лучшим по сию пору манновским триллером «Схватка».
Кадр из фильма
В общем, кино про судьбу плюс «оскаровские» амбиции в виде мгновенно окупившегося бюджета в 65 млн при отсутствии полного хэппи-энда и приглашения на проект прежде Манна – Скорсезе, Спилберга и Спайка Ли, прежде Тома Круза – Расселла Кроу и Эдуарда Нортона, а прежде Джейми Фокса – Де Ниро и Адама Сэндлера. Из-за тщательности отбора Джейми Фокс сходу стал звездой, Том Круз превосходно смотрится с седым бобриком и наконец реализует собственную вечную амбивалентность – и монстр наподобие, и сильный человек. Наконец, блестящий эпизод сыгран в джаз-клубе Барри Шабакой Хенли, и в полной мере на собственных местах все, в общем, остальные – Джада Пинкетт Смит, Марк Руффало, Хавьер Бардем. «Соучастник» в полной мере тянет на стильную квинтэссенцию проблем насилия и ненасилия, терроризма и антитерроризма, снятую в ветхом добром общедоступном жанре. Лишь дальше отправятся не спойлеры (тайных в «Соучастнике» мало), но конкретные вопросы к тому, что в наше время выдается за квинтэссенцию, превращающую камень в золото.
- Какого именно черта Том Круз попер предварительно обследовать последнюю по перечню прокуратуру, в случае если всех остальных клиентов он не обследовал, мочил с налету, не смотря на то, что большое количество более актуальной для предварительного обследования была ночная дискотека, где с налету не разберешься? Лишь дабы ему смочь сесть в такси Джейми Фокса, подвезшего прокуроршу? Для чего по большому счету в перечне помощница прокурора по делу наркокартеля, в случае если наркобаронам для непосадки необходимо убрать свидетелей либо в самом крайнем случае – их продажных наркоадвокатов?
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Про ранения, прочие неувязки и катастрофы возможно уже молчать. Но в Голливуде, полувековом родоначальнике «тёмного фильма», которому жестко наследовали «Злые улицы» /Mean Streets/ (1973), «Нехороший лейтенант» /Bad Lieutenant/ (1992), «Странные лица» /Usual Suspects, The/ (1995) и другие шедевры, просто не может быть неизвестно, что простительны в «тёмных» случаях одна-две сценарные натяжки для стройности сюжета. В то время, когда в каждом кадре натяжка на натяжке сидит и натяжкой погоняет, вместо квинтэссенции триллера идет сборная солянка. Целый драйв и ритм всецело пропадают, самые наподобие забойные эпизоды выясняются неинтересными, профессионализм – профанацией, гуманизм – политтехнологией, выяснение взаимоотношений – тупостью. Начальные подозрения сменяются срединным раздражением, которое к финалу превращает триллер в комедию, и по окончании попадания пули в мочку уха Тома Круза остается только негромко хихикать и едко комментировать. Вместо превращения камня в золото Майкл Манн вкупе со Стюартом Битти желал нас перевоплотить в круглых идиотов. Вот она, выдача – все на месте, лишь все подстава и не то.
В то время, когда человечество поглупело, оно прежде всего прекратило быть человечеством, покинув для соответствия одну лампочку собаки Павлова. Лампочка горит – триллер для всей своры, «Оскар» для съемочной группы. Но, предположительно, нам тут через чур много лгут все последнее время, дабы хоть раз удалось одурачить. «Соучастник» – такая же подделка под жизнь, как телерепортажи из Беслана – под свидетельства очевидцев.