Спасение рядового райана
В свое время пара пресытившись фильмами о войне отечественного производства, каковые вовсе не были нехороши, я настороженно встречал любой современный и, в особенности, американский фильм данного жанра.
Советские фундаментальные киноэпопеи о Великой Отечественной войне так высоко подняли планку, стали собственного рода эталоном армейских фильмов, что я просто не желал напрасно тратить время на всякую ерунду.
“Спасение рядового в один раз” я воспринял весьма нормально, не обращая внимания на громадную шумиху около него и множество призов американской Академии киноискусств. Взглянул его я в неспециализированном-то случайно и ни какое количество не пожалел. Более того, он стал для меня откровением.
Отлично, что Спилберг снимал данный фильм об американцах, и что в нем нет ни одного русского. За это я ему благодарен. Это чисто американская локальная история о Второй мировой. Ее возможно принимать отстраненно, она не вызывает противоречивых эмоций в душе из-за несоответствий того, что видишь на экране, с тем, что знаешь из истории.
Так как то, что было на западном фронте, для нас в общем то – тайна за семью печатями. А история, поведанная в фильме, необыкновенна.
По окончании серии напряженных боев в армейском ведомстве США стали считать утраты, и бдительная сотрудница обратила внимание на то, что по одному из адресов нужно будет направить сходу 3 похоронки. Большое руководство копнуло глубже и поняло, что все трое – братья Райаны, и что имеется четвертый, что пропал где-то во Франции. В высших коридорах власти принимается популистское ответ отправить маленький отряд в тыл неприятеля, дабы отыскать и вернуть печальной матери единственного оставшегося в живых сына. И отряд делает приказ, находит рядового Райана, но какой ценой…
Фильм произвел на меня весьма яркое впечатление. Не могу и не желаю делать выводы о том, было ли такое в конечном итоге, и как правдиво изображена война, но это точно по судьбе. В ней мало, быть может и по большому счету нет, супергероев, каковые не сгибаются под градом пуль, от которых отскакивают боеприпасы, и каковые в одиночку берут крепости.
В жизни полно глупости, предательства и подлости, и выживают довольно часто не лучшие, а такие трусливые скоты, как тот солдат, простоявший под лестницей все то время, в то время, когда боролся за судьбу его товарищ, которому он не только имел возможность, но и обязан был оказать помощь. И жизнь довольно часто обрывается одной пулей, и наряду с этим не достаточно времени для окончательных слов.
Фильм неимеетвозможности никого покинуть равнодушным, он вызывает бурю чувств, причем не только хороших (не могу припомнить ни одного фильма, эпизод из которого вынудил бы ощутить такое презрение, кроме того неприязнь к человеку, как вышеупомянутый момент с трусливым воином), но так происходит в жизни.
И не только этим “Спасение рядового Райана” потрясает. Сцена высадки десанта в Нормандии в начале фильма. Съемки через чур натуралистичны: оторванные конечности, развороченные пулями черепа, горы трупов – зрелище не для слабонервных. Но это война, а она сама по себе – вещь ожесточённая и безжалостная. Фильм опровергает все каноны, по которым принято было делать до сих пор армейские фильмы.
Тут нет правил, не действует теория возможности, выкинуты на свалку мудрости и народные приметы.
А как еще трактовать эпизод, в то время, когда пуля попадает воину в каску, он с удивлением снимает ее, разглядывает покинутый на ней след, а вторая пуля сейчас разрывает ему голову, угодив именно в то место, куда по всем мыслимым и немыслимым законам не должна попасть во второй раз.
Актеры играются с блеском, но кроме того на неспециализированном наибольшего уровня фоне, не могу не выделить Барри Пеппера, сыгравшего снайпера Джексона. Эта броская роль открыла ему дорогу в категорию А, вывела на новый уровень гонораров и популярности. Прекрасна режиссура, операторская работа, вот лишь явный перебор с пафосом в самом финише фильма.