Спаситель
Такое со мной случается редко. Я редко наблюдаю повторно кино, которое мне изначально не пришлось по нраву. А “Спасителя” десять лет назад я.
Обстоятельства моей неприязни остались в прошлом. Они стёрлись, ушли в тень, как всё нехорошее. И вряд ли когда-нибудь вышли наружу, если бы несколько юноша…
Он (как бы тут поточнее выразиться) поставил под сомнение первоначально выставленную мною оценку (3 балла). Его уверенность подкупала, и я поразмыслил: “Всё-таки десятилетие – это срок. Проходит время, изменяются люди, их отношение к судьбе, миру, мастерству. Кто-то делается терпимей, а кто-то неистовей. Может, и во мне что-то проснулось?
Быть может, погибло?
Да, опасения в собственной предвзятости имели место кроме того у автора этих строчков. Не каждый признает собственные неточности. Я также не горел жаждой это делать.
Не святой но… В общем, забрал, взглянул.
О сюжете. Джошуа Роуз (Деннис Куэйд) – дипломат. По крайней мере, так мне показалось. Работа отнимает чуть ли не всё его свободное время. Редкие встречи с семьёй не восполняют потребности друг в друге. И нужно же такому произойти, что одно из таких встреч делается роковым для сына и жены Джоша. Арабские террористы взрывают кафе, где остались его родные.
Потрясённый дипломат врывается в мечеть и в порыве гнева расстреливает молящихся прихожан. Чтобы не попасть напоследок, Роуз меняет имя и записывается в зарубежный легион. Убивать мусульман делается его работой.
Будущее приводит Джошуа на территорию бывшей Югославии. Сражаясь на стороне сербов с религиозными сепаратистами, он сталкивается с неоправданной жестокостью и чрезмерным насилием сослуживцев к противоборствующей стороне. Так неспешно, путём ошибок и проб, метаний и сомнений господин Роуз вступает на путь справедливости.
Должен признать, что данный фильм не так нехорош, как мне казалось. Действительно, хвалебных од от меня вы всё равняется не дождётесь. Однако нельзя сказать, что “Спаситель” мне понравился.
А вот покритиковать могу.
Основное, что меня постоянно раздражало в американских картинах о межнациональных конфликтах – их назидательность и неприкрытый пропагандизм. “Спаситель” политизирован, с этим тяжело поспорить. Иметь позицию по каким-то вопросам политики и жизнеустройства прекрасно, навязывать её вторым – скверно.
Петар Антониевич не гнушается это делать. Что, мягко говоря, не радует. Лента проникнута антисербскими настроениями. А я не скрываю симпатий к этому народу. Думаю, вы осознаёте, что ощущает человек, чьих друзей прилюдно (заблаговременно прошу прощения за выражение) обсирают с ног до головы. Кроме того в случае если экзекуторы тысячу раз правы.
Но кто убедил вас в их правоте?
Ни в одной войне не бывает стопроцентно правых и виноватых. Дабы решиться на вооружённое противостояние с недавними соотечественниками, необходимы веские обстоятельства. Ни один человек в здравом уме не заберёт в руки оружие и не отправится убивать ближнего.
Что же мы видим в “Спасителе”? Отморозков, каких поискать, с одной стороны (сербы) и белых овечек, жертв агрессии – с другой (мусульмане). Кому-то может показаться, что я чересчур увлёкся.
Как же так, целый имеется Вера, её брат. Но они – только исключение из правил.
Режиссёр умело скрывает собственные намерения. И за это ему мой респект. Он дозирует негатив, смещает выговоры. То, что главный герой инородец, чужак, аполитичный и нейтральный, заставляет зрителя проникнуться к нему доверием.
Роуз – сторона незаинтересованная, соответственно – беспристрастен и легитимен. Он – судья, собственного рода истина в последней инстанции. И он формирует вывод публики.
“Сербы – это не хорошо”, – идея, которая превалирует над остальными, и которую выносишь с собой из кинозала. Не всякому по силам подвергнуть её анализу, ещё меньше смогут её опровергнуть. Я не принимал участие в данной войне и не знаю всей правды.
Но пологаю, что она где-то в отдалении от этого места.
В продолжении темы. Присмотримся к выходным данным “Спасителя”. 10 миллионов баксов, выделенные уроженцу Югославии и крыша “Initial Entertainment Group”, намерено привлечённые голливудские “звёзды”, американский сценарий (Роберт Орр) – на что это похоже?
Верно – политический заказ, наглядная агитация. Кому это выгодно? Американской правящей вершине для оправдания вторжения. Уже одно это заставляет задуматься – принимать замеченное и отвергнуть.
Я выбрал второе.
В случае если же отвлечься от уже сообщённого, то “Спаситель” в полной мере смотрибелен. В том месте как-никак имеется интрига, динамика, броские образы. Последнее не относится к исполнителю ключевой роли. Деннис Куэйд тут не блещет, как, но, неизменно и везде.
Но и обедни не портит. Другое дело – Наташа Нинкович (Вера), отмеченная премией “Кинотавр” за 1998-ой год. Вот где целая гамма эмоций.
Отношения между людьми в этом фильме – его сильная сторона и, возможно – основное достижение. Сочные, насыщенные. Помести их сценарист в другую среду – встали бы и соответствующие всходы.
А так – всего лишь блики во мраке армейских игрищ.