Станислав говорухин снимает фильм по рассказам сергея довлатова

Известный режиссер Станислав Говорухин снимает фильм «Финиш красивой эры» по воспоминаниям и рассказам Сергея Довлатова.

«Финиш красивой эры»

Многим годы хрущевской оттепели запомнились расцветом живописи, кинематографии, литературы. Увы, эта красивая эра продолжалась  недолго…

Главный герой картины — гениальный журналист Андрей Лентулов — из-за собственной неординарности и смелости в высказываниях должен уволиться из редакции большой ленинградской газеты. Перебравшись в Таллин, он устраивается в местную газету. Но требования тут те же, что и на прошлой работе: пиши о том, как «прекрасно в стране советской жить», и держи язык за зубами. «Красивая эра» закончилась» — пробует растолковать новичку редакционное управление.

Сначала храбрец пробует подстроиться, «наступить на горло фактически песне». А позже находит другой метод сохранить себя как личность…

Невольник правды

Картина снимается в Москве, Санкт-Таллине и Петербурге. Говорухин, как неизменно, пригласил кинозвезд: Сергея Гармаша, Федора Добронравова, Дмитрия Астрахана. Но вместе с именитыми актерами — и это также в традициях Станислава Сергеевича — в фильме занята гениальная молодежь, которая не дает маститым сотрудникам нормально почивать на лаврах.

Станислав говорухин снимает фильм по рассказам сергея довлатова

Иван Колесников: «Трудиться с таким мастером, как Говорухин, для любого актера громадная честь»

Актера на роль Лентулова Говорухин искал больше года. Отсмотрев более пятисот претендентов, он остановил собственный выбор на Иване Колесникове, которого телезрители не забывают по роли князя Хованского в сериале «Институт благородных девиц». Из-за чего выбор пал именно на него?

— Станислав Сергеевич до сих пор не открыл мне секрет, — согласится Иван. — Но дело точно не в моих прошлых заслугах. не забываю, на пробы я пришел с ужасного похмелья, а Лентулов по сценарию обожает выпить… Возможно, это и сыграло в мою пользу… Шучу, само собой разумеется.

— Для роли журналиста вам было нужно ближе познакомиться с отечественной профессией?

— Для чего? Я и без того могу все, что делает в кадре Лентулов: выпить, покурить, составить компанию хорошеньким дамам (радуется). А вдруг без шуток, мне вправду нравится за рюмочкой общаться с занимательными людьми. Мой дед, что живет в Питере, говорил, как они с бабушкой по окончании работы время от времени входили в рюмочную на Васильевском острове.

А в том месте правило: пятьдесят грамм водки возможно было приобрести лишь с бутербродом. И вот дед с бабушкой съедали по четыре бутерброда и пропускали по четыре рюмочки. И никто не напивался — люди умели делать это красиво.

—  Не считая изысканных манер и плохих привычек, какие конкретно черты храбреца вам близки?

—   В конце имеется сцена, в которой влюбленная в Лентулова Марина рекомендует: «Уезжай в Америку —  тут за твои записи тебя посадят». На что он отвечает: «В случае если то, что я пишу, подсудно, значит, буду нести за это ответственность». Мне весьма близка эти принципиальность моего храбреца, готовность нести ответственность за собственные поступки, рвение идти до конца.

Не обращая внимания на юный возраст, я уже поменял четыре театра. Уходил, по причине того, что не имел возможности притворяться и играться в страшных, на мой взор, спектаклях. Их ставили узнаваемые режиссеры, которым не было возможности высказать собственный вывод —  выгонят.

Меня это угнетало, и я сказал, что думаю…

 

Дмитрий Астрахан репетирует роль

Уроки Говорухина

В 3-м павильоне «Мосфильма» выстроена внушительная декорация в два этажа. На втором разметили обе редакции — ленинградскую и таллинскую. Для последней декораторы сделали таблички на эстонском языке и закрепили на дверях.

На стенах — плакаты, на открытых стеллажах — книги на эстонском и русском языках, а на столах – подшивки газет того периода. В кинозапасниках удалось отыскать предметы середины 60-х, выпущенные в Эстонии, — печатные машинки, сувениры, мебель.

На первом этаже снабжена мастерская Жбанкова — фоторепортера, что вместе с Лентуловым трудится в таллинской газете. Тусклый свет, протянутые канаты, на которых висят «влажные» снимки для свежего номера газеты. Кругом фотоувеличители, ванночки для проявки и другие практически забытые уже аксессуары фотографов.

Тут же чемоданы и саквояжи, в которых якобы хранится и перевозится с места на место нужная фототехника.

Станислав Говорухин: «Что-то вы какие-то неживые»

В кадре — Федор Добронравов, Дмитрий Астрахан, Иван молодые и Колесников актеры. По сценарию старшие товарищи за бутылкой водки растолковывают Лентулову правила судьбы. Оказывается, кто-то прознал о его книге-ежедневнике, и умелые сотрудники рекомендуют, как поступить.

— На репетиции водку разливаем условно, — даёт предупреждение режиссер. — Полная бутылка нам еще в кадре понадобится. Приготовились! Камера!

Мотор!

— Осознай, тебе основное — покаяться, что-то признать, — говорит, обращаясь к Лентулову, храбрец Дмитрия Астрахана. — Не имеет значение, в чем. Вот ты куришь?

— Курю, — кивает Лентулов.

— А курение имеется вредная и легкомысленная привычка. Вот и покайся. Так и напиши: «Раскаиваюсь в собственном легкомыслии».

А позже — про книгу. Напиши Вальду, он обычный мужик…

— Что-то вы какие-то в кадре неживые! — обижен режиссер. — А из-за чего на протяжении беседы водку не разливали? Забыли? Где бутылка?

Сцену снимают еще раз.

Станислав Сергеевич делает очередное замечание:

— По окончании реплики: «Напиши Вальду, он обычный мужик» пускай кто-нибудь ехидно сообщит: «Это Вальд-то обычный? Ха-ха-ха…»

До тех пор пока оператор занят камерой, Говорухин снова подсказывает актерам:

— Нужно, дабы кто-то засунул реплику про книгу Лентулова. Что-то наподобие: «Вот отечественная Люська по большому счету ничего не просматривает, а тут прочла на одном дыхании!»

В итоге все оказалось как нужно, и Говорухин остался доволен. Но в лаборатории Жбанкова предстоит снять еще одну сцену, в которой храбрец Добронравова показывает Лентулову его портрет. Для этого реквизиторы должны закрепить на стене лаборатории множество черно-белых «фотографий» — распечатанных на принтере картин с изображениями и пейзажами людей.

— Вот ко мне приклейте пара снимков, — показывает режиссер. — И на боковую стенке — ее камера также захватит.

Наконец все готово. Федор Добронравов с таинственным выражением лица произносит:

— на данный момент я вам что-то покажу! — и добывает портрет Лентулова.

Камера сейчас снимает Ивана Колесникова крупным планом.

— Ваня! — восклицает Говорухин. — Ты чего не реагируешь? Тебе же твой личный громадный портрет продемонстрировали! Улыбнись хотя бы, дескать, вот здорово!

Со второго дубля сцена получается идеально. Говорухин радуется: ему нравится трудиться с актерами, каковые схватывают все на лету…

Наталья Колобова

Конец прекрасной эпохи. Бродский и Довлатов. Фильм 1-й


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: