Страна приливов

Страна приливов (2005) / Tideland

драма / фэнтези

Режиссер: Терри ГиллиамВ ролях: Джоделль Ферланд, Уэнди Андерсон, Джефф Бриджес, Салли Крукс, Брендан Флетчер

Фильм с признаками гениальности, «Страну приливов» /Tideland/ (2005) Терри Гилльям снял, к сожалению, не для всех. Дело тут не в его снобизме и высокомерии либо глупости и невежестве публики. Никто никого не желал обижать.

Легко испытывать всю полноту впечатлений в этом случае смогут только не через чур впечатлительные люди. Или люди с крепкими нервами. Меньше, брать на себя происходящее на экране легко невыносимо. Оно наряду с этим замечательно, реально, тонко а также, в сущности, со радостным финишем.

Дожить до конца – неприятность.

Кадр из фильмаСтрана приливов

Гилльям прав, именуя «Страну приливов» «местом встречи »Алисы в стране чудес« с хичкоковским »Психо« /Psycho/ (1960). Дабы не лишать публику собственного впечатления, возможно лишь добавить рамок: »Продолжение «Войны миров» /War Of The Worlds/ (2005) в «Реквиеме по мечте» /Requiem for a Dream/ (2000), «Столь же полное выражение режиссерского стиля, как в »Хрусталев, машину!« (1998). Иначе, дабы дать хоть какое-то представление о фильме, достаточно отыскать в памяти первые кадры.

Основное Гилльям сообщил еще до титров. Вот серый тоннель, целый в необычных растениях и без дна. Это отечественные грезы, по причине того, что голос за кадром просматривает узнаваемые строчки, как Алиса проваливалась в нору, ведущую в страну чудес. Вот, выяснилось, эти узнаваемые строчки произносит хорошенькая девочка, пока бежит по желтеющему полю под голубым небом. Жизнь красива.

Малышка подбегает к старому остову ветхой автомобили, лежащему среди поля, забирается под крышу и начинает болтать с кукольными головками, надетыми на ее пальцы. Она в »домике« их сняла и под крышей пристроила. Одни головки. Жизнь полностью непредсказуема, непонятна и тревожна.

Внезапно дикий грохот – выясняется, машина ржавела рядом с железной дорогой, по которой едет поезд. Малышка кричит плохим голосом, перекрикивая шум поезда. Жизнь страшна, убога и убийственна.

Кадр из фильма

На то, что по окончании титров, возможно сделать только не сильный намек, но и этого достаточно. У девочки были мама и папа, но лучше бы их не было, а позже их не стало – ни мамы, ни папы, и осталась лишь смерть. Смерть сидела среди помещения, нагло и живописно, скрывалась в каждом углу и угрожала девочке – то смертью от голода, то – от заразы, то – от взрывов, то – от сумасшествия посторонних, то – от собственной неосторожности. Все вследствие того что девочка была совсем, сказочно одинока. Про это и кино.

Но все кино девочка не знает о собственном одиночестве, благодаря чему побеждает смерть. Без задних мыслей она приемлет говорящие головы кукол, разумную белку, ЭТО, соседского парня-олигофрена с демонстративной трепанацией черепа, его сестру-истеричку с одним кровавым глазом, песчаный карьер по соседству с монструозными бульдозерами, опять ЭТО, пыль, грязь, голод, следом – порядок и чистоту, и сытость, и опять ЭТО, и личные фантазии.

Девочка определит жизнь и принимает ее – прям по Блоку, не дробя на »себя« и »вторых«, на »чужую власть« и »личную пользу«. В сущности, Гилльям снял обо всем сегодняшнем взрослом планетарном психозе, его следствиях и причинах, и сделал один вывод. Дабы выжить, дабы не быть ходячим трупом, сейчас необходимо всецело отказаться от »рацио«, от »прагматизма«, от »я« как от громадной буквы.

Легко у детей рационализм еще не развит, и у них в ситуации совершенного одиночества речь заходит не о »духовной смерти«, в частности о физическом выживании. Но в случае если отказаться и постараться выжить, будет кроме того смешно и очень красиво.

Кадр из фильма

Глобальный проект – неизменно риск, и вон что вышло у Гилльяма с »Братьями Гримм« /Brothers Grimm, The/ (2005) (а с »Дон Кихотом« до тех пор пока совсем ничего не вышло). В »Стране приливов« все оказалось кроме того лучше, чем в »Новых сказках братьев Гримм« /Grimm/ (2003) Алекса ван Вармердама, по причине того, что радостный постмодернистский фильм нарвался на мрачный постмодернистский роман, и они осознали друг друга. Ни один не разрешил другому растекаться мыслию по древу.

Хладнокровные описания ужасных вещей из романа Митча Каллина Гилльям воплотил зримо, ярко, но не вразброс и кувырком до беспредела, а со всем тянущимся за ними единым и неделимым дискурсом. Логичная »словесность« убрала киношный »хаос«, режиссерский »темперамент« убрал »словесное занудство. Любой кадр – отдельное Слово. В финале – радостные слезы.

Оказалась глобальная метафора – громадная, чем в романе, и громадная, чем в фильмах без романа. Действительность – это смерть, к сожалению. Тут ни при чем ни дети, ни наркотики.

Легко пора уже всем принять смерть, как данность, рука в руке, а не где-то за плечами, и засекать время на выживание, как чудесную сказку. Жизнь – это сказка братьев Гримм. Весьма хорошая.

Страна приливов.2005


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: