Талантливый мистер рипли
На ярком солнце
До объявления перечня номинаций на «Оскары» эксперты предвещали, что главная борьба в текущем году развернется между «американским психопатом» и Американской красавицей Томом Рипли. Но Киноакадемия в очередной раз блеснула собственной непредсказуемостью, скупо выделив фильму Энтони Мингеллы всего пять номинаций и умышленно обойдя его вниманием в категории «лучший фильм». По одной версии, академики сочли, что Мингелле хватит до тех пор пока лавров за «Британского больного».
По второй, вызывающе свободный режиссер успел нажить себе в Голливуде изрядное количество недоброжелателей.
Не смотря ни на что, подобный уход в тень в полной мере в характере гениального мистера Рипли. Не смотря на то, что он во всех отношениях заслуживает известности, вы, вероятнее, ни при каких обстоятельствах о нем не слышали. Его его привлекательность и успех заключаются именно в анонимности. Великие преступники – не те, о ком трубят по телевидению и пишут в газетах, а те, которых только бог ведает.
В случае если вам когда-нибудь хотелось иметь большое количество денег, владеть безотносительной свободой и не зависеть от закона, это фильм для вас.
Сюжетная завязка несложна: богатый предприниматель предлагает молодому Рипли (Мэтт Дэймон) большое вознаграждение, в случае если тот отправится в Италию, отыщет в том месте его сына Дикки (Джуд Ло), прожигающего жизнь впустую, и убедит его возвратиться к себе. Рипли отправляется в путь, находит Дикки и влюбляется. В его праздность, в его свободу, в его деньги и самую малость – в него самого.
Раскрывать повороты сюжета в триллере не принято, но и без того ясно, что к концу фильма актерский состав пара поредеет.
Но, данный триллер не из тех, где воздействие разворачивается в ночных переулках. Самые красивые уголки Италии финиша 50-ых годов не только придают происходящему романтический колорит, но и приводят на ум кинематографические ассоциации: сладкая судьба Дикки Гринлифа не так уж далека от «Сладкой судьбы» Феллини, которая всего через год-второй прославитсяна Фестивале кинов Каннах и оттеснит на второй план шедевр другого итальянца, «Приключение» Микеланджело Антониони. Сам Мингелла именует еще среди источников собственного воодушевления «Маменькиных сынков» Феллини, с их центральной темой мужской дружбы – не смотря на то, что эта тема, как и все в «Рипли», получает неясные очертания.
Достоевский в юбке
Том Рипли показался на свет в 1955 году, и в его лице американская писательница Патриция Хайсмит придумала совершенного антигероя: он преступник, но читатель – либо зритель – вопреки всем нормам морали оказывается на его стороне. Не вследствие того что Рипли как-то особенно обаятелен либо приводит к сочувствию, а вследствие того что его преступления и проступки неоднократно соблазняли каждого из нас. Вся отличие в том, что мы не решились на них, а он решился. Литературные критики не преминули назвать Рипли психопатом.
Быть может, это и без того, но в романах Хайсмит – совершенно верно так же, как сейчас в фильме Мингеллы, — мы видим мир глазами самого Рипли, да и то, что извне имело возможность бы показаться патологией, предстает перед нами, как единственно оправданный образ действий.
Пуританская Америка не приняла ни Тома Рипли, ни его автора. В Европе, наоборот, Хайсмит считается одним из классиков ХХ века. Ее приглашали на обеды премьер-министры, ее книги выходили огромными тиражами, во Германии и Франции ее выясняли на улицах и доходили за автографами. Восторженным поклонником ее творчества был Грэм Грин, написавший предисловие к ее первому сборнику рассказов.
На ее похоронах в феврале 1995 года прощальные слова произносили издатели из четырех государств-членов Евросоюза; из Соединенных Штатов не приехал никто.
Значительно чаще ее сравнивали с Достоевким. Лестное сравнение, отвечала она и любезно отклоняла комплимент. Для Достоевского все моральные задачи решались религиозным покаянием в финале.
Для Патриции Хайсмит дело обстояло сложнее. «Преступник, — растолковывала она в интервью, — хотя бы ненадолго выясняется полностью свободен от всех публичных норм. Этим он меня завораживает». — «Значит ли это, что преступник для вас занимательнее, чем законопослушный гражданин?» — любопытствовал журналист. – «Да» – не колеблясь, отвечала она.
Хайсмит не стремилась шокировать добропорядочных обывателей, но все в ней к этому располагало. За немногими исключениями, храбрецы ее книг – мужчины, и тяжело сомневаться в том, что она отождествляла себя с ними. Она ни при каких обстоятельствах не была замужем и открыто вела лесбийский образ судьбы.
Ни в жизни, ни в книгах люди не вызывали у нее сочувствия – лишь отстраненное, холодное любопытство. «Если бы я имела возможность на выбор спасти из горящего дома котенка либо младенца, — сообщила она в один раз, — я выбрала бы котенка». Чем не жизненное кредо?
Гениальный господин Мингелла
«Гениальный господин Рипли» был в первый раз экранизирован ровно 40 лет назад во Франции и мгновенно сделал звездой молодого актера по имени Ален Делон. Права на экранизацию сохранил за собой продюсер фильма Робер Хаким, и за много лет многие режиссеры бесполезно пробовали их выкупить. Случай улыбнулся Сидни Поллаку.
По окончании смерти Хакима он встретился с его вдовой и двумя дочерьми на кинофестивале в Довиле. Именно перед этим дамы взглянули «Компанию» Поллака с Томом Крузом, и были о ней самого большого мнения. Сделка состоялась, и Поллак, решивший ограничиться ролью продюсера, взялся за режиссёра и поиски сценариста.
К 1995 году на счету Энтони Мингеллы было пара театральных пьес, с успехом прошедших в Лондоне, пилотный сценарий популярного телевизионного сериала «Инспектор дебютная» картина и Морс «Правильно, пылко, безумно» – про сравнительно не так давно овдовевшую даму, которая в один раз возвращается к себе и застает в том месте собственного мертвого мужа, выбирающего, какой фильм взглянуть на видео – «Фицкарральдо» либо «Бешенного быка». Эта горький комедия и привлекла интерес Поллака.
Мингелла трудился тогда над «Британским больным», но должен был на 6 месяцев отложить съемки, поскольку Рэйф Файнс играл на Бродвее «Гамлета» и не имел возможности кинуть спектакль. За эти полгода Мингелла и написал черновой вариант сценария для «Гениального мистера Рипли».
Роман Хайсмит был чисто психотерапевтическим этюдом без всякой моральной оценки происходящего. Мингелла заметил в нем что-то собственный. «Практически всем из нас, — говорит он, — случается иногда разочароваться в себе, ощутить желание и свою неполноценность стать кем-то вторым… Это как раз то, что заворожило меня в сюжете романа. Я рос в Англии сыном итальянского иммигранта и ни при каких обстоятельствах не был до конца »своим« в данной культуре, и мне довольно часто хотелось променять собственный »я« на чужое». Что совершает киногерой.
Но как возможно выдать себя за Джуда Ло, владея лицом Мэтта Дэймона? Тут-то на помощь Рипли и приходят его таланты — свойство к мимикрии, главное и дар импровизатора свойство хорошего фантазера: умение верить в собственную неправда. В противном случае говоря, Рипли блестящий режиссёр и отличный актёр, собственного рода Энтони Мингелла и Мэтт Дэймон в одном лице.
Неудивительно, что данный персонаж так притягивает кинематографистов: на данный момент на различных этапах производства находятся еще два фильма о Томе Рипли.
Рипли среди нас
Но дальше сценариста и пути писателя расходятся. У Хайсмит Рипли не только благополучно вкушает плоды собственных правонарушений, но и продолжает без всяких последствий радоваться жизни еще в четырех романах. Перед нами, в случае если угодно, котенок, спасенный автором из горящего дома.
Мингелла же не удерживается перед искушением преподать котенку моральный урок: возможно избежать ответственности за собственные поступки, но нельзя избежать их последствий. Дабы проиллюстрировать эту идея, он вводит в сюжет нового персонажа – Мередит Лог (Кейт Бланшетт), богатую молодую американку, которая влюбляется в Рипли и которую тот обречен утратить. Но будет ли для него эта утрата достаточным наказанием?
И возможно ли наказать того, чья фантазия посильнее действительности и может перекраивать жизнь по собственной мерке? Это тревожный вопрос – и потому, возможно, не так страно, что Киноакадемия не осыпала картину собственными номинациями. Американцы, вычисляющие себя нацией индивидуалистов, предпочитают закрывать глаза на личное зло.
Кто из нас ни при каких обстоятельствах не ощущал себя аутсайдером? Фильм Мингеллы напоминает нам это чувство и заставляет хотя бы на один вечер посмотреть на мир по- новому. На улице, в ночном клубе, в дорогом бутике либо на светской тусовке – посмотрите назад около.
какое количество среди нас гениальных мистеров Рипли? Вся прелесть в том, что мы ни при каких обстоятельствах не знаем точно. Кроме того сидя в темноте кинотеатра перед освещенным экраном, мы, в сущности, оказываемся в положении Тома Рипли: на эти два часа чужая жизнь манит нас больше, чем собственная.
Откиньтесь поглубже в кресле и насладитесь эмоцией безнаказанности.
Лучшие экранизации романов Патриции Хайсмит:
«Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train). США, 1951. Режиссер Альфред Хичкок.
В ролях: Фарли Грейнджер, Роберт Уокер, Рут Роман. Над данной экранизацией потрудились сходу два литературных классика: сценарий по роману Хайсмит написал Рэймонд Чандлер. Тяжело представить двух более непохожих авторов, но главной заботой сценариста были диалоги, потому, что сюжет и без того являл собой верх совершенства и простоты: два незнакомца собираются «обменяться» убийствами – любой обязан устранить человека, неугодного второму, поставив полицию в тупик отсутствием мотива.
Это первенствовалроман Хайсмит. Хичкок купил права еще до публикации, и карьера начинающей писательницы была обеспечена.
«На ярком солнце» (Plein Soleil). Франция, 1960. Режиссер Рене Клеман. В ролях: Ален Делон, Морис Роне, Мари Лафоре. В эру расцвета авторского кинематографа фильм изучил саморазрушения личности и модные темы отчуждения. Делон игрался Рипли жадно и на взводе, как и потребовала роль, но финал романа был поменян в угоду требованиям нравственности. Любопытно, что 9 лет спустя Делон опять утопил Роне в «Бассейне» Жака Дере, и в этом случае закон был бессилен.
Персонаж Делона в данной картине в полной мере имел возможность бы быть повзрослевшим, более уверенным в себе Томом Рипли.
«Американский приятель» (Der Amerikanische Freund). ФРГ, 1977. Режиссер Вим Вендерс. В ролях: Деннис Хоппер, Бруно Ганц, Лиза Крейцер.
Фильм снят по третьему роману из цикла о Томе Рипли – «Игра Рипли». Наименование экранизации выбрано неслучайно: Вендерс в жанре триллера изучил одну из собственных постоянных тем – столкновение европейской и американской культур. Хоппер прекрасен в роли Рипли, а пара напряженных эпизодов – особенно сцена убийства в поезде – в полной мере хороши Хичкока.
В роли живописца Дерватта снялся медлительно умиравший от рака Николас Рэй, создатель «Бунтовщика без идеала», в роли одного из гангстеров – второй классик американского кино, Сэм Фуллер.
«Сообщите ей, что я ее обожаю» (Dites-lui que je l’aime). Франция, 1977. Режиссер Клод Миллер. В ролях: Жерар Депардье, Миу-Миу. Одно время французскому кино угрожала опасность превратиться в театр одного актера – Жерара Депардье.
В этом случае, он совсем не доходил на роль главного героя романа «Эта сладкая боль» – молодого человека, строящего «домашнее гнездышко» для собственной возлюбленной и игнорирующего тот факт, что она выходит замуж за другого. Но, снежные пейзажи были на высоте.
«Крик совы» (Le cri du hibou). Франция, 1987. Режиссер Клод Шаброль.
В ролях: Кристоф Малавуа, Матильда Мэй, Жан-Пьер Кальфон. Примечательно, что к творчеству Хайсмит обращалось так много известных режиссеров, и каждому получалось приспособить ее материал под собственную любимую тему. Шаброль, как в большинстве случаев, повествовал о волчьих повадках французской буржуазии, перевоплотив один из лучших романов Хайсмит в солидный, но не через чур увлекательный фильм.