Тихий американец
Для посторонних «Негромкий американец» Филлипа Нойса очень не рекомендуется, но и не возбраняется. Скучноватое успокоительное кино, достаточно поверхностное. Все еще увлекательный мужчина господин Майкл Кейн, томная юная дебютантка До Ти Хай Йен, пара располневший, но обаятельный Брендан Фрейзер, вьетнамская экзотика начала 50-х годов прошлого века с белыми штанами, ресторанами, борделями, опиумокурильнями, и шпионы по углам.
Французская колония сражается с коммунистическим Хо Ши Мином, коммунистический Хо Ши Мин сражается с французской колонией, а сам Вьетнам заманчив для распространения «охоты на колдуний» изнутри Соединенных Штатов во целый подлунный мир. Вместе с «охотой на колдуний» распространяются сами Соединенные Штаты – как бы без коммунистов и колоний.
Кадр из фильма
Взглянешь, все снято доходчиво про политику, сделаешь выводы по поводу сегодняшнего Ирака и увлечешься только тем, что политики не касается – мелодрамой, экзотикой, самим фактом шпионажа. Стиль «ретро» успокаивает, как сберкасса: «И тебя вылечат, и меня вылечат». Фильм Нойса окажется про то, что в ненаше время люди не знали, что если ты в игре, то все фигня, а основное – кто кого первый загрызет. Если ты вне игры, какого именно черта претендуешь на прекрасную девушку?
Фильм окажется про то, что в ненаше время люди не во всем видели игру и вынуждены были делать выбор между прекрасной девушкой и загрызанием. Это так напряжно, что слава всевышнему, таких людей больше нет. Их честно жалко, но за себя жутко весело.
Кадр из фильма
Но в том случае, если вы не посторонний, роман Грэма Грина, экранизированный Нойсом, вы просматривали в далеком детстве в желтой обложке с коричневым заглавием, и тогда чувство пара увлекательнее. «Из-за чего они все в том месте так наивны? – задают вопросы одни просматривавшие. – В фильмах 50-х это было бы возможно (от »Третьего человека« до »На север через северо-запад«), но так как стилизация сделана не под фильмы 50-х, а лишь под сами 50-е»… «А из-за чего как раз »Негромкий американец«? – задают вопросы другие, все кино вспоминавшие второй роман из того же желтого тома, »Отечественный человек в Гаване«, что значительно забавнее и увлекательнее. – Неужто для Филлипа Нойса »Отечественный человек в Гаване« не затмил »Негромкого американца«, лишь по причине того, что за рубежом издание второе?». Все оставшееся кино думаешь над ответами как на одно, так и на второе.
Кадр из фильма
Среди данных для дум то, что храбрец Грэма Грина немолод, но средних лет. Между вьетнамцев и французов он – британский журналист, в далеком прошлом оторвавший на родину. Помимо этого, на родине, куда его хронически отзывают, журналист женат, а в Сайгоне у него любовница, от которой тяжело отказаться. Помимо этого, как раз урожденному британцу легче вторых разобраться в американских кознях, они сами к нему тянутся.
И в случае если происходящее представляется наивным, то лишь вследствие того что для него вся политика в каждые времена – стиль «ретро». Другими словами его игра пара иного уровня, она касается загрызания не ближних собственных, а течения времени. Выбор его – между всем нажитым и красивой девушкой за судьбу (супруга, деньги, положение), а таковой выбор вечен.
И вот тут кино получается по большому счету не про то, что думается, потому, что с подобным выбором Нойс открыто перемудрил.
Кадр из фильма
Он сделал две вещи, каковые его выдали. Взял на роль человека приблизительно собственного возраста «легко за пятьдесят» сэра Майкла Кейна, которому в далеком прошлом за семьдесят. Вынудил в итоге До Ти Хай Йен сообщить «ветхому» Кейну про «молодого» Фрейзера: «Да, я по нему скучаю».
Он снял кино про то, как сам опасается старости и не знает, как себя вести в «легко за пятьдесят». Так как 53-летний Нойс, также прописанный в Англии, трудится на Голливуд, а появился в Австралии, которую в далеком прошлом покинул. В Лондоне у него жена-дети, а сам мотается по миру.
Храбрец «Негромкого американца» также заедет на поле боевых действий, лишь в том месте это север Вьетнама, а в то время, когда Нойс снимал в Российской Федерации («Святой»), он на пара дней заехал в Чечню, на юг. И о прекрасных любовницах Нойса, хоть это и тайная информация, наслышаны в каждом городе, где он когда-то что-то снимал. Меньше, фильм получается очень сильно приукрашенным автопортретом инфантильного, не сильный, похотливого и тщеславного мужика, и в этом замысле он вовсе не поверхностен.
Он так же, как и прежде успокаивает, но смотрится увлекательнее. Вся эта псевдополитическая туфта делается негромким иносказанием. Негромким, потому, что Нойс вовсе не так несложен, дабы провозглашать себя.
Он может весьма легко растолковать сэра Майкла Кейна тем, что тот когда-то прославился в образе анти-Бонда, шпиона Гарри Памера («Досье »Ипкресс«, »Похороны в Берлине«, »Мозг за миллион долларов«), а сам сюжет заявить столь укорененным в кино, что экранизация Грэма Грина не очень-то и серьёзна. Еще во второй половине 30-ых годов XX века эмигрантом из России Федором Оцепом был снят похожий фильм »Сети шпионажа. В том месте вместо Вьетнама фигурировал Гибралтар.