Убить президента
Убить президента (2004) / The Assassination of Richard Nixon
драма
Режиссер: Нильс МюллерВ ролях: Шон Пенн, Наоми Уоттс, Дон Чидл, Джек Томпсон, Брэд Хенке
Фильм Нильса Мюллера «Убить президента» /Assassination of Richard Nixon, The/ (2004) – неприятный, но Шон Пенн в том месте – очень способный. Уж никакого сравнения с древесной «Переводчицей» /Interpreter, The/ (2005). И пускай сам по себе сюжет – новая версия «С меня хватит» /Falling Down/ (1993) либо мужская – «Монстра» /Monster/ (2003). И все это видено-перевидено, а не очень приятно за счет нарастающей «политкорректности». Однако, так кроме того легче.
Наблюдаешь лишь, как он играется, обычно «мимо нот», причем в хорошем смысле. В то время, когда ноты дурные, лучше мимо.
Кадр из фильма
Кто из нас хоть раз в жизни не грезил убить президента? Любого. Войну ведет (как бы во Вьетнаме), терроризм плодит (как бы в Вашингтоне), стоимость повышаеться (как бы на «Кадиллаки»), работы нет (не считая как бы торговли воздухом), а дети кушать просят. Супруга ушла, позже отыскала другого, деваться некуда, кредита не дают, все издеваются, включая родного разбогатевшего брата. Раз не дают – возможно лишь издеваться. Совокупность трудится лишь на деньги либо на людей с деньгами.
На остальных совокупность не работает, а лишь лжёт им, лжёт во главе с этим президентом, что по телевизору поет ветхие песни о главном. В голове наряду с этим играется музыка Моцарта (Бернстайна), по причине того, что интеллигент был очкастый (либо, допустим, усатый). И игрался ему Моцарт, игрался, пока не доигрался до «Реквиема». По президенту. По главе, брату, жене, собаке, себе и детям.
Против затравленного состояния нет неспециализированного рецепта. Пойти и убить, кстати – также выход, в особенности если бы все это происходило в сталинскую эпоху. Шон Пенн стал бы храбрецом, исторической личностью, убей он усатого вождя. Увы, отечественные на это не могут, а он как раз американец, и его Никсон – в полной мере обыкновенная сволочь.
Однако, желание убийства – только мечта мелкого человека, потому, что продемонстрирован хороший случай Акакия Акакиевича. Мечта в жизни кончается фантасмагорией. Акакий, например, начал мстить лишь по окончании смерти.
Кадр из фильма
Наряду с этим «Убить президента» имеет дело с настоящими событиями. В первой половине 70-ых годов XX века некоторый Сэмюэл Бикк в Балтиморе вправду постарался покуситься на святое. Какой бы сволочью ни был Никсон, для Америки он – святое.
Через чур довольно часто и небезуспешно покушались в том месте на президентов, дабы за 200 лет не выработался стойкий национальный комплекс: закон имеется религия, нарушитель закона – бес, террорист – монстр. Единственное, что в данной обстановки решили сделать создатели фильма – в XXI столетии «финиша истории», в то время, когда имеется лишь «личная судьба», постараться осознать монстра как живое частное лицо и вывести: не доводите его, не доводите до греха, ну, пожалуйста.
Создатели фильма показывают Сэма Бикка только с сочувствием и симпатией, но показывают все той же неумолимой совокупности. Да, она весьма нехорошая, в двадцать первом веке возможно уже сказать не о литературе «С меня хватит», а о настоящих событиях, и они также были нехорошие. Но другой системы нет, и все равно, когда Сэм на что-то решается – он больше не человек.
Как раз монстр, легко, согласно точки зрения создателей, это имеет две «человеческие» составляющие – полная «плохизна» плюс психзаболевание. Другими словами в итоге на все «сочувствие» остается только красочная психболезнь, а в действительности «решившийся» может только убивать, недаром ему весьма красочно подсовывают собаку.
Кадр из фильма
Лишь на таковой «сбалансированный» расклад не нужно брать Шона Пенна. В случае если артист очень способный, по-настоящему красочно вылезет только режиссерская глупость. Пенн сыграл как раз интеллигента. Кто-то сообщит – «неудачник», «завистник», «слабак». Но им продемонстрированы не неудачи, а чувство собственного преимущества, не зависть, а вера, не медленное схождение с ума, а полное крушение надежд.
Кроме того нелепо: как бы создатели ни старались местами опустить Бикка, намекая на его зацикленность на самом себе, кроме того на ужине у компаньона (Дон Чидл) его помой-му обременение посторонних собственными проблемами – лишь тонкость и искренность, основанные на доверии. Как каждый интеллигент, он считал, что приятелям возможно доверять. И детей обожал, хоть и не имел возможности уже притворяться белым и пушистым, в то время, когда пребывал в отчаянии.
А уж в конце в ресторане с бывшим боссом – и растолковывать не нужно. Сэм Бикк не убил, по причине того, что неимеетвозможности убить. По большому счету.
Вот шеф именно может, брат может, супруга может, а он – нет. Возможно, единственный из присутствующих, он – тот, кто в крайнем случае убьет лишь себя. Это и имеется настоящий финиш фильма, где дальше – лишь фантасмагория. Сцена в аэропорту, в то время, когда Пенн закидывает голову, сидя в зале ожидания, неосуществима, в случае если незадолго до он вправду убил собаку, а не всего лишь представил это себе.
Убийства по Пенну – по большому счету лишь представление. Либо напротив: в случае если Сэм Бикк столько поубивал, нереально все то, что нам продемонстрировали прежде. Не было интеллигента, Моцарта, денег и цветов для жены, неспособности соврать кроме того незнакомцу.
Кадр из фильма
Своим выполнением Пенн популярно растолковывает, что создатели фильма так ничего и не осознали про Сэма Бикка. Если бы осознали, приняли бы все без исключение, без какой-либо психболезни. А так – или не было человека, или не было монстра. Все вследствие того что Нильс Мюллер лжёт себе столько же, сколько Никсон – ему. Запрещено в настоящем кино и рыбку съесть, и на велосипеде покататься. Либо оно ненастоящее, что мы именно имеем.
Из художественных преимуществ хотелось бы отметить только новое успешное партнерство Пенна с Наоми Уоттс, как бы закономерно продолжающее их отношения в «21 грамме» /21 Grams/ (2003) Алехандро Гонсалеса Иньярриту.