Вечное сияние чистого разума
Сейчас сценарист Чарли Кауфман наделал много шума в Голливуде, последствия которого докатились и до меня. Для непосвященных напоминаю, что “Адаптация”, “Быть Джоном Малковичем” и “Признания страшного ума” – его работы. Уникальные и нестандартные.
Но на “Вечное сияние страсти” (либо “Вечное сияние чистого разума”) я отправился не только из-за Кауфмана, но и из-за Джима Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Элайджи Вуд, Тома Уилкинсона… “Звезды” желают трудиться с Чарли больше из творческих соображений и интереса, нежели меркантильных. Назвать коммерческими снятые по сценариям Чарли Кауфмана фильмы возможно только с громадной натяжкой.
Бюджет этого – 20 миллионов. Скромненько.
Итак. Джоэл Бэриш (Джим Керри) – человек спокойный и дисциплинированный. Для него нехарактерны опрометчивые поступки. Но в один раз холодным зимним утром по дороге на работу он, повинуясь неожиданному порыву, сел в электричку и отправился в противоположном направлении к морскому побережью.
И в том месте, на пустынном пляже, заметил девушку с голубыми волосами, одиноко находившуюся у воды. Он и не думал нарушать ее покой, издали и негромко удалился.
Клементина (так кликали незнакомку) сама отыскала его. И ворвалась в судьбу Джоэла фейерверком чувств и ураганом страстей.
Они были радостны совместно , пока импульсивная Клементина по окончании одной из редких ссор не решилась на отчаянный ход. Она обратилась в компанию “Лакуна” прося удалить из собственного мозга все воспоминания о Джоэле Бэрише. Ему было нужно ответить тем же.
Но на протяжении операции Джоэл внезапно осознаёт, что совершил неточность, что в действительности не желает забывать о Клементине. Но процесс запущен, возврата нет. А надежда еще живет в его сердце и мобилизует все силы в борьбе за любовь.
Он верит, что до тех пор пока осталось хоть одно нетронутое воспоминание, имеется шанс все вернуть.
Половина фильма проходит перед отечественными глазами как череда радостных моментов из Клементины и жизни Джоэла. Они через чур индивидуальные, сугубо личные, не всегда броские и приводят к сдержанному интересу. Наблюдать на них не то, дабы скучно, скорее тяжело. Влюбленные придумывают собственные забавы, им не имеет значение, чем заниматься, о чем сказать, им легко прекрасно вдвоем.
Мы же не приобретаем и десятой доли тех впечатлений, каковые выпали на долю Клементины и Джоэла. А видим только тяжелые серые облака, покрытые снегом полумрак и неказистые домики маленькой квартирки, в которой копошатся, о чем-то сюсюкаясь, две мелкие, поглощенные собой, фигурки.
Вот в то время, когда данный мир начинает исчезать в сознании Джоэла, и он вступает в войну с оператором программы, разрушающей мозг, делается заметно увлекательнее.
В тот момент еще не совсем ясно, какой итог был бы предпочтительней для нас с вами. Ну, не забудет он Клементину. И что? Будет опять получать ее размещения. Но это вам не Брюс Всемогущий. Сегодняшний храбрец Джима Керри не горазд на искромётный юмор и импровизацию.
Значит, громадна возможность тоскливой, очевиднейшей концовки. В другом случае продолжения не просматривается вовсе. Что лучше?
Вот так сидишь в раздумье и ничего не ожидаешь, осознавая, что развязка близка, но не желательна, поскольку не светит ничего хорошего. В данный миг думается, что первые полтора часа картины в целом ожиданий не оправдали. Так как они, при всех собственных художественных преимуществах, не дали нам ничего нового ни в плане идей, ни в технике съемки.
Последние двадцать мин. перевернули все с ног на голову и принесли огромное моральное удовлетворение. Все медлено поднялось на собственные места, получило смысл и форму. Оказалось как в хорошем детективе, где финал выясняется наименее возможным из всех вероятных и мало шокирующим.
Самым необычным для меня стала та легкость, с которой более чем средний сначала сюжет перерастает в разряд практически выдающихся, и как скоро и незаметно отношение к фильму изменяется на прямо противоположное.
Концовка впечатляет и замыкает зрителя на самого себя, оставляя наедине с нахлынувшими неожиданно мыслями. И ты нечайно возвращаешься назад, прокручивая в памяти ответственные моменты и смакуя. Накопившиеся в течение сеанса ожидания вырываются наружу, додавая “Вечному сиянию” дополнительные очки. Действительно, спустя несколько дней наступает некое отрезвление, и как раз тогда осознаёшь подлинную цену этого фильма.
Она довольно большая, и лишь.
Картина держится на сценарии, а это не все. Остальные компоненты в той либо другой степени ему уступают, что режиссура, что звук, что эффекты…
Джим Керри оптимален. Он неспешно приучил народ к восприятию самого себя не только как блестящего комика, но и как сильного драматического актера, и держит марку.
Роль Керри – центральная по сценарию и самая объемная. Остальные помельче. Из них запоминаются лишь Кейт Марк и Уинслет Руффало. Удручает работа Кирстен Данст. Похоже, ее коснулся “синдром Маколея Калкина”.
Так выделялась она в детском возрасте, так невзрачна на данный момент. Может, никак не отыщет собственную роль, разрешившую юный актрисе по-настоящему раскрыться? Хотелось бы в это верить.
“Вечное сияние чистого разума” – не лучший фильм о утрата памяти, как утверждают кое-какие журналисты. Он по большому счету не об этом. Он – о любви, ее сущности, истоках, тайнах.
Желаете определить о любви побольше? Тогда смотрите.