Властелин колец: возвращение короля
Кадр из фильма
Толкиенисты дождались. Отрицательной рецензии на третью серию «Властелина Колец» тут не будет. Не будучи толкиенисткой, я все равно не могу обидеть милых девочек из пресс-рума, ничем лично меня не обидевших.
Это вовсе не означает, что кто-то прогнулся перед матюгами и хамством, по полгода преследовавшими две первые рецензии на «Властелина Колец». На них, возможно, вероятна единственная реакция – удивление, какой кайф ловят толкиенисты, изощряясь, как бы побольнее задеть незнакомого человека. Другими словами любители гарантированных чувств обижают также с гарантией.
Факт интересный, но, все – плюсквамперфект.
Кадр из фильма
Итак, состояние «Пушкинского» на три часа VIP-премьеры «Возвращения Короля». Далеко не весь зал смеялся и плакал, и дружно хлопал в ладоши, но это делали многие, и делали все три часа, и зал вправду был переполнен. Что ясно не только фанатам.
Питер Джексон снимает громадной и вероятный мир, а вот то, что в любой момент картина вероятного помой-му происходящего в чем-нибудь, да неестественна – его творческий принцип. Он сознательно поднимается на котурны – как в природах и городах, так и в эффектах, в диалогах, в работе с актерами. Джексон знает достаточно любопытную вещь: искусственность, имманентную внутренней жизни любого в двадцать первом веке.
И если она выражена столь полно по кино, любой взрослый заметит в «Возвращении Короля» красивую детскую сказку.
Кадр из фильма
Действительно, сперва кроме того фанаты замерли, чего внезапно сходу Смеагол-Голлум не с Фродо и Сэмом на подходе к Мордору, а в зеленой траве и хоббитовском виде. Но скоро сообразили, что таковой третий зачин Джексона – флэшбэк о наглядной деградации личности – логичен в связи с тем, что Голлум был самой громадной сенсацией второй серии. Дальше зал и начал восхищаться.
В случае если брать по статистике громкости, самые бурные аплодисменты раздавались на сценах с огнем. В то время, когда наместник Гондора пробовал сжечь заживо родного Фарамира, а сгорел сам, и в то время, когда тот же Голлум с кольцом канул в геенне огненной. Ну, это тем более ясно.
Еще весьма хлопали в ладоши, в то время, когда Элронд явился в шатер Теодена у стенку Минас-Тирита и, наконец, уговорил Арагорна стать самим собой, другими словами гондорским королем. И еще в то время, когда Арагорн наконец-то в финале поцеловался с Арвен. Самый гомерический хохот, соответственно, раздался в двух местах – оба связаны с Пиппином.
Отдавая ему перед разлукой собственные последние сигары, кроха Мерри увидел как бы из отечественного обыденного мира: «Пип, ты через чур много куришь». А у порога наместника Гэндальф предотвратил: «Денетор – папа Боромира. Еще неизвестно, как он будет расстроен вестью о смерти любимого сына. Исходя из этого не скажи ему. И о том, где на данный момент Фродо, о кольце также не скажи. И об Арагорне ни слова.
В общем, лучше тебе всю дорогу молчать, Перегрин Тук».
Кадр из фильма
Самой захватывающей для зрительного зала стала последняя треть хронометража с битвой и еще битвой. Дело в том, что целый фильм шел параллельный монтаж. Путь Фродо, Сэма и Горлума до Роковой горы с соответственно разворачивающейся камерной драмой клеветы и жажды власти, несложной и выпуклой, всегда перемежался с умышленно эпическими батальными и массовыми сценами, в то время, когда Гэндальф, Гимли, Леголас и Арагорн вместе с Теоденом подготавливаются отразить атаку орков и назгулов.
И вот в то время, когда драма Фродо достигла как бы внутреннего накала, в параллель ей пошло сражение с драконами, катапультами, призраками и кораблями, и таковой монтаж на чисто физиологическом уровне гарантирует неравнодушие. К тому же для самых скептичных умов был заготовлен ритмический постскриптум. По окончании победы Гэндальф больше «не ощущает» Фродо, а ужасный глаз Саурона все горит и горит.
Дело, значит, табак, и все братство решается на отвлекающий маневр. Тут также звучали аплодисменты – в то время, когда Фродо и Сэм практически взобрались на гору, и глаз их чуть не стёр с лица земли, но Тёмные врата открылись пред объединенными силами братства, загремел отвлекающий бой, и глаз все же отвернулся.
Кадр из фильма
Само собой разумеется, из-за обилия происходящего ритм достаточно медленный, к тому же Джексон во многом трудится на фанатов. Многие большие замыслы – особенно замыслы Арвен – прямо предполагают синхронное мысленное цитирование романа. Другими словами человек знает наизусть и ожидает иллюстрацию к обожаемому тексту. Однако, ритм заметен.
В то время, когда «скрипела земная ось», она так как также не стояла. Ну, а странности Арвен прощаются необычным сочетанием цвета глаз Лив Тайлер и цвета ее платка. Единственное, с чем, думаю, кроме того фанаты не примирятся – уже чисто киношная иллюстративность самого-самого финала.
По окончании продолжительных мрачного пламени и часов тьмы, с одной стороны, весьма привлекательно возвратиться в солнечный Шир, где все так прекрасно и зелено. Изящество мирного Средиземья в принципе радует глаз. Иначе, все сюжетные отработки: с Бильбо, книгой, созданием и отплытием семьи Сэма, и вот уже дети пошли – даны чисто перечислением.
Легко приятель за втором, скороговоркой, без внутреннего стержня, «только бы успеть». Это некинематографично.
Кадр из фильма
Но кроме того для самых-самых скептиков все кино также было, на что не наглядеться. Вот представьте себе усталых важных предпринимателей, каковые годами все планируют, планируют сводить семью в кинотеатр и никак не соберутся. Они не видели ни «Пиратов Карибского моря», ни какую-нибудь «Власть огня» либо «Атаку пауков». Им очевидно имеет суть дойти как раз до «Возвращения короля».
До новых разработок. Все интересные эффекты всех перечисленных фильмов и еще многих сейчас собраны тут, как в каталоге, и также – как новый мир. Летающие драконы. Паучиха в пещере. Привидения с гор. Мои любимые типа лошади орков (не помню, как именуются). Средневековые города, вырубленные в горе.
Рукодельные мраморные дворцы и узкие улочки. Ужасный огненный тёмный шар. Совсем шикарный электрический глаз.
И все это – рядом с естественными, неподдельными, белыми, вороными, каурыми, пегими гордыми лошадями. Имеется, имеется, о чем помечтать.