Война и мир
Паром, что разве что ленивый критик еще не обозвал Титаником. |
Через два года по окончании “Особенного мнения” Стивен Спилберг снял “Войну миров” — весьма спорную, необыкновенную, но, непременно, качественную экранизацию одноименного романа Герберта Уэллса. Режиссер смешал в ленте домашнюю мелодраму, ретрофантастику и ужастик. Коктейль оказался гремучий, трудноусваиваемый.
В качестве аперитива нам предлагаются зарисовки на тему бытовых американских сокровищ — трудолюбивый крановщик Том Круз, частокол звездно-полосатых знамён на зданиях, трудности в семье и маленькая каменная церковь.
Шагающие “треножники” словно бы сбежали из фантастических сериалов 1930-х годов и сначала выглядят нелепо в современном окружении. Толпы обезумевших людей, окружившие машину главных героев, напрямую позаимствованы из зомби-кинематографа. Одна из лучших сцен картины — папа с дочерьюпрячутся в доме от инопланетян — снята по всем канонам хоррор-фильмов.
И, что особенно полезно, эмоциональный накал последних двадцати мин. “Войны миров” так велик, что смешанные тут жанры сплавляются воедино, образуя что-то совсем новое — убедительное, сильное и захватывающее.
Единственная боевая сцена в фильме. Происходит за бугром, зрителю не видна. |
Концовка выглядит оборванной: лишь только главные храбрецы успели подорвать похитивший их “треножник”, как в следующих сценах инопланетяне по-стремительному начинают заворачивать ласты. К счастью, Спилберг не переборщил с героикой — Том Круз спас от смерти не всю планету, а лишь собственную дочь. Участь инопланетян приблизительно соответствует сценарию Уэллса: монстры попили водички из канализации, скушали гамбургер и погибли, по-видимому, от ураганнойдизентерии.
Обычно Спилберг жертвует здравым смыслом и логикой картины для ее эстетического совершенства. Такие шедевральные находки, как горящий поезд, одежда, падающая с неба среди леса, необычные лучи смерти — то сжигающие людей в пыль, то режущие автомобили пополам; ненужный по сюжету паром а-ля “Титаник” (кроме того старомодная музыка играется), чудесным образом выживший сын, что, разумеется, до конца данной истории принципиально не мылся и встретил отца чумазым — все это одновременно и недочёт фильма, и его огромное визуальное преимущество.
Какие-то неуклюжие люди тянутруки к машине и злобно орут. Необычно, что у главных героев не выяснилось с собой святой воды. |
Огилви — свихнутый санитар. У Уэллса он был культурным астрологом. |
Результат: жанровая пестрота фильма вряд ли понравится практически всем зрителей, но все его недочёты с лихвой искупаются замечательной энергетикой, гениальными съемками и размашистыми, верно дозированными эффектами.