Вы не оставите меня
«Вы не покинете меня» Аллы Суриковой на столичных экранах
Вы не покинете меня (2006)
драма / мелодрама
Режиссер: Алла СуриковаВ ролях: Александр Балуев, Елизавета Боярская, Михаил Боярский, Сергей Никоненко, Мария Кузнецова
1952 год. Нестоличный город, что глухой провинцией, но, не назовешь. Местный чекистский шеф (Михаил Боярский) играется в большой теннисе с чужестранцами и превосходно изъясняется по-английски, столичные музыканты приезжают ко мне на гастроли (роль орденоносного скрипача-виртуоза стала блистательным камео Николая Фоменко), а драмтеатр города прославлен на всю территорию страны.
И основная звезда в нем – живописец-постановщик, которому то ли природная скромность, то ли глубокая убежденность в том, что для рожденных в империи лучшее место проживания – провинция, не разрешает покинуть город. В роли живописца Алла Сурикова снимает Александра Балуева – не просто состарив его на пара лет (храбрецу пятьдесят два), но старательно изгоняя из вида актера все, что в далеком прошлом и прочно притягивает к нему режиссеров: мужскую стать, мужественные, большой лепки черты лица, выделенный маленькой стрижкой верной формы череп.
В данной картине на голове у Балуева хаотичный пушок редеющих волос (будь он дамой, прическа именовалась бы «воронье гнездо»), на носу – круглые очки, до неузнаваемости меняющие лицо, одет он во что-то художественно-балахонистое, скрывающее фигуру. Единственная балуевская «опция», покинутая Суриковой за актером, – свойство завлекать дам независимо от их социального положения и возраста.
Кадр из фильма
Его супруга – юная актриса театра, избалованная дочь чекистского босса, капризная, взбалмошная, но, наверное, честно влюбленная в супруга особа в исполнении Елизаветы Боярской. И в случае если довольно ее героини еще смогут появиться сомнения (гениальна она в действительности либо только в глазах влюбленного в нее мужчины), то относительно таланта самой Боярской по окончании фильма сомнения вряд ли останутся. в течении всей картины она по-эквилибристски умело балансирует на преданности и грани эгоцентризма, проницательности и глупости, провинциальной спеси старлетки, возомнившей себя примой, и жаждой помогать мастерству.
Ее родители, папаша-плейбой (Михаил Боярский выглядит на экране значительно молодцеватее собственного зятя) и негромкая красивая женщина мама (Наталья Селезнева), одобряют брак дочери, и супружеская жизнь храбрецов имела возможность бы быть идеально радостной (незапланированная покупка и неприготовленный обед шубы не в счет), но в один раз он вынимает из почтового коробки открытку, направленную жене…
Адресат, некто Виктор, пишет о счастье мимолетной встречи в Крыму, о глубоком впечатлении, которое оставила у него юная дама, о себе – инженере закрытого столичного НИИ, об увлекательном проекте, что он разрабатывает, словом о жизни, манящей и прекрасной, как любая незнакомая судьба. Супруг не показывает открытку жене, но отвечает сам.
Завязывается почтовый роман, признание в любви, договоренность о встрече – все то, что, произойди история лет сорок-пятьдесят спустя, назвали бы провокацией. Но храбрец вовсе не думает никого провоцировать: легко он так очень сильно влюблен, так страшится утраты, что готов, уж в случае если разлука суждена, ее ускорить – ожидание невыносимо. И пускай любимой дастся тот, кто моложе, прекраснее и посильнее…
Как раз ужас утраты и мазохистское желание провал приблизить дает фильму то, чего меньше всего ожидаешь от картины Суриковой: замечательнейшее напряжение. Причем происходит данный саспенс на фоне глазом умелого комедиографа замеченных сцен из судьбы провинциального театра: истерики неувядающей премьерши (Елена Сафонова) и здорового цинизма премьерши, старению подверженной (Галина Бокушевская); нарцисизма премьера (Игорь Скляр); беззащитных криков режиссера (Сергей Никоненко); испуга директора (Андрей Федорцов); интриг бессменного исполнителя роли Ленина (Юрий Кузнецов) и всеведающей секретарши (Мария Кузнецова).
Алла Сурикова из режиссеров, которых принято вычислять «генералами» русского кинематографа, тех, чья работа неизменно финансируется страной, кому очень просто кроме того в маленьких ролях занять знаменитых актеров (неразлучную несколько алкашей в картине сыграли Александр Адабашьян и Михаил Мишин), кого чтут (иногда из чьи) работы и вежливости коллеги при выходе на экран время от времени приводят к недоуменному пожатию плеч и законный вопрос: «Чего ему еще не достаточно, для чего подставляться?» – последняя премьера Эльдара Рязанова тому примером. В этом случае задавать таковой вопрос Алле Суриковой было бы неуместно. Ответ понятен: она снимала собственный фильм легко вследствие того что до сих пор может снимать кино.
Кадр из фильма
Да, на данный момент сценарии с храбрецами старше сорока в успешных студиях не приветствуют; да, фильм выходит немыслимо мелким тиражом, и опасения прокатчиков в полной мере понятны (одно наименование способно отпугнуть зрителей), но как же время от времени приятно взглянуть кино с внятно выстроенной драматургией (сценарий написан по повести Сергея Ашкенази «Григорий Евсеевич»), продуманностью и живыми характерами каждого эпизода. Рядом с некоторыми из премьер нынешней осени – самодеятельными «Дикарями» (2006), неприлично молодящейся «Флэш.кой» (2006), манерно-невнятным «Многоточием», перечень возможно продолжить, – у фильма Суриковой вправду в случае если и не генеральская, то полковничья осанка. Недаром все-таки говорят, что дамы выносливее мужчин.