Выбор капитана корелли, медвежатник, любовь зла…, любовь зла…, любовь зла…, медвежатник
«Медвежатник» /Score, The/ (2001)
Постановка: Фрэнк Оз
В ролях: Эдуард Нортон, Роберт Де Ниро, Марлон Брандо
Кадр из фильма
Типовой фильм о Громадном ограблении, каких снято немеряно, разработка изготовления известна до мелочей, а наблюдать так же необременительно, как в сотый раз слушать ветхую мелодию. Основная приманка – три наибольших американских актера трех поколений (~30,50 и 70 лет), включая великого и страшного Брандо, что снимается очень редко, меньше чем за лимон под камеру не делается, меньше гиппопотама не весит и режиссеров третирует почем напрасно, так что сцены с ним, говорят, снимал не Оз, а Де Ниро, которого Брандо уважает со времен «Крестного отца».
Роли распределены в соответствии с статусом и возрастом: Нортон играется молодого талантливого рвача, Де Ниро – мастера в расцвете медвежьих сил, Брандо – усталого и запутавшегося в долгах клиента. Предмет желания – алмазный скипетр (кстати, французский), хранящийся, как кощеево яйцо, за семью поясами охраны, семью цементными стенками, семью решетками, семижды семью камерами и семьюстами семьюдесятью семью лазерными лучами в сейфе с семью шифрами.
Очевидно, замысел операции создан налетчиками с такой же детальностью, с какой в сценарии создана последовательность непредвиденных помех на их пути – в противном случае какой же саспенс? Само собой, во взаимоотношениях уголовной тройки имеется интрига, а в конце фильма торжествует жанровая справедливость, в соответствии с которой честный и недобросовестный преступники приобретают по заслугам — любой собственный. В накладе остаются лишь французы, о которых все забыли.
«Выбор капитана Корелли» /Captain Corelli’s Mandolin/ (2001)
Постановка: Джон Мэдден
В ролях Ник Кейдж и Пенелопа Крус
Кадр из фильма
Взяв «Вручения Оскара» за «Влюбленного Шекспира», Мэдден вконец расслабился и снял безразмерную мелодраму на фоне греческой природы и второй мировой. Дано: остров в Эгейском море. Дом, где с отцом-доктором живет гордая гречанка (она же Пенелопа и испанка). Местный партизанский начальник Мандрас, он же жених Пенелопы. Итальянский капитан Корелли, сладкозвучно играющий на струнных инструментах.
Гористые берега, германские и итальянские оккупанты, прочий колер и морская синь локаль. Требуется продемонстрировать: любовь между капитаном и гречанкой, благородство непокорных греков, благородство легкомысленных итальянцев, жестокость и коварство тевтонских завоевателей. Для показа не жалко ни пленки, ни пафоса, ни шаблонов, столь механически употребляемых, что из-под них выглядывают ослиные уши.
Воздействие (как и в «Перл-Харборе») начинается только по окончании того, как на охи, нюни и вздохи уйдут две трети фильма. Италия капитулирует перед англо-американскими армиями и гитлеровцы предлагают итальянцам сдать оружие.
Кадр из фильма
Те затевают ссору, на протяжении которой немцы открывают пламя и убивают пара человек, по окончании чего Корелли со своей ротой переходит на сторону партизан и оказывает сопротивление германскому десанту, позванному в помощь гарнизону. На протяжении бомбежки гибнет куча мирных обитателей, гитлеровцы легко берут остров и расстреливают бывших союзников за предательство. В живых остается только зачинщик тщетной бойни, которого пожалел и не добил контрольным выстрелом привычный нацист.
Ему-то (не нацисту, а зачинщику) в приз и достается Пенелопа. И если вы думаете, что режиссер осознал, что снял, то очень сильно ошибаетесь.
«Любовь зла…» /Shallow Hal/ (2001)
Постановка: Бобби и Питер Фарелли
В ролях: Джек Блэк, Гвинет Пэлтроу, Джейсон Александер
Премьера: 10 января 2002 года
Кадр из фильма
Братцы, приправившие американскую комедию кишечным юмором, сочли, по собственному признанию, что со хохотом через тошноту пришло время завязывать и пора смеяться через слезы («вынудить зрителей смеяться и плакать в один момент»). В следствии на свет показалась история о том, как заскриптованный (см. сноску в конце) небольшой, засматривающийся на красоток, выясняется в одном лифте с Энтони Роббинсом (всамделишным экспертом по программированию успеха), что под обмороком изменяет ему зрение.
Хэл тут же влюбляется в слоноподобную Розмари (Пэлтроу в латексном облачении и весом с Марлона Брандо), которая представляется ему в преломленном виде красоткой. Юмор, извлекаемый из данной ситуации братьями, сводится, конечно, к обыгрыванию разности в это же время, какой видят Розмари окружающие, и какой ее видит храбрец. Под худенькой Пэлтроу ломаются стулья, а ее ухажер с удивлением рассматривает трусы 65 размера.
Зрителю формально предоставляются обе точки зрения, но в конечном итоге с ним желают выполнить практически тот же трюк, что проделали с храбрецом – заставить не подмечать противоречий между кажимостью и действительностью. Допустим, что храбрецу переделали глаза, но осязание-то у него осталось, и первый же телесный контакт, на протяжении которого естественным образом сравниваются размеры фигур, обязан убедить его в том, что очевидность возможно обманчивой.
Допустим, что хорошие уроды кажутся ему красавцами – но тогда злые красивые мужчины должны казаться ему уродами. Но ничего аналогичного не происходит, и Хэл пребывает в заблуждении , пока его не возвращают в исходное состояние.
Остается напомнить, что в «Офицерской палате» Франсуа Дюпейрон решает, по сути дела, ту же задачу, что братья Фарелли, но без гипнотических штучек, по русской максиме «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас каждый полюбит» — и без того продолжительно приучает зрителя (в значительной степени мнимого, потому, что коммерческий успех не угрожает) к покалеченному лицу храбреца, что оно начинает казаться ему практически прекрасным.
Примечание. Заскриптованный — бессознательно делающий программу («скрипт»), положенную в него родителями. То же, что «закомплексованный», но в американском технологическом духе.