Загробный кинотеатр
Лучшее на DVD: японское кино с того света «По окончании жизни», корейский метафизический триллер «лучшая экранизация» и Тайное сияние Платонова «Одинокий голос человека».
По окончании жизни
«По окончании жизни»
Япония, 1998
Режиссер: Хирокадзу Корэ-Эда
В ролях: Киоко Кагава, Эрика Ода, Сусуму Тераджима
Язык: японский, русский закадровый, английские субтитры и русский
Юнидиджитал Трэйдинг
Погибнув, люди попадают в что-то наподобие загородного пансионата, где ими занимаются социальные работники, также погибшие. За чемь дней покойные должны определиться с самым броским воспоминанием собственной жизни, соцработники – перенести его на кинопленку, а с наступлением уик-энда – продемонстрировать своим подопечным итог. К концу сеанса погибшие зрители, они же и храбрецы, растворяются в трансцедентном, а загробный пансионат готов принять следующую команду новеньких…
Всевозможных «судеб по окончании жизни» в истории кино накопилось предостаточно, но прежде всего на ум приходит остроумное чистилище-кинотеатр Хирокадзу Корэ-Эда. Тут, конечно же, и придумка сама по себе блестящая, плюс выполнение по-японски ненавязчивое и аккуратное – страшно представить, какой бы из данной философско-религиозной мысли, балансирующей на грани банальности, вышел голливудский фильм.
Имеется тут чем заняться и «сложным» зрителям, принимающим любой поход в кино как еще один визит в платонову пещеру. И зрителям «несложным»: в загробном пансионате разыгрываются хитроумные лав-стори, в то время, когда в чужих воспоминаниях, к примеру, начинает фигурировать возлюбленная сотрудника потусторонней киностудии, которому необходимо снимать про это фильм. И комедии – одна из клиенток никак неимеетвозможности отыскать в памяти в собственной жизни ничего значительного, не считая Диснейленда.
Умные и провокативные зрелища редко бывают яркими и жизнеутверждающими. «По окончании жизни» – фильм о фильме, в котором режиссёры и зрители погибли – относится как раз к данной категории.
Тайное сияние
«Тайное сияние» /Milyang/ (2007)
Республика Корея, 2007
Режиссер: Ли Чан-дон
В ролях: Чон До-ён, Сон Кан-хо
Язык: корейский, русский закадровый, русские субтитры
«Настроение»
Еще одна яркая история на тему памяти, жизни и утраты вечной – «Тайное сияние», лучшая южнокорейская картина 2007 года. Юная вдова Син-э переезжает с малолетним сыном в маленький провинциальный город Мирян, что переводится как «тайный солнечный свет», дабы начать жизнь заново. Скоро ее сына похищают и убивают.
Син-э, пройдя поочередно через истовое богоискательство и столь же энергичное богоборчество, так и не приобретает ответа на вопрос «для чего?» и как простому человеку жить дальше с данной пустотой.
Длиннющий двухчасовой артхаус Ли Чан-дона умело дрейфует между метафизикой и триллером – не самый надёжный маршрут, учитывая, что вся интрига сфокусированна на одной героине, которая целый фильм пребывает в полном одиночестве. Но Чо До-ён справилась с ролью изумительно – это, пожалуй, основной козырь «Тайного сияния»: целый фильм держится на ней (что подтвердило и каннское жюри, вручившее актрисе приз за лучшую женскую роль) и неодушевленном, правильнее – бездушном солнечном свете, два часа заливающем картину с какой-то нечеловеческой бессовестностью.
Сотрудничество храбреца с освещением ни при каких обстоятельствах, пожалуй, не было столь изматывающим и драматичным, как тут, а полный мрак – столь ярко освещенным. Комфортная темнота загробного кинозала из фильма Корэ-Эда, что необходимо наблюдать ни до «Тайного сияния», а, само собой разумеется, по окончании, покажется броским детским праздником.
Одинокий голос человека
«Одинокий голос человека»
Российская Федерация, 1978
Режиссер: Александр Сокуров
В ролях: Андрей Градов, Николай Кочегаров, Татьяна Горячева, Владимир Дегтярев
Язык: русский
«Большой замысел»
Храбрецам, посмотревшим за грань и живущимдальше с воспоминаниями об замеченном, посвящен и полнометражный дебют Александра Сокурова «Одинокий голос человека». Фактически, за грань тут заглядывала и жилаза гранью целая страна: в базу картины положены три повести Андрея Платонова – «Река Потудань», «Происхождение мастера» и «Сокровенный человек».
Сокуров вытягивал в «полный метр» собственный вгиковский диплом, неправдами и правдами раздобыв обрезки цветной пленки, каковые чередуются с черно-белыми. И то и другое было отечественного производства, так что фильм в далеком прошлом уже нуждался в реставрации, за которую взялся наконец-то «Большой замысел» и справился с задачей очень хорошо.
Запредельная галлюцинозная вселенная «Одинокого голоса» заиграла свежими красками, получила вторую жизнь и до сих пор создаёт чувство грозное и гипнотическое. Сокуровский дебют, взявший на закрытом показе опрометчивое одобрение Тарковского, тут же был положен на полку и вышел на экраны только десять лет спустя – в перестроечном 1987-м. С того времени он так и остается лучшей экранизацией Платонова: было еще пара постановок, каковые выветрились из памяти весьма скоро.
А эта – все кроме этого светится: очевидно (необычная светопись оператора Сергея Юриздицкого) и тайно – суть фильма, как и при чтении текстов Платонова, постигается с большим трудом, но по окончании финальных титров ощущаешь себя настоящим победителем.